Как исправить плохой почерк

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: красивый почерк


Сейчас очень часто приходится слышать, что у школьников плохой почерк. Обвиняют в этом новые приемы письма, отсутствие времени на установку красивого почерка. Трудности с почерком, как правило, возникают, если у маленького ученика недостаточно развита мелкая моторика — умение управлять тонкими движениями пальцев и кисти рук. Разработкой мелкой моторики следует заниматься еще до школы. Продолжать эту работу надо и в I классе. Для этого необходимо не только писать, но и рисовать, лепить, выполнять различные поделки, собирать конструкторы с небольшими деталями, мозаики. Чтобы в процессе обучения совершенствовать координацию движений рук первоклассников, снять их мышечную утомляемость, целесообразно включить в работу ряд упражнений для рук, пальцев, формирования красивого почерка. Вначале эти упражнения выполняются учениками с большим трудом, многие из них не получаются совсем. Но систематические тренировки дают, в конце концов, хорошие результаты. Эти упражнения должны выполняться не только на уроках письма, но и на других уроках, даже физкультминутках. Вот некоторые из них.

Упражнение 1. Ученики зажимают ручку средним и указательным пальцами. Сгибают и разгибают эти пальцы, следят, чтобы ручка не опускалась ниже большого пальца.

Упражнение 2. Ладошки лежат на парте. Учащиеся поднимают пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Повторяют это затем в обратном порядке.

Упражнение 3. Пальцы обеих рук образуют шар. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 4. На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 5. Дети, представив себе, что у них в ладошках мячик, делают движения, имитирующие поворачивание мячика в разные стороны.

Упражнение 6. Ладошки лежат на столе. Дети поочередно поднимают пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Все эти упражнения помогают исправить почерк, особенно детям, у которых в дошкольном возрасте была плохо развита моторика рук. Предлагаю родителям обратить серьезное внимание на подготовку детей дошкольного возраста к обучению письму и для развития мелкой моторики рук ребенка организовать ряд игр и упражнений.

1. Лепка из глины и пластилина.

Лепить можно не только из пластилина и глины. Зимой — из снега, летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

2. Рисование или раскрашивание картинок — любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолеты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребенка.

3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами (под присмотром родителей) геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Ребенку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков будущего первоклассника. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук, эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

5. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.

6. Всасывание пипеткой воды.

7. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов ит.д. Это интересное занятие развивает воображение и фантазию.

8. Плетение косичек из ниток, венков из цветов.

9. Переборка круп, например гороха, гречки и риса. Это способствует развитию осязания, мелких движений пальчиков рук.

10. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Такие игры и упражнения следует проводить ежедневно: всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут увереннее, школьные занятия станут для ребенка не столь утомительными.