Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастерская художественного слова»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство

Класс: 2


Паспорт программы

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерская художественного слова».

Срок реализации программы: 10 месяцев

Цель программы: обучение основам искусства художественного чтения

Возраст обучающихся: 8-9 лет (2 класс)

Направленность программы: художественно-эстетическое

Вид программы: краткосрочная

Уровень реализации: дополнительное образование

Уровень освоения программы: базовый

Способ освоения содержания образования: креативный

Пояснительная записка

Программа «Мастерская художественного слова» разработана на основе и в соответствии с государственными требованиями к содержанию и структуре дополнительной общеобразовательной программы. Программа художественной направленности.

Программа разработана и основана на следующих нормативных документах:

    Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
  • Приказ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470, от 30.09.2020 N 533)
  • Федеральный государственный стандарт основного общего образования;
  • "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России" от 31.03.22 г. N 678-р;
  • Примерными требованиями к программам дополнительного образования (Приложение к письму Департамента молодежной политики воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844);
  • Постановлением от 21 марта 2022 года N 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16
  • Устав МБОУ - лицей

Актуальность программы

Разработка данной программы вызвана необходимостью, возникшей проблемы с современной речью в общении детей, подростков и молодежи . Одна из проблем - это то, что в настоящее время подростки и молодежь общаясь в Интернете, просматривая современные фильмы и телевизионные передачи, черпают не совсем эстетико-художественную речь, тем самым забывая о высокохудожественной культурной русской речи.

Другая проблема - это множественное заимствование иностранных слов и замещение ими наших исконно русских слов и выражений.

Тем самым мы уходим от «сокровищ родного слова». В подобных случаях иноязычное слово не обогащает наш язык, а заменяет целый набор выразительных русских слов. Ломоносов М.В. говорил, что иностранные слова«вкрадываются к нам не чувствительно, искажают собственную красоту нашего языка, подвергают его всегдашней перемене и к упадку преклоняют».

Педагогическая целесообразность

Таким образом, программа «Мастерская художественного слова» поможет обучающимся не только освоить знания, умения и навыки по технике и логике речи, искусству художественного слова, но и в развитии культуры речевого общения, расширении кругозора чтения, повышении общекультурного уровня школьника.

В начале знакомства с программой обучающиеся не знают своих возможностей в художественном чтении. Помочь ребенку раскрыть свой потенциал, скорректировать и развивать его, нацелить на успехи, достижения положительных результатов.

Дикция, дыхание, голос, орфоэпия, логико-интонационные закономерности устной речи -это стороны речевого мастерства. Работа над речью у обучающихся требует сугубо индивидуального подхода, специальных усилий, поэтому ведётся и в группе и отдельно с каждым обучающимся.

Цель программы: обучение основам искусства художественного чтения.

Задачи:

Предметные:

    Освоение детьми знаний, умений и навыков в области техники речи.
  • Обучение логическому разбору и постановке действенной задачи при исполнении художественного произведения.

Метапредметные/ развивающие:

    Развитие осмысленной ясной, грамотной речи в быту, в общении и в условиях сценической деятельности обучающихся.
  • Развитие и расширение интереса, обучающегося к хорошей литературе, приобщение его к культуре чтения.

Личностные/воспитательные:

    Воспитание творческой инициативы и приобретение детьми опыта творческой деятельности.
  • Предоставление возможностей самореализации в художественно-исполнительском творчестве через участие в театрализованных постановках и конкурсных мероприятиях.

Новизна и отличительная особенность образовательной программы «Мастерская художественного слова» от других программ художественно- эстетической и социально-педагогической направленности состоит в том, что программа способствует решению проблемы самореализации, социализации и профессиональной ориентации подростков и молодежи в современном обществе через формирование у них системы знаний, умений и навыков, а именно привлечение к новым формам общения.

Уровень освоения программы - базовый.

Адресат программы. Программа составлена для обучающихся от 8 до 9 лет - 2 класс

Организация и режим занятий

Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерская художественного слова» рассчитана на детей 8-9 лет. Основанием для приема в детское объединение является желание ребенка и согласие родителей или их законных представителей.

Обучение в течение летних каникул предполагает использование групповых форм занятий. Состав группы 15-30 человек.

Занятия проводятся групповые по 40 минут. Каждое занятие начинается с инструктажа по технике безопасности, включает теоретическую и практическую части.

Формы организации обучения: групповые. На групповых занятиях, проводится тренинг речевого аппарата, читаются лекции о выдающихся мастерах художественного слова, отрабатываются литературные композиции.

Ожидаемые результаты

Личностные качества обучающихся формируются и отслеживаются в соответствии с ключевыми компетенциями ФГОС (Хуторской А.В. «Ключевые компетенции и образовательные стандарты»):

    Учебно-познавательные;
  • Ценностно-смысловые;
  • Общекультурные;
  • Социально-трудовые;
  • Коммуникативные;
  • Личностного самосовершенствования.

Предметные результаты.

В результате освоения Программы «Мастерская художественного слова »обучающиеся приобретут следующие знания, умения, навыки:

    Знание об основных норм литературного произношения текста;
  • Умение работать с литературным текстом;
  • Навыки по использованию голосового аппарата, владению дыханием;
  • Навыки владения выразительными средствами устной речи;
  • Навыки по тренировке артикуляционного аппарата;
  • Умение выполнять и проводить комплексы речевой гимнастики с элементами дыхательного, артикуляционного и голосового тренинга, в том числе и с элементами сценического движения.

Метапредметные результаты:

    Умение самостоятельно развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • Смысловое чтение;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Формы подведения итого в реализации образовательной программы

Так как программа реализуется в системе дополнительного образования, она не предполагает зачетно-экзаменационной системы контроля за результатами освоения. Успехи, достигнутые учениками, демонстрируются во время проведения творческих мероприятий и оцениваются с учениками, педагогами, родителями. Для этого используются такие формы: игра-путешествие, инсценирование, конкурсы чтецов, викторины, творческие выступления на праздничных мероприятиях.

Проверка выполнения программы осуществляется педагогом в ходе занятий и по качественному уровню исполнения тех заданий, которые готовятся детьми (отрывки, или целостные литературные произведения), и затем приобретают сценическое воплощение.

Учебный план

Раздел

Содержание разделов

Кол-во
часов

Форма контроля

1

В мире слов

9 часов

Игра-путешествие

2

Культура речи

13 часов

Инсценирование

3

Стихотворная речь

10 часов

Конкурс чтецов

4

Искусство красноречия

8 часов

Викторина

Итого:

40 часов

Содержание программы

1 раздел. «В мире звуков». Артикуляционный аппарат и природа правильного дыхания. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Звукоподражание. Слова - синонимы. Добрые слова. Слова - антонимы. Слова - омонимы. Крылатые слова. Слова-родственники (об однокоренных словах). Мастера художественного слова (фонотека, стихи-сказки).

Речевые разминки. Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам». В.Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Игры «Подбери слово», «Кто быстрее», «Лишнее слово».

2 раздел. «Культура речи». Значение орфоэпии для культуры речи. Орфоэпия. Законы правильной современной литературной речи. Ударение в русском языке. Имена, отчества, фамилии. Произношение гласных (пословицы, поговорки, рабочие тексты). Техника речи. Дыхание. Голос. Координация слова с движением (опосредованно, на материале стихов). Логика речи. Логическое ударение. Логическая пауза.

Миниатюра «Всё в порядке» Э.Н.Успенского. С.Маршака «Двенадцать месяцев». Выбор интонации. Чтение по ролям. Диалоги героев. Инсценировка.

3 раздел. «Стихотворная речь». Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм", "рифма", "музыкальная организованность. Характерные особенности стихотворной речи. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений. Характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.

Практическая фонетика. Скороговорки. Считалки. Загадки. Проба пера. И.А.Крылов - мастер басни. Инсценировка стихотворения. Работа в группах. Конкурс на лучшее чтение басни.

4 раздел. «Искусство красноречия». Знакомство с понятием «красноречие». Искусство речи и искусство художественного чтения. Деление текста на логические части. Чтение по ролям. Инсценирование текста. Игра «Репортер». Игра-инсценировка. Н.Носов. «Живая шляпа».

Условия реализации программы

Методическое обеспечение программы

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • Наглядные (наблюдение, демонстрация);
  • Практические (упражнения воспроизводящие и творческие).

В распоряжении педагога по художественному слову самые разнообразные формы проведения занятий: игры, беседы, исследовательская работа (книги, музеи), встречи, дискуссии, репетиции, праздники (семейно-клубного типа), конкурсы, концертные выступления, свободное общение.

В результате, развивая интерес воспитанника к чтению и литературе педагог имеет возможность разностороннего поиска связующих нитей между книгой и окружающей воспитанника жизнью.

Разнообразие форм помогает педагогу органично расставлять акценты на истинных нравственных ценностях, обеспечивающие нужное восприятие их воспитанником, а также ненавязчиво направлять его к осознанию себя и каждого человека неповторимым созданием природы, к необходимости ценить, беречь, развивать и укреплять свои достоинства, т.е. совершенствоваться.

Технологии, применяемые при реализации программы:

  1. игровые технологии,
  2. коллективно-творческое дело,
  3. технология партнерства,
  4. коммуникативные технологии,
  5. исследовательская деятельность,
  6. здоровье сберегающие технологии.

Для контроля освоения программы применяются формы работы:

  1. опросы, тестирования;
  2. наблюдения, поощрения;
  3. анализ, самоанализ, сравнение;
  4. творческие задания и упражнения;
  5. конкурсы, фестивали и другие мероприятия.

Диагностирование хода образовательного процесса:сопоставление фактического результата с ожидаемым, выявление пробелов в освоении программы. Возможна корректировка программы, которая может проводиться по окончанию изучения темы, раздела.

Проверка итогов обучения заключается в подготовке и исполнении воспитанниками литературных произведений.

На занятиях для отработки умений и навыков предполагается выполнение творческих заданий и упражнений. Например:

В качестве дидактических материалов используются специально подобранные по теме литературные тексты разного характера и жанров.

Список авторов и произведений для индивидуальной работы с текстами используемых в качестве дидактических материалов для формирования комплекса личностных достоинств воспитанников:

  1. Артоболевский Г.В. Художественное чтение. - М., 1978.
  2. Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М., 1989.
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
  4. Завадская Т.Ф. «Искусство чтения в художественном развитии младшего школьника» - М; «Просвещение», 2009.
  5. Занимательное азбуковедение / Сост. В.В.Волина. - М., 1991.
  6. Итина О.М. Единого слова ради. - М., 1985.
  7. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1992.
  8. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Я.: Академия развития, 1996.
  9. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977. 10.Кочарян С. В поисках живого слова. - М., 1979.
  10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. - М., 1990.
  11. Андреева Р.П. Этимологический словарь для школьников. - СПб: Издательский Дом «Литература», 2004.
  12. Великие писатели: справочник школьника / О.Д.Ушаков. - СПб., 2005.
  13. Словари: Бондаренко А.А., Гуркова И.В. «Как обмануть ошибки?» Орфографический словарик для младших школьников.- Новосибирск, 1997.
  14. Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. «Фразеологический словарь русского языка», - Москва: АСТ; 2004.
  15. Грушников П.А. «Орфографический словарик»: Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1985.
  16. Неусыпова Н.М. «Толковый словарик русского языка» Пособие для учащихся начальных классов.- Москва: Просвещение, 1989.
  17. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка».- Москва: Азбуковник; 2002.
  18. Словарь синонимов русского языка: СПб.: ООО «Полиграф услуги», 2005.
  19. Толковый словарь русского языка для школьников/ Сост. Ю. В. Алабугина 2005.
  20. Фразеологический словарь русского языка для школьников/ Авт. - сост. М.А.Котова - М6 РИПОЛ классик, 2005.
  21. Ушакова О.Д. Говори правильно: Словарик ударений. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2006.
  22. Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. СПб.: Издательский Дом «Литера» 2008.
  23. Универсальный справочник школьника. 1-4 классы / авт.-сост. Н.Ю.Дмитриева, А.В.Колпакова, С.Ю.Ращупкина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.

Материально-техническое оснащение

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда и предполагает:

  • просторное, хорошо проветриваемое учебное помещение;
  • библиотеку словарей и художественной литературы;
  • технические средства обучения: телевизор, магнитола, видеопроектор, интерактивная доска или экран.

Календарный учебный график

Список информационных ресурсов (для педагогов и обучающихся)

  1. Газета «1 сентября». - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/">urok.1sept.ru
  2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  3. Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
  4. Михеева А.В. Обучение фразеологии русского языка в начальной школе (на материале учебников А.В.Поляковой). - Режим доступа: http://zankov.ru/practice/stuff/article=50
  5. Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
  6. Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
  7. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  8. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/ed
  9. 1Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1sept.ru/urok
  10. Выготский Л.С. Театральное творчество в школьном возрасте. - М.,1988.
  11. Вербовая Н.П., Головина О.М., Урнова В.В. Искусство речи. - М., 1977
  12. Гукова В.И. и др. Сценическая речь: /Работа над текстом/ Уч. пособие - М., МГИК, 1986г.
  13. Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е изд. - М., 1992г.
  14. Кнебель М.О. О том, что мне кажется особенно важным. - М., 1976.
  15. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977г.
  16. Моргунов Б.Г. Законы звучащей речи. - М.,1986.
  17. Немирович-Данченко В.И. Отворчестве актера. - М.,1984г.
  18. Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для театральных институтов и реж. отд. Институтов культуры. М.: Искусство,1981
  19. Станиславский К.С.Работа актера над собой. Собр. соч., т.2. - 1974 г.
  20. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М., 1978.
  21. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены. - Л.,1984.