Обучение самостоятельности на уроках иностранных языков

Разделы: Иностранные языки

Классы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность


Суть и смысл современного образования заключается в становлении выпускника, способного самостоятельно делать выбор, принимать ответственные решения, постоянно обновлять и повышать уровень своих знаний. Это предполагает формирование и развитие у учащихся самостоятельности как значимого личностного качества. Поэтому одной из важнейших задач средней школы является развитие у школьников способности к осуществлению самостоятельной учебной деятельности. Суть новизны современных образовательных технологий состоит в индивидуализации процесса обучения, повышении роли самостоятельности учащихся в овладении знаниями. Не секрет, что на определённом этапе обучения, в силу возрастных психологических особенностей, школьники теряют интерес к учёбе. Потеря интереса к обучению становится причиной безразличия и апатии, безразличие приводит к лени, а лень – к безделью и потере способностей. Именно поэтому очень важно строить уроки так, чтобы они были интересными, а содержание - современным. Это давало бы обучающимся возможность мыслить самостоятельно и развивало способности, а также имело направленность, как на научную, так и на практическую деятельность.

В последнее время уделяется всё больше внимания именно самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с теми, что в современном динамичном, постоянно изменяющемся мире недостаточно просто обладать каким-то определённым объёмом знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы на уроке. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.

Самостоятельность - способность к независимым суждениям, действиям, решительность, обладание инициативой. Это способность не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений. Анализ литературы по данной теме показывает разнообразие подходов к определению понятия "самостоятельность", сюда включают интеллектуальные способности ученика, позволяющие ему самостоятельно учиться; готовность и желание учащегося своими силами овладеть новыми знаниями и способами деятельности.

По мнению ученых, "учебная самостоятельность" представляет собой такое свойство личности, которое включает в себя ряд сформированных действий (учебных умений). Такие учебные умения в совокупности представляют собой содержание учебной самостоятельности школьников - их способность расширять знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя без помощи педагога [2, с.215].

Согласно В.Б.Бондаревскому [1, с. 85], учебная самостоятельность как качество ученика как субъекта учебного процесса предполагает умение выполнить какую-либо задачу (практическую или учебную) без непосредственного участия учителя. Учебная самостоятельность школьников может успешно развиваться на уроках английского языка.

Урок иностранного языка - это законченный во времени отрезок работы, нацеленный на обучение, на протяжении которого осуществляется достижение определенных практических, образовательных и воспитательных целей. Достижению этих целей способствует наличие у урока определенной структуры, включающей в себя:

1. Начало урока. Его назначение - настроить учащихся на активную работу, сформулировать цель и задачи, которых необходимо будет достигнуть. Начало урока включает в себя приветствие учителя, запись на доске даты и темы урока.

2. Центральная часть урока. Данный этап включает в себя объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, самостоятельную работу учащихся и др.

3. Завершающая часть. Включает в себя подведение итогов урока, оценку проделанной работы, самоанализ, задание на дом.

Наиболее эффективным способом формирования учебной самостоятельности при изучении английского языка является самостоятельная деятельность учащихся на уроке. Самостоятельная деятельность учащихся способствует не только развитию их познавательных способностей, но и способности к самоорганизации, самоконтролю. Самостоятельная учебная деятельность - процесс, направленный на достижение результата, которым является учебная самостоятельность. Поэтому формирование данного качества у учащихся необходимо начинать уже с первых дней их обучения в школе.

Стоит подчеркнуть, что основная цель самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал на иностранном языке без помощи учителя.

Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:

- наличие задания, данного учителем;

- самостоятельность учащихся в выполнении задания;

- отсутствие непосредственного участия учителя в ходе выполнения учениками работы;

- активность, умственное напряжение учащихся.

Выделяют множество видов самостоятельной деятельности, из которых наиболее распространенным и часто используемым является самостоятельная работа. Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку напрямую зависит от условий, обеспечивающих ее планирование, организацию, проведение и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия как педагога, так и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. При организации самостоятельной работы со стороны учителя очень важно своевременно и правильно сформулировать цели и задачи, а также ожидаемые на выходе результаты.

Главная цель самостоятельных работ - развить самостоятельность учащихся, научить их без помощи учителя приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует их подготовке к жизни. Самостоятельную работу на уроках английского языка можно использовать не только для усвоения нового материала, но и при повторении, закреплении и проверке качества уже полученных знаний и умений, выполнении домашних заданий.

Классификация самостоятельных работ производится с разных точек зрения: рассматривается степень самостоятельности учащихся при выполнении работы, проявление творческой активности, место работы в процессе обучения (на каком этапе она проводится), также учитывается форма проведения и оформление ответов (устно или письменно).

Таким образом, можно сделать вывод, что учебную самостоятельность следует понимать как свойство личности, которое формируется в процессе жизнедеятельности человека и проявляется в его способности самоорганизации, самореализации, самовыражению, самосовершенствованию. Наиболее успешно учебная самостоятельность развивается на уроках, для которых свойственно наличие определенной структуры: начало урока, центральная часть урока, завершающая часть урока. Самым эффективным способом формирования учебной самостоятельности на уроках является самостоятельная деятельность учащихся, основная цель которой - научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал на иностранном языке. Учебная самостоятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Существует множество различных видов самостоятельных работ, однако только сочетание всех видов заданий представляет собой оптимальную организацию самостоятельной деятельности, способствует наилучшему усвоению материала и формирует у учащихся самостоятельность в процессе обучения. Творческий уровень самостоятельной работы связан с формированием навыков и умений осуществлять поиск при решении более сложных коммуникативных задач, как в устной речи, так и при чтении. Например, действовать в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами и взятой на себя ролью, подготовить сообщение на определённую тему, прослушать сообщение и выразить своё отношение к его содержанию; прочесть рассказ, и ответить на проблемные вопросы в связи с содержательно-смысловым планом текста, интерпретировать главную идею текста, чтобы стимулировать становление учебно-познавательных мотивов.

Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться пассивным он не может. Можно сделать такой вывод, что развитие привычки самостоятельной работы учеников на уроках иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения и навыки – такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить ученика приёмами выполнения задач, выработать определённые алгоритмы обработки и усвоения того или иного материала, подготовить соответствующие наглядные пособия в виде схем, таблиц и дидактический материал в виде карточек, системы упражнений, вопросов-гидов, которые были бы всегда в распоряжении учеников. Планируя урок, учителю обязательно необходимо определить задачи для самостоятельной обработки материала учениками, а также выбрать соответствующую форму контроля. Систематическая работа, направленная на организацию самостоятельной работы ученика, будет формировать не только его познавательную деятельность, а и самостоятельность как черту характера.

Такой подход выгодно отличается от традиционного обучения тем, что он позволяет каждому ученику самоопределиться на уроке, а также обеспечивает эмоциональный комфорт. На уроке реализуется поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией П.Я.Гальперина). Спокойная и непринуждённая обстановка на уроке позволяет учащимся снять комплекс страха перед учителем, боязнь самого предмета. У учащихся появляется привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно; развивать внимание, стремление к знаниям.

Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Подводя итог проведенной работы, стоит отметить, что невозможно сделать процесс передачи и получения знаний идеальным немедленно. Но необходимо над этим работать, разрабатывать новые и усовершенствованные методики.

Литература

1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005.

2. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Педагогика, 2007.

3. Черникова О.М. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения. // Интерактивное обозрение. Электронная газета. Выпуск № 59. Июнь, 2015.