Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Планируемый результат

Предметные умения:

  • рассказывать алгоритм письменного сложения и вычитания трёхзначных чисел в пределах 1000;
  • выполнять устное и письменное сложение и вычитание трёхзначных чисел в пределах 1000;
  • сравнивать трехзначные числа;
  • решать задачу и оформлять вычисление письменно;
  • переводить единицы измерения времени из меньших в большие и выполнять действия с ними.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

  • «письменное сложение и вычитание» чисел в пределах 1000 и использовать их в активном словаре;
  • определять порядок письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000 и обосновывать своё мнение;
  • использовать приобретённые знания для определения количества звезд, посчитанных ребятами в соревновании.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • выполнять учебное задание в соответствии с известными приёмами;
  • выполнять учебное действие, используя алгоритм;
  • выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

  • формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога;
  • комментировать действия письменного вычисления (сложения и вычитания) трёхзначных чисел в пределах 1000, используя математические термины в рамках учебного диалога;
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Ход урока

1. Организационный момент

Начинаем ровно в срок,
Математики урок.
За работу мы  возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

- Ребята, поприветствуйте друг друга улыбкой! Настройтесь на работу!

Я желаю вам успешного урока!

2. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Сегодня у нас необычный урок. А для того, чтобы узнать какому событию он посвящается вам необходимо представить себя математическими дешифровщиками и разгадать зашифрованные слова, используя дисковой ключ:

30 17 09 10 - Юрий

01 12 06 11 18 06 06 03 09 24 - Алексеевич

04 01 04 01 17 09 14 - Гагарин

- Кто это - Юрий Алексеевич Гагарин? (Первый человек, советский космонавт полетевший в космос).

- Что бы узнать подробности о времени полета Гагарина просмотрите фрагмент видеоролика. Особое внимание обратите на время отправления и продолжительности полета.

Видеоролик "Полет Гагарина в космос"

Решите задачу:

- Когда был совершен первый полет человека в космос? (12 апреля 1961 года)

- Во сколько начался полет? (9 часов 07 минут)

- Сколько длился полет? (108 минут)

- Во сколько Гагарин вернулся на Землю? (10 часов 55 минут)

В честь приближающегося праздника я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие и посетить необычные планеты, а математические.

3. Устный счет

И первая планета "Числовая".

1.Найдите лишнее число в каждом ряду:

76, 53, 423, 27, 99, 31, 52, 48 

423

548, 460, 752, 300, 76, 600, 953

76

300, 100, 546, 700, 900, 200, 800

546

854, 246, 927, 400, 299, 762, 127

400

325, 121, 102, 534, 873, 689

102

2. Уберите три лишних числа:

546  423   400    102   76

3. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых.

546

423

546 = 500 + 40 + 6

423 = 400 + 20 + 3

4. Постановка цели и задач урока

Вторая планета: "Арифметическая"

- На этой планете нам требуется решить числовые выражения.

У доски один ученик под диктовку записывает:

  1. Сумму 45 и 33
  2. Сумму 57 и 41
  3. Разность 45 и 33
  4. Разность 57 и 41
  5. Сумма 546 и 423
  6. Разность 546 и 423

- Решите данные выражения, используя письменный прием сложения и вычитания.

- Какие выражения вы смогли решить?

- Почему возникают затруднения в решении остальных выражений? (Мы умеем выполнять письменное сложение и вычитание двузначных чисел, а в этих выражениях действия выполняются с трехзначными числами)

- Сформулируйте тему урока. (Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел)

- Определите цель урока. (Научиться складывать и вычитать трехзначные числа, используя письменные приемы)

- Что мы должны знать, чтобы научиться выполнять эти действия?

(1. Мы должны знать алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике).

5. Первичное усвоение новых знаний

Еще раз вспомните алгоритмы письменных приемов сложения и вычитания двузначных чисел. В чем их основной принцип? (Складываем числа по разрядам)

- А что нам нужно, чтобы составить алгоритм? (Образец выполнения сложения и вычитания трехзначных чисел)

Решение на слайде.

- Проанализировав пошаговое решение этих выражений составьте алгоритмы работая в группах.

- Группа, которая первой закончит работу, поднимите вверх руки.

Проанализируйте работу своей группы по плану:

  1. Все ли члены в группе принимали участие в работе?
  2. При работе возникали возражения?
  3. В обсуждении были споры?
  4. Споры переходили в конфликты?

- Какие алгоритмы у вас получились? (1 группа - сложение, 2 группа - вычитание).

Алгоритм:

  1. Пишу сотни под сотнями, десятки под десятками, единицы под единицами.
  2. Складываю (вычитаю) единицы, результат пишу под единицами.
  3. Складываю (вычитаю) десятки, результат пишу под десятками.
  4. Складываю (вычитаю) сотни, результат пишу под сотнями.
  5. Читаю ответ начиная с сотен.

6. Первичная проверка понимания

- Мы составили алгоритм. Что еще нужно научиться делать, чтобы достичь цели урока? (Научиться применять алгоритм на практике)

- Что должны для этого сделать? (Решить выражения по данному алгоритму)

Задание в рабочей тетради:

В ходе решения вам необходимо применить полученный алгоритм.

Проверка: Сверяют результат с ответами на слайде.

7. Разминка для глаз "Звездное небо" (релаксация)

Сядьте ближе к краю стула, обопритесь о спинку, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте, так чтобы было удобно. Это поза покоя. Глазами следите за тем, что происходит на слайде, и постарайтесь расслабиться.

Посмотрите на слайд. Представьте, что вы смотрите на звездное небо. Вот яркие звезды мерцают в дали и вам кажется. Что они все ближе и ближе. И вдруг одна звезда падает. Скорее загадывайте желание! Мимо пролетают метеориты, инопланетяне... Звезды подмигивают вам и вы решаетесь рассмотреть их поближе. На ракете вы поднимаетесь в Космос. Пролетаете мимо Луны, Солнца, Юпитера и Сатурна. Но нет ничего желаннее для космонавтов, чем возвращение на любимую планету Земля.

8. Первичное закрепление

- Мы покорили планету " Арифметическую" и перемещаемся на следующую планету "Планету Задач".

На слайде: Витя и Коля устроили соревнование по подсчету звезд на небе. Витя насчитал  223 звезды, а Коля 354. Сколько звезд насчитали Витя и Коля вместе? На сколько больше звезд насчитал Коля?

- Вспомните алгоритм решения задач.

1. Анализ условия.

2. Составление краткой записи.

3. Решение.

4. Запись ответа.

Выполним первый шаг. (Слайд с пошаговым выводом информации)

- Что известно в задаче? (Нам известно, что Витя насчитал 223 звезды, а Коля 354 звезду)

- Сколько вопросов в задаче?

- Что требуется найти в первом вопросе?

- Что нужно для этого сделать?

- Что нужно найти во втором вопросе?

- Что нужно для этого сделать?

- Выполним оставшиеся шаги алгоритма.

Работают самостоятельно в тетрадях.

Проверка решения по слайду.

9. Подведение итогов занятия

- Наше космическое путешествие подошло к концу, и мы возвращаемся на Землю!

- Какова тема урока? (Письменные приемы сложения и вычитания трехзначных чисел)

- Какая была цель нашего урока? (Научиться складывать и вычитать трехзначные числа, используя письменные приемы)

- Какие  учебные задачи мы решали в ходе урока? (1. Составляли алгоритм письменных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел. 2. Научиться применять алгоритм на практике)

10. Рефлексия

На небо приклеить звезды.

  • Если я все понял, могу рассказать другим – желтого цвета.
  • Если немного не понял, но разберусь – красного цвета.

11. Домашнее задание

Дома выполните №4 на стр.87 вашего учебника, используя полученные знания.