Урок-игра как форма организации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: познавательное развитие


Школа – второй дом ученика, в котором идет подготовка его к жизни, труду и творчеству. На современном этапе развития школьного образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

Пробуждая интерес, наблюдательность, мышление, не только на уроках математики, сталкиваешься с решением, что надо отобрать формы, средства, методы и методические приемы обучения, заданий для учеников, которые лучшим образом отвечали бы современным требованиям, столь необходимые для воспитания и развития учащихся, как активных субъектов обучения.

Центральное место в педагогике и методике занимает проблема активизации процесса обучения. Она связана с поиском и использованием на уроках эффективных методических приемов, применением разнообразных форм обучения, обеспечивающих ученику активную позицию в учебной деятельности, стимулирующую его мыслительную деятельность. Одной из таких форм является игра. Педагогическое значение игры весьма многообразно и охватывает практически все стороны развития личности школьника. Исследователи игровой деятельности подчеркивают её уникальные возможности в физическом и нравственном воспитании детей, особенно в становлении коллективистических черт личности, развитии познавательных интересов, выработке воли и характера, сенсорном развитии, формировании способности ориентироваться в окружающей действительности. Обучение осуществляется через активные формы. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций учеников к учебной деятельности, к её содержанию и формам осуществления, осмысление и запоминание учебной информации учащимися становиться более результативным.

Основные условия, при которых возникал бы и развивался интерес к учению:

  1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного решения.
  2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
  3. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
  4. Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  5. Дифференцированный подход к обучению, учет их личностных качеств и уровня подготовки по предмету.
  6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
  7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Г.К.Селевко, 1990).

Л.С.Рубинштейн выдвигает идею, наиболее точно объясняющую механизм влияния игры на поведение ребенка. По его мнению «игра - это деятельность, и это значит, что игра является выражением определенного отношения к личности, к окружающей деятельности». Воспитывающая роль игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для играющего ребенка (1973).

Психологические требования

Игровая деятельность, так же как и любая деятельность, на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны испытывать потребность в ней. Большую роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом отводится преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся: характер, темперамент, усидчивость, организованность, дисциплинированность, волю, самочувствие каждого участника игры. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоопределении и самореализации. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Требования социально-психологического характера подразумевают сочетание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата представляющего для них ценность. Игровое действие должно опираться на знания, навыки и умения, приобретенные на занятиях, и обеспечивать возможность учащимися принимать рациональные и эффективные решения, при этом критически оценивая себя и окружающих. Одним из важнейших социально-психологических требований является сочетание игры с практикой реального общения.

Педагогические требования

Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть, уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.

Наличие в жизни школьника усвоенного ранее вида деятельности (игры) есть эмоциональная опора личности. Этот вид деятельности облегчает адаптацию, в нем ребенок черпает образцы для решения новых жизненных задач и, таким образом, ему обеспечивается психический комфорт, который имеет важное значение для нормального развития умственных, нравственных, физических сил. Игра для подростков остается наиболее освоенной деятельностью, они в ней чувствуют себя уверенно: владеют способами, приемами общения, умеют ставить цели, согласовывать действия, предвидеть результат и в конце игры приходить к общему мнению в ее оценке. Общение как составная часть игры стоит в ряду практически не разработанных проблем педагогического исследования.

По мнению СА.Шмакова (1994) игры можно классифицировать следующим образом:

По форме проведения

1. Настольные игры

а) кроссворды;
б) лото;
в) чайнворды;
г) домино;
д) игровые кубики.

Особенностью является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать.

2. Игры-состязания. Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Важным мотивом игры является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре. Например: КВН.

3. Викторины. Основная цель - повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения.

4. Олимпиады. Широкий круг вопросов, затрагиваемых в олимпиадах, способствует приобщению учащихся к самостоятельной работе.

5. Ролевые игры. Предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. В основном в содержании ролевой игры ставятся реальные проблемы. Она успешна в том случае, если учащиеся в ходе игры дискутируют, отстаивают свои взгляды. Для учащихся 6-7-х классов наиболее интересными являются сюжетно-ролевые игры типа пресс-конференций, игры- путешествия, игры-драматизации.

Заключение

На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы, обобщения опыта работы учителей и своего опыта по рассматриваемой в работе проблемы исследования были сделаны следующие выводы:

  1. Развитию познавательного интереса к учению способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, т.е. активной познавательной деятельности учащихся.
  2. Игра как форма обучения и воспитания стимулирует мотивацию учения, влияет на развитие познавательного интереса и активацию познавательной деятельности, тем самым, формируя положительное отношение учащихся к математике, как к учебному предмету.
  3. Разработка игровых уроков - один из аспектов творчества учителя математики.
  4. Алгоритм описания игр должен включать: тип и форму, педагогические возможности игры: ориентирование рекомендации по возрастному составу играющих; краткое и поэтапное описание подготовки и хода игры, набор ролей, реквизит.
  5. Оптимальными игровыми формами для учащихся 7-8 классов при изучении темы являются познавательные и творческие игры в форме соревнований, путешествий, конференций и т.д.
  6. Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность учащихся к участию в игре.
  7. Содержание учебной игры должно быть интересно и значимо для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата.
  8. Игровое действие должно опираться на знания и умения, приобретенные на других уроках.
  9. Не существует универсальной игры, пригодной абсолютно для всех учащихся и классов. Одна и та же игра в разных классах проходит по разному, поэтому необходима ее адаптация к конкретным условиям проведения.
  10. Игра эффективна лишь в сочетании с другими формами, методами и средствами обучения.