Здравствуй, Букварь! Введение понятия «предложение»

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: Букварь


Цели: организовать праздничное начало учебной деятельности; пробудить интерес к школе; дать понятие о предложении как единице речи; формировать умение составлять рассказы на заданную тему.

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Вы за парты тихо сели,
На меня все посмотрели
(И на доску посмотрели).

2. Вводная беседа

Давайте вспомним, с какими правилами поведения школьника мы вчера с вами познакомились?

А зачем и почему дети идут в школу?

Кто поможет в приобретении новых знаний?

3. Знакомство с учебником

Отгадайте загадку.

Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу,
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
(Книга)

Первой нашей книгой, по которой мы будем учиться – будет «Букварь».

Я «Букварь», учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.

Рассмотрите «Букварь».

Что можно сказать о книге?

Как сохранить учебник красивым и чистым? (К учебникам надо относиться бережно, содержать их в порядке, не забывать про обложки, не брать книги грязными руками.)

Давайте попробуем полистать книгу.

«Бережно, бережно, бережно беру страницу за правый верхний уголок, бережно, бережно, бережно перелистываю страницу».

Учитель обращает внимание детей на условные обозначения в учебнике.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Сегодня мы зайчики.

Зайцы скачут: скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают,
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

4. Работа по теме урока

Беседа по сюжетной картинке, с. 4.

Рассмотрите картинку. Кто изображен на картинке?

  • Куда пришли дети?
  • Какой день изображен?
  • Почему вы так думаете?
  • Какое у всех настроение?
  • Как вы думаете, в каком классе учатся эти дети?

Сейчас мы много говорили. Я задавала вопросы, вы отвечали на них. Все, что мы говорили – это речь.

Вы рассказывали о школе – это речь. Я задавала вопросы – это речь. Вы отвечали на вопросы – это речь.

Все, что мы говорим, это речь. Называется она устной, так как мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помощи го­лосового аппарата, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим.

Как называется все то, что мы сейчас говорим? (Устная речь.)

Если то, что мы говорим записать, то такая речь будет – письменная. Письменная речь используется в книгах, газетах и обычно обозначается буквами.

Речь бывает устная и письменная (хором).

Устную речь мы слышим и произносим, а письменную речь мы пишем и читаем.

Речь делится на части. Эти части называ­ются предложениями. В предложении выражается одна законченная мысль.

Рассмотрите иллюстрации на с. 5. Что вы видите под каждой картинкой? (Полоску.)

Писать мы не умеем, поэтому предложение будем обозначать длинной полоской.

Большая буква в начале предложения. Предложение закончилось (точка).

Давайте попробуем составить предложение по картинке на с. 4. (Например. Сегодня 1 сентября.)

Это наше первое предложение. Кто хочет прочитать это предложение? (Ученик выходит и читает, ведя указкой.)

Написание предложения сначала в воздухе, потом в тетрадке.

5. Итог

  • Что такое речь?
  • Как называется такая речь?
  • Из чего состоит речь?
  • Как обозначается предложение?

6. Работа с предложениями

Учитель произносит слова, класс слушает и объясняет, получилось пред­ложение или нет, в чем причина неудачи.

Например:

На сидит дереве белка. - Нарушен порядок слов.

Волк делает стол. - Нет смысла.

Маленькая кузнечик сидит в траве. - Слова не связаны по смыслу.

Вывод: предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении стоят в определенном порядке. Слова в предложении связаны по смыслу.

  • Когда все дети идут в школу?
  • Какое это время года?
  • Какие еще признаки осени изображены на первой картинке, на с. 5?
  • Сколько всего картинок на с. 5? (4.)

Составьте устно предложение по каждому рисунку и обозначьте его длинной полоской.

Прочитайте предложение, дотрагиваясь указкой (обратная сторона карандаша) до полоски.

Далее под контролем учителя проводится аналогичная работа.

  • Родители привели детей в школу.
  • Ребят встречает учительница.
  • Дети сели за парты и познакомились.
  • Учительница начала урок.
  • Почему у учительницы на столе стоят цветы?
  • Все ли дети внимательны?

Найдите элементы письменной речи. (1«А», 1 сентября, книги.)

Объясните. (Устную речь мы слышим и произносим. А то, что назвали, мы видим и можем прочитать.)

Вывод: письменную речь мы видим и пишем.

  • Из чего состоит и устная, и письменная речь? (Из предло­жений.)
  • Предложение должно всегда выражать законченную мысль и иметь смысл.
  • Когда вы научитесь писать, то станете записывать мысли буквами, будете начинать писать с большой буквы, а в конце обязательно ставить точку.

Работа в Р.Т. № 1.

Посадка при письме, с. 4-5.

  • Чем похожи картинки на с. 4-5?
  • Есть ли разница в том, как пишут ребята?
  • Одинаково ли лежат тетради у мальчика и девочки?
  • Есть люди, которые пишут правой рукой, в той же руке они держат ложку, когда едят, карандаш, когда рисуют, а есть люди, которые делают все это левой рукой. От того, какой рукой вы привыкли работать, будет зависеть и положение за партой, положение ручки и тетради. Тетрадь должна лежать под углом, т.к. от этого зависит наклон букв на строчке.

Рассмотрите рисунки в тетради. Положите тетрадь правильно.

  • Как вы думаете, что объединяет карандаш, ручку и мел? (Этими предметами можно писать буквы.)
  • Чем мы будем писать буквы в тетради? (Ручкой.)

Учитель показывает, как надо держать ручку в руке при письме. Ученики пробуют правильно взять ручку. Ставят локоть на парту и в поднятой руке держат ручку. Учитель объясняет, что ручку держат три пальца большой, указательный и средний. После этого ученики несколько раз упражняются: положат ручку, возьмут тремя пальцами и несколько раз приподнимут указательный палец.

Проверка посадки.

Ребенок должен сидеть за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги всей поверхностью касаются пола. Рука не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Сядьте правильно. Проверьте свою осанку.

Р. Т., с. 6. Соединить листочек с листочком, божью коровку с божьей коровкой.

Найдите голубую точку на первом листочке, проследите по стрелочке линию ко второму листочку. А теперь возьмите простой карандаш и проведите линию от второго листочка к третьему и т.д.

Последовательно соедините божьих коровок, не попуская ни одну из них.

ЗАРЯДКА ДЛЯ РУК

Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать расхотели.
Этот пальчик хочет спать, загибают пальцы
Этот пальчик прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
А другой давненько спит.
Кто из нас еще шумит? шепотом, закрыли глаза
Тише, тише, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Утро ясное придет, погромче
Солнце красное взойдет
Станут птички распевать,
Станут пальчики вставать, разжимать пальцы
Просыпайся, детвора!
В школу пальчикам пора.

Р.Т., с. 7. Соединить звездочки линией вниз, соединить грибки вправо.

Догадайтесь, что нужно сделать на с. 7.

Проведем прямые линии из центра каждой звездочки сверху вниз. Что поможет выполнить это задание? (Точка и стрелочка.)

Проведем линию слева направо из центра каждого гриба.

Ребята, посмотрите на линии, которые вы провели от звездочки. Такие линии называются вертикальными. Их мы всегда будем проводить сверху вниз.

А теперь посмотрите на линии, которые провели от грибочков. Такие линии называются горизонтальными. Их мы будем проводить слева направо.

7. Итог урока

  • О чем сегодня мы говорили на уроках?
  • Что выражает предложение? (Предложение – это единица речи.) Что вы знаете о речи?
  • Что вы научились делать сегодня на уроке?
  • Что было для вас интересным?

8. Домашнее задание: выполнить задание: рисунок «Мой первый день в школе».