Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы с ФФНР «Сад – огород»

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дошкольники, развитие речи


Педагогическая цель: активизация словаря по теме "овощи", "фрукты", отработка согласования существительных с числительными; закрепление правильного употребления предлогов в речи; развитие вкусового восприятия, внимания, мышления, памяти; совершенствование мелкой моторики рук; формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в речи у всех детей; по развитию графо-моторных навыков у Сергея А., Елисея Д. – правильно держать карандаш; по развитию лексико-грамматических категорий: согласование существительных с числительными – Артем К., Миша П.

Целевые ориентиры образования: интересуется новым, задает вопросы, умеет работать по правилу и образцу, слушать взрослого и его инструкции, принимает заинтересованное участие в педагогическом процессе, помогает своим товарищам в случае затруднения.

Осваиваемые образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.

Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

  • картинки героев сказки «Репка» (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка);
  • картинки отгадки на загадки про овощи и фрукты;
  • красная и синяя корзинки;
  • муляжи овощей и фруктов;
  • картинки овощей и фруктов;
  • числа 1, 2, 5;
  • на тарелочке кусочки овощей и фруктов для игры «Узнай вкус».

Раздаточный материал:

  • лабиринт «Огород» и лабиринт «Сад»;
  • цветные карандаши;
  • картинки «Найди отличие» (два уровня сложности для сильных и слабых детей);
  • разрезные картинки.

Ход образовательной деятельности

Приветствие детей. Повторение правил поведения на занятиях. После логопед предлагает детям вспомнить сказку «Репка».

- Что посади у себя в огороде дед? Смог он вытянуть репку сам? А кто ему помог? Сегодня я получила письмо от героев этой сказки (показывает конверт). В этом письме они просят ответить на вопросы и многочисленные задания. (По ходу занятия после озвучивания задания от героя его картинка выставляется на доску, чтобы было видно кому дети помогают)
Первое задание от дедушки «Отгадай загадки». В этом задании дедушка просит нас отгадать загадки. Слушайте внимательно, если знаете ответ, поднимайте руку.

Я длинный и зелёный,
Вкусный и солёный,
Вкусный и сырой
Кто же я такой? (огурец)

- Как вы догадались, что это огурец? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

Уродилась я на славу.
Голова бела кудрява,
Кто любит щи -
Меня ищи. (капуста)

- Как вы догадались, что это капуста? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

Сарафан на сарафан,
Платьице на платьице,
А как встанешь раздевать
Досыта наплачешься. (лук)

- Как вы догадались, что это лук? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

Красная девица,
Сидит в темнице,
А коса на улице. (морковь)

- Как вы догадались, что это морковь? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажет весело ребята:
"Ну рассыпчата, вкусна!" (картошка)

- Как вы догадались, что это картофель? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

Само с кулачок,
Красный бочок.
Тронешь пальцем гладко,
Откусишь сладко. (яблоко)

- Как вы догадались, что это яблоко? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

На сучках висят шары
Посинели от жары. (сливы)

- Как вы догадались, что это сливы? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

Листья плотные, да лаковые.
Плоды жёлтые, да лакомые.
Её скорее скушай
Созрела значит... (груша)

- Как вы догадались, что это груша? (Дети отвечают полным предложением о том, какие признаки из загадки им подсказали отгадку).

- Как одним словом можно назвать грушу, сливу, яблоко, что это? (фрукты).

- Как одним словом можно назвать морковь, огурец, капусту, лук, картошку, что это? (овощи)

- А теперь вспомните все отгадки и разложите соответствующие картинки по порядку (восстановление линейного ряда). Ответы-отгадки выставляются на доске.

Второе задание от бабушки "Разложи овощи и фрукты по корзинам». Бабушка в саду и в огороде вырастила много овощей и фруктов и вам прислала. Помогите ей разложить фрукты и овощи в две корзины. В красную корзину - фрукты; в синюю корзину - овощи. Дети раскладывают фрукты, овощи по корзинам, обосновывая свой выбор. Например: «Я кладу морковь в синюю корзину, потому что это овощ». И т.д.

- Чем отличается овощи и фрукты? Что общего у овощей и фруктов? (ответы детей)

Третье задание от внучки «Пройди по лабиринту». В этом задании внучка просит мальчиков помочь ей найти дорогу к фруктовому саду, а девочек - к огороду. Дети садятся за столы, на которых лежат лабиринты и с помощью цветных карандашей выполняют задание. После выполнения задания логопед предлагает одному из мальчиков в слух зачитать маршрут движения к фруктовому саду, а девочку - к огороду. В это время другие дети проверяют правильность выполнения своих лабиринтов. (Например: сначала нужно идти направо, затем вверх, налево и так далее).

Четвёртое задание от Жучки «Пальчиковая гимнастика». Мы сейчас с вами рисовали, наши пальчики устали. Давайте отдохнём и сделаем мальчика гимнастику:

Мы делили апельсин

руки сжаты в кулаки

Много нас, а он один

равномерно сжимаем и нажимаем пальцы рук

Это долька для ежа.
Это долька для чижа.
Это долька для котят.
Это долька для утят.
Это долька для бобра.

поочередно открываем по одному мальчику из кулака на каждую строчку

А для волка кожура
Он сердит на нас беда
Разбегайтесь кто куда!

пальцы обеих рук переплетаются в замок
пальцы прячем за спиной

Пятое задание от кошки - игра «Собери урожай» - согласование существительных с числительными.

На доске висят изображения овощей и фруктов, а также цифры 1, 2 и 5. Дети выбирают сами и говорят полным предложением, какой урожай они собрали. Например: Я собрала одно яблоко, две моркови и пять картофелин.

Шестое задание от мышки «Разрезные картинки»

- Ребята, в этом задании мышка просит нас о помощи. Она приготовила для нас картинки с изображением овощей и фруктов. Однако прилетел непослушный ветерок и разбросал их по частям. (Предлагаю детям собрать картинки)

Седьмое задание от всех наших героев «Сравни и найди отличия»

В этом задании герои просят нас внимательно рассмотреть две картины и найти все отличия. Мальчики будут искать отличия на своих картинках, а девочки - на своих. (Я подобрала два уровня сложности для более сильных детей – 10 отличий, для более слабых – 5 отличий)

Восьмое задание от меня «Угадай на вкус»

- Дети, вы хорошо справились с заданиями героев сказки «Репка» и последняя загадка будет «вкусная». Определите на вкус, чем я вас угостила? И скажите – это фрукт или овощ? (апельсин, яблоко, морковь, капуста, помидор, огурец, лимон).

- Вот наше занятие и подходит к концу. Вам оно понравилось? (Ответы детей) Меня оно тоже порадовало, порадовали ваши правильные ответы, ваши умные глаза и ловкие язычки, которые очень старались говорить правильно. Кто к нам сегодня на занятие прислал письмо? Что было в этом письме? Какое задание вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

- Спасибо вам, ребята, за такое замечательное занятия. До свидания.

Используемые картинки взяты из открытых интернет-источников, на их основе в программе фотошоп я и составила картинки к занятию.