Формирование самооценки у детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


ВВЕДЕНИЕ

Одной из самых значительных и актуальных тем в педагогике и психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка дошкольника имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам, поэтому в этот период важно заложить основы для формирования адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требования социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой задачи и цели. Важность формирования самооценки детей обусловлена тем, что на этапе развития современного общества возрастает роль общественно значимой активности личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении к другим людям, так и к самому себе. Особую важность приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, а как определенное отношение к себе и предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты.

Известно, что у детей дошкольного возраста потребность во внешней оценке чрезвычайно велика, но она не всегда в полной мере удовлетворяется. Ребенок, по мнению Л.И.Божович, стремится стать именно таким, каким его видит взрослый. Следовательно, одним из аспектов понимания тенденции развития и возможного прогнозирования динамических изменений в самосознании, в том числе в развитии общей и частной самооценки ребенка, может служить изучение отношения к нему со стороны социальной среды, и в первую очередь со стороны родителей.

Изучению самооценки у детей дошкольного возраста посвящены исследования Т.А.Репиной, Г.А.Урунтаевой, Л.И.Божович, Р.Бернса, М.И.Лисиной, А.И.Сильвестру, Е.Е.Кравцовой, О.А.Белоборыкиной и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки. Применительно данным исследованиям, под самооценкой понимают оценку личностью себя, своих качеств и места среди других людей.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «образовательная программа должна быть направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации и индивидуализации, личностного развития…»,[17, с.18]где к центральному новообразованию личности относится самооценка. Каждому ребенку гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. [5, с.13 ]Формирование самооценки происходит в процессе межличностного взаимодействия, поэтому образовательная среда дошкольного учреждения оказывает значительное влияние на формирование самооценки растущей личности.

Следовательно, старший дошкольный возраст, это период, который является во многом решающим для развития объективной самооценки ребенка.

Объект исследования: воспитательный процесс ДОО.

Предмет исследования: педагогические условия формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: теоретически обосновать педагогические условия формирования самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Задачи, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели, следующие:

  • выявить сущность понятия «самооценка», «самопознание», «завышенная самооценка», «заниженная самооценка»;
  • изучить психологические особенности самооценки старших дошкольников;
  • рассмотреть факторы, влияющие на формирование самооценки старших дошкольников;
  • описать диагностики для выявления уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста
  • проанализировать опыт работы педагогов по проблеме формирования самооценки детей старшего дошкольного развития.

Гипотеза: формирование самооценки в дошкольном возрасте будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий:

  • содержательное взаимодействие с ребенком будет направлено на повышение статуса в группе сверстников;
  • обеспечение профессиональной компетентности педагогов по формированию адекватной самооценки дошкольников

В нашей исследовательской работе мы использовали следующие методы исследования:

  • изучение и анализ научной литературы;
  • изучение и обобщение опыта педагогов-практиков.

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Сущность понятий «самооценка», «самосознание», «завышенная самооценка», «заниженная самооценка»

Проблема формирования самооценки ее роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка-дошкольника является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики, поскольку дает представление не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Именно самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой.

В психологической литературе, посвящённой самооценки, можно ознакомится с ее определением, выделенными различными авторами, а так же с основными аспектами ее формирования.

По мнению Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. самооценка – это оценка человеком себя, своих психологических и физических особенностей, своего поведения, отношений с людьми, достоинств и недостатков. Самооценка может быть адекватной (правильной), завышенной или заниженной. При адекватной самооценки человек верно воспринимает и оценивает себя; при завышенной самооценки ему начинает казаться, что он лучше, чем есть на самом деле; в случае заниженной самооценки человек, напротив, недооценивает себя, и у него складывается твердое впечатление, что он намного хуже других людей. Самооценка начинает формироваться в дошкольном возрасте и далее может изменяться под влиянием различных факторов: успехов и неудач, отношений и оценок со стороны окружающих людей. [4, с. 85]

Самосознание – самосознанием понимал – совокупность психических процессов, посредством которых субъект осознает себя. [2, с.47] Таким образом, самооценка – это осознание ребёнком самого себя, оценка своих действий и поступков.

Л.И.Божович рассматривает самооценку как психологическое новообразование дошкольного возраста, важное звено мотивационно - потребностной сферы личности ребёнка. [3, c.47]

Еще в древности вопрос формирования самооценки интересовал великих ученых. Платон считал необходимым основываться и на осознанных предпочтениях и самоотчетах самих детей, которые должны осознавать свои склонности и способности. Адекватная самооценка и знание о своих способностях к определенному виду деятельности являются, по мнению Платона, одним из важнейших качеств взрослого разумного человека. Но приучать к осознанию себя и формировать эту адекватную самооценку важно уже в детстве, раскрывая перед детьми содержание тех видов деятельности, которые необходимы для выполнения обязанностей, связанных с определенной профессией, и помогая осознать наличие этих способностей в себе. [8. c. 165]

В своих исследованиях советский философ и психолог А.Г.Скрипкин, утверждает, что самооценка - это то насколько человек представляет свою личность важной в обществе, это то, на сколько он чувствует себя нужным обществу, и то как человек оценивает себя, свои качества, чувства, достоинства и недостатки, выражает их открыто или закрыто. В своих работах он рассказывает о высокой и низкой самооценки. Высокая (завышенная) самооценка, как правило, присутствует у успешного людей и становится его неотъемлемым составляющем. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются скромными. Завышенная самооценка - это самооценка, формирующая самоуверенность, зазнайство, конфликтность. Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он или она хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка сильную психотравму. Заниженная самооценка - это недооценка, порождение нерешительности, неуверенности в себе, угнетённого состояния, задержка положительного развития человека. Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. На первом месте оказываются причины, связанные с негативные внушения окружающих, либо самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка часто начинает формироваться с раннего детства, наряду с оценкой родителей ребёнка, а в последующей жизни - внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, родители, говоря: «Ты не на что неспособен, у тебя ничего не получается!», совместно с этим применяя физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство сильной ответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как отец, уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму и папу». В сознании ребенка начинает складываться эталон (модель которой он должен соответствовать), в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности оказывает влияние сравнения образов идеального и реального «Я» - чем больше разница между ними, тем недовольство человека больше, т.е. ниже уровень самооценки. [14, c.87]

Анализ исследований Столина В.В. показывает, что самосознание - не только познание себя, но и отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. Человек как личность - самооценивающее существо, он постоянно оценивает свои действия, поступки и действия окружающих. Без самооценки невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе - высший уровень самооценки. [15, c.187]

Свой взгляд имеет И.И.Чеснокова, она утверждает, что самооценка – это особое образование в структуре сознания себя. Она указывает на наличие в структуре самооценки когнитивных аспектов, связанных с оцениванием, сопоставлением собственных личностных качеств, и ценностно ориентационной составляющей – результата становления личности человека и его представлений о значимости тех или иных качеств личности, их ценности для достижения успехов, их моральной оценки обществом. И.И.Чеснокова дает следующее определение: самооценка – это устойчивая интеграция самопознания и отношения к себе. В структуре автор выделяет три компонента: самопознание, самоотношение и саморегуляцию. «Адекватная самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей». [18, c.44]

Д.Б.Эльконин отмечал, что к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержание которой – состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Самооценка во временном плане является сложным рационально-эмоциональным образованием. Она никогда не выступает в статичном состоянии, а отражает процесс непрерывного развития и совершенствования личности. Ибо содержанием самооценки является не только фактическая сторона достижений личности, ее прошлого опыта, но и осознание действующих, настоящих обстоятельств и условий, ее бытия, ее возможностей, а также и то, какой она могла бы быть, и какой бы она ей стать хотелось. Поэтому – это самооценка и играет такую большую роль в социальном и нравственном становлении личности.[19, c.155]

Д.Б.Эльконин утверждает, что самооценка, т.е. знание своих качеств, и открытие для себя своих переживаний составляют его самосознание, которое формируется к концу дошкольного возраста в качества его основного новообразования. Таким образом, ребенок дошкольного возраста проходит путь от «Я сам», от отделения себя от взрослого к самосознанию, к открытию своей внутренней жизни. [10]

По мнению М.И.Лисиной, самооценка представляет собой сложно-структурированное образование, оказывающее существенное влияние на формирование личности, её деятельность, общение, психическое здоровье. М.И.Лисина разделяет самооценку на: высокую, низкую, завышенную, заниженную. М.И.Лисина подчёркивает, что человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и, как следствие, - верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки, планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Малая самокритичность и некоторая невнимательность к другим людям - одно из следствий оптимизма и инициативности. Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость - поэтому готов придумывать: как решить задачу, во что поиграть. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их - много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство, если они сложные, и скуку - если простые или глупые. Но даже самые трудные задачи не вызовут у него страх или тревогу. Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценивает себя в целом позитивно. Следствие - активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему.

Ребенок с низкой самооценкой узнается по угрюмости, застенчивости, отсутствию жизнерадостности. Он думает, что с ним скучно играть - и действительно становится скучно, потому что он запрещает себе полностью увлечься. Но из-за того, что он очень скучает по общению, другие дети легко могут приучить его играть роли, которые им самим не нравятся - невыигрышные, скучные, исполнительские. Если такой ребенок решается на какой-нибудь поступок (придумать новый сюжет, ударить обидчика), очень вероятно, что потом он будет переживать, стыдиться своего промаха или стесняться своего выигрыша, скрывать свою причастность, убегая от ответственности. [6]

Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что существует множество вариантов определения самооценки и ее формировании. Но все исследования психологов и педагогов рассматривают самооценку, как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной равновесие процессов личности с его социальной окружающей средой. Понятие самооценка определяется как осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. В ходе исследования нам удалось выяснить, что самооценка может носить завышенный и заниженный характер. Это зависит от того, насколько объективно взрослый оценивает успехи и неудачи дошкольника. Самооценка дошкольника зависит от оценки сверстника. Следует не забывать, что оценка сверстника будет зависеть от оценки взрослого. Таким образом, важно отметить, что старший дошкольный возраст играет важную роль для начала становления самооценки. Далее мы рассмотрим психологические особенности самооценки дошкольников.

1.2. Психологические особенности самооценки дошкольников

Самооценка ребенка формируется на протяжении всего периода взросления - необходимо знать, как именно это происходит, чтобы воздействовать на формирование самооценки ребенка и при необходимости вовремя корректировать ее.

Согласно исследованиям Г.С.Абрамовой, М.Д.Марцинковской, В.В.Зельковского, М.В.Лаврентьевой, с психолого-педагогической точки зрения, дошкольный возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие. [1, c.314]

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Чем точнее оценочное воздействие взрослого, тем точнее представление ребенка о результатах своих действий. И с другой стороны, сформированное представление о собственных действиях помогает дошкольнику критически относиться к оценкам взрослых и в какой-то мере противостоять им. Чем младше ребенок, тем некритичнее он воспринимает мнение взрослых о себе. Старшие дошкольники оценки взрослых преломляют через призму тех установок и выводов, которые подсказывает им их опыт. Ребенок может даже в определенной степени противостоять искажающим оценочным воздействиям взрослых, если самостоятельно умеет анализировать результаты своих действий. Характерно, что в этом возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит не только на основе общения со взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В отличие от предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый - это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глаза-щи. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует возникновение самооценки.

Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. [9, c.259]

Важное место в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества, навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а также нравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» в отношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушать воспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищать детей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-то даешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться, слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим, не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 лет большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Оценить себя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок более требователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника очень эмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценки наблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмого года жизни.

Причина неадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признать то, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что он вообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступил или сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, что хвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детей настолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показать свое превосходство.

Нередко старшие дошкольники уходят от ответа на вопрос типа «Кто у вас в группе лучше всех?», отвечая: «Не знаю... Я тоже хорошо дежурю (не дерусь, добрый и пр.)». В то же время более младшие дети не задумываясь говорят: «Я лучше».

С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору: рисунок, конструкцию, дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

В возрасте 3-4 лет ребенок завышение оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения ребенок в 5 лет не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В 6-7 лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях.

Эгоистическая позиция заключается в том, что ребенку безразличны другие дети, а его интересы сосредоточены на предметах. Поэтому такие дети часто допускают в адрес товарища грубость, агрессивность. Обычно дошкольники с такой позицией ничего не знают о своих ровесниках и даже не всегда помнят их имена. Зато игрушки, которые приносят другие, ребенок замечает всегда. Такая позиция вредна не только для сверстников, но и для самого ребенка. Его не любят товарищи, не хотят с ним играть или дружить. От этого он становится еще агрессивнее.

Конкурентная позиция состоит в том, что ребенок понимает: чтобы тебя любили, уважали и ценили, нужно быть послушным, хорошим, никого не обижать. Такого ребенка любят и хвалят воспитатели. Он добивается признания в группе сверстников. Но они интересуют его только как средство самоутверждения. Малыш напряженно следит за успехами других и радуется их неудачам. Он оценивает сверстника неадекватно, с точки зрения своих достоинств. Конечно, такая позиция в какой-то мере выступает как возрастная черта поведения в общении с ровесниками, но она не должна оставаться главной до конца дошкольного возраста.

Ребенок с гуманной позицией относится к товарищу как к самоценной личности. Он положительно относится к товарищам, очень чувствителен к внутреннему состоянию других, хорошо знает интересы, настроения и желания окружающих. Охотно, по своей инициативе делится тем, что имеет, помогает другим не в расчете на похвалу, а потому что сам получает от этого радость и удовлетворение.

Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивировок. В исследовании Т.А.Репиной показано, что 4-5-летние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих: «Я хороший, потому что меня воспитательница хвалит». В 5-7 лет дошкольники обосновывают положительные характеристики самих себя с точки зрения наличия каких-либо нравственных качеств. Но даже в 6-7 лет не все дети могут мотивировать самооценку.[13, c.133]

В дошкольном детстве начинает складываться еще один важный показатель развития самосознания - осознание себя во времени. Ребенок первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным понимание своего прошлого. Старший дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая изменений, происходящих в нем самом с течением времени, ребенок понимает, что раньше он был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его интересует и прошлое близких людей.

Осознание своих умений и качеств, представление себя во времени, открытие для себя своих переживаний - все это составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, возникновение «личного сознания». Оно появляется к концу дошкольного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым (то есть теперь ребенок понимает, что он еще не большой, а маленький). [16, c.253]

Итак, исходя из выше сказанного, можно выделить следующие особенности формирования самооценки дошкольников:

- возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника;

- оценивание сверстника помогает ребенку оценивать самого себя;

- дошкольник осознает свои физические возможности, умения, нравственные качества, переживания и некоторые психические процессы;

- к концу дошкольного возраста складывается правильная дифференцированная самооценка, самокритичность;

- развивается способность мотивировать самооценку;

- появляется осознание себя во времени, личное сознание.

Далее мы рассмотрим факторы, влияющие на становление самооценки старших дошкольников.

1.3.Факторы, влияющие на становление самооценки старших дошкольников

Основным фактором, влияющим на становление активности, развитие самосознания и уверенности в себе, в дошкольном детстве выступает общение с взрослым. Именно взрослый стимулирует зарождение и становление у ребенка оценочной деятельности, когда:

- выражает свое отношение к окружающему и оценочный подход;

- организует деятельность малыша, обеспечивая накопление опыта индивидуальной деятельности, ставя задачу, показывая способы ее решения и оценивая исполнение;

- представляет образцы деятельности и тем самым дает ребенку критерии правильности ее выполнения;

- организует совместную со сверстниками деятельность, которая помогает ребенку видеть в ровеснике личность, учитывать его желания, считаться с его интересами, а также переносить в ситуации общения со сверстниками образцы деятельности и поведения взрослых.

Рассмотрим подробнее влияние оценочных воздействий взрослого на становление самостоятельности и самооценки ребенка.

Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание фона заботливости и внимания, обращения к малышу по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности. Совместные наблюдения, показ разных способов использования предметов развивают активность в сфере манипуляций с предметами. Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий.

В раннем детстве формирующаяся «гордость за свои достижения», активность, стремление к самостоятельности побуждают ребенка получить оценку своих успехов взрослым. Одна из распространенных ошибочных позиций взрослого в отношении малыша - невнимательность к его достижениям, которые взрослому кажутся незначительными, несущественными. Ребенок, не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, начинает добиваться любой, даже отрицательной, с помощью лжи, хвастовства, проявлений раздражительности, капризности, строптивости. Он хочет утвердиться любым путем, «жаждет победы над взрослым». Трехлетний ребенок не выносит эмоционального безразличия, предпочитая ему окрик, шлепок, недовольство, гнев.

Недооценивание взрослым деятельности ребенка приводит к нетактичному поведению, состоящему в том, что взрослый прерывает эту деятельность, разрушает планы ребенка, не дает реализоваться его проектам. Это прерывание вызывает напряженную ситуацию, приводит к протестам. Такая тактика взрослого сдерживает формирование такого важнейшего личностного качества у ребенка, как умение доводить дело до конца, снижает ценность и смысл дела, подчеркивает его несерьезность и необязательность. Подчеркнем, что ребенок ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Отрицательные оценки вызывают у малыша отрицательные эмоции, которые в свою очередь не побуждают к исправлению, не стимулируют к тому, чтобы что-то предпринять и добиться положительного результата. Отрицательные оценки и отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность ребенка. Следует отрицательно оценивать не ребенка, а конкретные его действия, сохраняя при этом доброжелательный фон, не сердясь и не раздражаясь. Обязательно объяснить, что и почему не получилось, и если нужно, то помочь.

Можно сравнивать полученные ребенком результаты с предложенным взрослым эталоном, с теми результатами, которых он раньше достигал. Неэффективна апелляция взрослого к самолюбию детей, сравнение их со сверстниками. Такие сравнения не побуждают к активности, а рождают тревожные чувства («Меня больше не любят. Любят не меня, а другого»), а нередко и отрицательное отношение к тому, с кем сравнивают. Гораздо эффективнее похвалить ребенка: «Сегодня получилось лучше. Если поучиться, то обязательно получится». Малыш в 2-3 года нацелен на результат, с него и надо начинать оценку, и лишь затем оценивать замысел и воплощение. С детьми постарше - наоборот.

Спектр оценочных воздействий взрослого на дошкольника расширяется, поскольку деятельность ребенка становится более разнообразной, возрастают физические и психические возможности. Действенность оценки определяется тем, насколько она корректно сформулирована, какова ее форма, содержание.

«Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребятам не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку.

«Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых. Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение.

«Безразличные взрослые» дают несистематические, случайные оценки, которые лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

«Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

Таким образом, оценочная деятельность требует от взрослого умения выражать доброжелательность в обращениях к детям, аргументировать свои требования и оценки с целью показать необходимость первых, гибко использовать оценки, без стереотипов, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и положения ребенка в группе сверстников. Необходимо смягчать негативную оценку, сочетая с предвосхищающей положительной. Как и в раннем возрасте, важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки. При выполнении указанных условий положительные оценки усиливают одобряемые формы поведения, расширяют инициативу малыша. А отрицательные соответствующим образом перестраивают деятельность и поведение, ориентируют на достижение требуемого результата. Только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок создает благоприятные условия для развития личности, самосознания. [16, c. 260]

В условиях общественного дошкольного воспитания, когда ребёнок постоянно находится с другими детьми, вступает с ними в разнообразные контакты, складывается дошкольное общество. Умение ребёнка анализировать и оценивать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей, так происходит становление самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что ребёнку необходимо общение не только с взрослыми, но со сверстниками, так как сверстники являются одним из факторов формирования адекватной самооценки детей дошкольного возраста.

У младших дошкольников взаимооценка более субъективные, определяются эмоциональным отношением друг к другу. Дети почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не умеют различать их личностные качества. Положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные. Наиболее чувствительны к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет. Высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7 лет, богатый опыт индивидуальной деятельности помогает им критически оценивать действия сверстников.

В старшем возрасте ребёнок не только может сопоставлять собственные результаты с результатами других детей, но даже способен довольно точно определить пределы своих сил с помощью одного только сравнения других детей. В старшем возрасте умение сравнивать себя со своими сверстниками достигает очень высокого уровня. От взаимоотношений ребёнка с другими детьми зависит его отношение к самому себе.

Исследования доказывают, что положение ребёнка в группе сверстников оказывает большое влияние на формирование адекватной самооценки. В старшем дошкольном возрасте оценки сверстников имеют большое значение, так как под их влиянием формируется самооценка ребёнка. [7]

В режиме дня у детей 3-7 лет имеет место самостоятельная деятельность, которой отводится не менее 3-4 часов, чаще всего самостоятельная деятельность насыщена разными видами игр. [11,c.33] Игровая деятельность способствует всестороннему развитию дошкольников, в том числе формирует адекватную самооценку. Педагогу следует создавать условия для игровой деятельности. Игры должны носить разнообразный и системный характер, соответствовать возрастным особенностям.

Таким образом, одним из важных факторов, влияющих на формирование самооценки, является социальное окружение ребенка, а именно взрослые и сверстники. Их стиль воспитания, поведение, оценочные суждения влияют на формирование у ребенка представления о собственной личности. И важно уделять особое внимание организации проведения разнообразных игр для формирования объективной самооценки у дошкольника.

Вывод по главе

Таким образом, мы изучили теоретические основы формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста. На основе анализа методической литературы, проведенного в первой главе, мы пришли к выводу, что самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Старший дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка, а также сензитивным периодом для становления самооценки. У старшего дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания – самооценка, которая возникает на основе знаний и мыслей о себе. Мнение о себе у дошкольника напрямую зависит от того, как его оценивают сверстники и взрослые. Но в старшем дошкольном возрасте ребенок ждет от взрослых опытных людей адекватной оценки своих поступков и результатов деятельности. В этом возрасте у детей может проявляться как завышенная, так и заниженная самооценка.

Завышенная самооценка, несмотря на искажение представлений дошкольника о своих возможностях, приносит больше пользы. Ребенок не боится новой для него деятельности, не смущается в общении, с энтузиазмом первым включается в различные игры и занятия, проявляет инициативу.

Заниженная самооценка порождает неуверенность ребенка. Он сомневается в том, что сможет быть успешным. В зависимости от типа темперамента такой ребенок может быть либо слишком робким, либо хулиганистым, чтобы скрыть свой страх не успешности.

Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»). Это происходит благодаря внеситуативно-личностной форме общения со взрослым. Именно такое дифференцирование приводит впоследствии к формированию адекватной самооценки.

См. продолжение статьи