Особенности развития языковой компетентности в условиях реализации ФГОС

Разделы: Иностранные языки


На этапе реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов нового поколения обучение иностранному языку требует значительных изменений, так как на смену парадигме знаний, умений и навыков входит формирование компетентностного, системно-деятельностного подхода. «Актуальной и новой задачей является обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин». Следовательно, задача учителя иностранного языка - мотивировать учащихся к получению новых знаний и создать условия для самостоятельной деятельности, то есть научить учиться. В основе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать акмеологический подход, т.е. технологию достижения успеха и высоких результатов в обучении и развитии каждого ученика на основе устойчивой мотивации, изучение его психологических особенностей и развитие способностей. Обучение иностранному языку должно быть мотивированным, индивидуализированным и включать такие виды деятельности, которые позволяли бы обучающимся изучать иностранный язык с желанием в соответствии с их интересами и наклонностями. Для полной реализации технологии максимально использую возможности внеурочного времени, а именно индивидуальные занятия с обучающимися, уровень знаний которых по тем или иным причинам не соответствуют требуемому; групповые занятия с участниками олимпиад и конкурсов по английскому языку. Я понимаю, что введение ФГОС нового поколения поставило перед учителями новые задачи для реализации основных образовательных программ. Традиционные формы не успевают за изменениями в мире и не всегда соответствуют требованиям времени. Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели меня к переосмыслению методов и технологий обучения английскому языку. В новых стандартах в преподавании иностранных языков основное внимание уделяется развитию коммуникаций во время общения, умению анализа и самоанализа, саморазвитию и самосовершенствованию, самостоятельному усвоению новых знаний, умению работать в группе. Все эти универсальные учебные действия не могут быть решены без внедрения инновационных технологий.

В настоящее время особое место занимает проектная деятельность, которая предполагает развитие познавательных навыков учащихся, навыков смыслового чтения, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение распознать, сформулировать и найти способы решить проблему. Учащиеся создают свои проекты по определенной теме и учатся представлять их в виде презентаций. При этом они получают возможность систематизации полученных знаний и навыков, развития креативных способностей и совершенствования навыков ИКТ. Примером этого можно привести осуществление учебного проекта «О чем поет стрела?» в рамках этнокультурного образования. В основе проекта лежит духовно-нравственное воспитание личности через осмысление бурятской легенды «Мыс Бурхан». В процессе разработки учебного проекта мы работали над заполнением «визитной карточки» с учетом темы, планирования работы над проектом, проблемы, основополагающего вопроса, проблемных и учебных вопросов, на которые должны ответить учащиеся по завершении работы в проекте и этапов проведения. Правильно организованная работа учащихся с компьютером способствовала росту их познавательного и коммуникативного интереса. Большое внимание мы уделили созданию мультимедийных презентаций учащихся. Содержание презентаций должно соответствовать возрастным интересам учащихся и соответствовать целям и задачам работы над презентациями. Цели проекта согласованы с ФГОС второго поколения. Работа в проекте направлена на формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной, рефлексивной, коммуникативной, информационной) на основе комплексного применения знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций. В результате, учебный проект стал победителем муниципального смотра – конкурса учебно - методических разработок с использованием ИКТ в педагогической деятельности. Следует отметить, что я старалась уделять значительное внимание развитию коммуникативных УУД, а именно, планированию учебного сотрудничества с учителями и одноклассниками с целью определения цели, обязанностей участников, путей взаимодействия, управления поведением, контроля, коррекции, оценки и самооценки. Таким образом, можно сделать вывод, что цель проекта – использование учебного проекта в организации самостоятельных исследований учащихся с использованием ИКТ – может способствовать коммуникативному взаимодействию объектов и субъектов образовательного процесса, дает возможность использовать творческие принципы, методы, формы и технологии обучения, нацеленные на формирование универсальных учебных действий.

Я вижу в средствах ИКТ не только способ достижения планируемых результатов обучения иностранному языку учащихся разного возраста, но и интересные варианты представления творческих идей. Применение современных технологий на уроке меняет отношение учащихся к предмету и учителю, повышает познавательный интерес и мотивацию, позволяет усилить роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения. В подготовке к урокам средства ИКТ помогают следить за изменениями в английском языке, традициях, культуре англоязычных стран, методике преподавания английского языка и использовании опыта других педагогов. Радует, что в последнее время разработана компьютерная поддержка курса английского языка для учащихся. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке, во внеурочной деятельности и при подготовке домашних заданий и творческих работ любого уровня. Бесспорно, Интернет представляет собой бесценный источник аутентичных текстов и других материалов, дающих учащимся возможность улучшить свои языковые навыки и речевые умения, так как электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Основную роль играет различный языковой материал, использование которого можно варьировать, ведь программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы. У учащихся есть возможность развивать навыки аудирования, использовать наглядный материал, различные справочники и словари. Использование электронного словаря на уроках в слабых классах старшей ступени дает хорошую мотивацию к работе. Самостоятельный поиск необходимой информации на англоязычных сайтах помогает формировать компенсаторную, социокультурную компетенции, развивает умения организации самостоятельной работы и навыки рефлексии. Интерактивный режим позволяет учащимся самим контролировать скорость прохождения учебного материала; структура гиперссылок позволяет получить пояснение, дополнительную информацию. Например, я предлагаю учащимся пособия “ Professor Higgins”, “James café” ,“Bridge to English”, «Решу ЕГЭ» и другие, что ведет к развитию языковой компетентности на более высоком уровне и содействует активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению английским языком. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может стать мощным психолого-педагогическим средством формирования потребностно-мотивационного плана деятельности школьников, средством поддержания и дальнейшего развития их интереса к английскому языку. За счет мотивации и личностной ориентации в обучении я стараюсь формировать устойчивый интерес учащихся к предмету. Приоритетом в моей работе всегда являлась работа с одаренными детьми. Решение дать возможность учащимся участвовать во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по английскому языку «Эйдос» пришло, во-первых, благодаря возможности быть вовлеченными в интересные проекты на всероссийском уровне. Во-вторых, поразил слоган эвристических олимпиад: «Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!». В-третьих, меня подкупило, что «цель дистанционных эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность. С одной стороны, задания в эвристических олимпиадах нестандартные, увлекательные и доступные, что выполнить их может каждый. Причем их выполнение увлечет и заинтересует учеников и поставит в тупик учителей. С другой стороны, задания представляют определенную трудность заданий, которые вызвали необходимость расширить лексический вокабуляр, работать с рифмами, искать соответствующие аналогии и проводить параллели. Что касается метапредметных результатов, то налицо формирование готовности и способности к самостоятельной творчески-познавательной деятельности, включая умение критически оценивать и интерпретировать языковой материал. Участие в работе форума вырабатывает умение организовывать совместную деятельность в группе со сверстниками. К тому же, идет развитие компетентности в использовании ИКТ.

Дальнейшим повышением положительной мотивации учащихся в изучении английского языка стало участие в последующих интернет – олимпиадах и конкурсах. Как отмечают участники данных олимпиад, эвристический характер заданий потребовал более широкого кругозора, творческого подхода к выполнению заданий, мобилизации внимания и сосредоточенности, знания особенностей англоязычных стран, а не только фактических знаний истории, культуры, традиций страны изучаемого языка. Участие в данных олимпиадах способствовало созданию образовательных продуктов в виде креативного перевода стихотворений и песни, а затем уже творческое создание личного продукта: стихи и песни. Участники почувствовали вдохновение творческой самореализации через свою личную причастность к творчеству, в частности, к созданию песен и стихотворений. Благодаря творческому характеру заданий и возможности свободного изложения своих идей и мыслей, не боясь допустить грамматические ошибки, учащимся удалось проявить неординарность и раскованность мышления, создать свое личное произведение и осознать свой результат с последующей самооценкой в виде рефлексии.

Таким образом, эвристические олимпиады способствуют формированию универсальных компетенций: когнитивных(познавательных), креативных, оргдеятельных (регулятивных), коммуникативных и ценностно-смысловых(личностных). Развитию предметных компетентностей способствовали переориентация учащихся на личностно-ориентированный подход, включая обучение в сотрудничестве, технологию критического мышления, исследовательскую деятельность, творческие задания и анализ результатов участия в предыдущих олимпиадах, мотивацию учащихся на достижение успеха и участие во всероссийских конкурсах, что дает возможность и проявить знания по английскому языку и раскрыть творческий потенциал любого ученика на более высоком уровне. При этом надо стремиться к тому, чтобы функция учителя была не в «передаче готовых знаний», а в сопровождении учащегося к достижению планируемых результатов в виде развития креативных, когнитивных, коммуникативных и регулятивных качеств каждого ученика. В идеале, эвристическое обучение является предпосылкой для создания образовательных продуктов и выстраивания каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.

Несомненно, это накладывает ответственность на меня как на учителя английского языка, вызывает необходимость сделать образование более функциональным и эффективным, расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ и к освоению программ высшего профессионального образования, так как «обязательным требованием ФГОС является сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире».

Список литературы

  1. Хуторской А.В. Методология педагогики: человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с.
  2. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы // Иностранные языки в школе. – 1999. - №3. – С. 3-4.
  3. Войтко С.А. Об использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка // Интернет-журнал Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004 – 2005. https://urok.1sept.ru/articles/415914/.
  4. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе, 2003.
  5. Савёлова М. С. Формирование положительной мотивации на уроках английского языка в условиях ФГОС [Текст] / М.С.Савёлова // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 283-285.- №5. – С. 25-31