Педагогический проект «С друзьями вместе» в воспитательной деятельности классного руководителя

Разделы: Классное руководство

Класс: 6


Социально-коммуникативное развитие детей выделено во ФГОС в отдельную образовательную область: обучающийся на этапе основного общего образования должен уметь активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывать интересы и чувства других, договариваться, разрешать конфликты. Правильно организованная развивающая среда даёт школьнику возможность проявить себя в социальном плане, освоить определенные правила здорового образа жизни, ощутить взаимосвязь с другими детьми, укрепить уверенность в своих силах.

Методические особенности педагогического проекта классного руководителя «С друзьями вместе» объясняются необходимостью решения следующих вопросов: как организовать познание обучающимися самих себя, своих отношений с окружающими людьми? Как сделать этот процесс радостным, увлекательным и в тоже время глубоким, позволяющим развить коммуникативные и познавательные способности подростков?

Проект предполагает реализацию специально разработанной системы игр и занятий, нацеленных на нравственное развитие и формирование межличностных отношений. Занятия с детьми организуются по двум направлениям: что такое человек и человек среди людей. Первое направление предусматривает познание каждым ребёнком самого себя, своих психологических и личностных особенностей. Второе направление направлено на организацию взаимодействия личности со своим ближайшим окружением – малой группой, в ходе которого подростки познают духовно-нравственные и психологические основы общения.

В процессе проекта обучающиеся привлекаются к доступной им исследовательской деятельности: анализу проблемных ситуаций, обсуждению спорных мыслей, использованию психологических методик самооценки и методик взаимодействия в малой группе. Классный руководитель организует тематические классные часы и мини-практикумы, на которых дети выполняют познавательные, тренинговые и игровые задания, участвуют в психологических и ролевых играх.

Первый этап педагогического проекта – подготовительный. Классный руководитель определяет доминирующую личностную направленность подростков. Например, это анкеты изучения жизненных ценностей, выявления направленности школьников, акцентуаций, определения детей группы риска, тест школьной тревожности.

Второй этап – целеполагание и планирование. Это психологическая диагностика класса, определение вместе с детьми целей, задач и основных направлений деятельности классного коллектива. На этом этапе составляется план график классных и общешкольных мероприятий, происходит разбивка детей на группы с целью организации самоуправления в классе, обсуждаются вопросы взаимодействия обучающихся не только внутри класса, но и во внеклассной школьной среде.

Третий основной этап – этап реализация проекта «С друзьями вместе». Классный руководитель организует деятельность коллектива на классных часах и мини-практикумах. Обучающиеся в течении учебного года создают и оформляют групповые проекты «С друзьями вместе»: стенгазеты, альбомы, эссе, рассказы, стихи, рисунки. В них они должны предоставить информацию о себе, своих товарищах и отразить жизнедеятельность классного коллектива. На тематических классных часах школьники выполняют задания и обсуждают вопросы, требующие самостоятельных оценочных суждений, актуализации личного жизненного опыта. После каждого тематического часа проводится серия мини-практикумов, на которых дети работают над заданиями практического характера: составление индивидуального портрета, программ самовоспитания, выработка правил общения, различных памяток.

Краткое содержание деятельности школьников на основном, третьем этапе реализации проекта: примеры некоторых мероприятий

Классный час: «Что такое человек». Обсуждение высказывания известных философов о человеке. Групповое задание: представьте, что вы встретились с инопланетянами, вам надо объяснить им, кто такие люди, чем они отличаются от иных живых существ на Земле. Постарайтесь заинтересовать инопланетян, доказать значимость, величие человека, чтобы пришельцы не захотели истребить человечество. Дети участвуют в обсуждении проблемы, делают умозаключения и выводы на основе аргументации, формулируют собственное мнение и позицию.

Мини-практикумы по тематике классного часа

Игра «Снежный ком». Задание: назвать свои имена используя принцип снежного кома - каждый повторяет по порядку все прежде названные имена, а затем прибавляет своё. Назвать себя надо так и с такой интонацией, как каждый бы хотел, чтобы к нему обращались другие, при этом нужно стараться сделать друг другу приятное.

Игра «Эмблема-образ»: представить себя через эмблему-образ, которое отражает душевное состояние в момент занятия: сегодня я кто? – цветок, кораблик, сосуд, наполненный знаниями. Обсуждение - легко ли ответить на вопрос: какой я?

Игра «Я хороший, а ты?»: каждый ученик называет какое-то своё достоинство - черту характера, полезное увлечение. Можно использовать метод незаконченного предложения: «Что мне нравиться больше всего в себе самом, так это…».

Игра «Волшебная палочка». Метод незаконченного предложения «Если бы я смог избавиться одного качества характера, это было бы …, потому что …». Можно продемонстрировать какое-то качество характера невербально - с помощью жестов, мимики, походки.

Игра «Угадай, кто это?». Ведущий выходит из класса, группа загадывает имя какого-то одного ученика, затем ребята по очереди рассказывают об этом человеке что-нибудь хорошее, а ведущий должен отгадать, о ком идёт речь.

Игра «Ассоциация». Другой вариант игры «Угадай, кто это?»: ведущий задаёт вопросы, основанные на ассоциациях, например, «Если бы это был цветок, дерево, музыкальный инструмент, время года, герой мультфильма и т. д., то какой?»

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты». Ребята говорят по кругу комплименты, сидящему рядом.

Классный час: «Формирование характера». Вопросы и задания (индивидуальные и групповые): определение качеств человека по эпизодам из жизни Микеланджело и Демосфена, работа с рубриками «Подобрать синонимы», «Придумать заголовок для фрагмента», «Обсуждение вопроса», опрос «Что и кто повлияли на мой характер», «Если у вас идеал». Обобщение результатов.

Мини-практикумы по тематике классного часа

Игра «Кто я». Ведущий выходит из класса, остальные загадывают какого-то литературного персонажа. Класс делиться на группы, одни характеризуют потребности этого персонажа, другие – его способности, третьи – характер. Ведущий отгадывает, о ком идёт речь. Задачи групп меняются.

Игра «Мой индивидуальный портрет». Каждый на бумаге изображает свой индивидуальный портрет, который включает в себя компоненты:

  1. Имя и его расшифровка по буквам (Анна: Активная, Находчивая, Настойчивая, Аккуратная)
  2. Моя внешность
  3. Я люблю
  4. Мои способности
  5. Мои желания

Игра «Сыщики». Каждый по жребию вытаскивает имя какого-то своего одноклассника. Это «подозреваемый». Нужно составить его словесный портрет по плану:

  1. Выразительность поведение – жесты, мимика, походка
  2. Положительные черты характера, подтверждённые хотя бы в одной ситуации

В течении нескольких дней одноклассники наблюдают за своими «подозреваемыми», но делают это незаметно. На следующем классном часе классный руководитель вначале выясняет, кто заметил, что за ним наблюдали, а затем по очереди заслушиваются словесные портреты. Класс угадывает, о ком идёт речь.

Классный час «Характер человека». Вопросы и задания (индивидуальные и групповые): приведите примеры черт характера, относящихся к каждой из трёх групп:

  1. Черты, в которых выражается отношение к другим людям
  2. Черты характера, в которых выражается отношение к самому себе
  3. Черты, в которых выражается отношение к труду, к делу

Мини-практикумы

Игра «Мой идеал». Каждый составляет два ряда слов, в первый столбик помещает качества характера, наиболее привлекательные, которые составляют идеал, во второй - качества неприятные, которыми идеал не должен обладать. Из своего положительного столбика каждый ученик выбирает те качества, которыми он, как ему кажется, обладает. Так же выбирает, присущие ему качества из второго, отрицательного столбика. Обработка результатов и определение своей самооценки.

Игра «Превращения». Групповое задание: положительным качествам характера надо дать отрицательное наполнение, чтобы они стали достойны осуждения, а не похвалы, а отрицательные качества надо превратить в не столь обидные, наполнив их положительным смыслом. Например, настойчивость – упрямство, бережливость – скупость, высокомерие – чувство собственного достоинства.

Классный час: «Общение и его роль в жизни человека». Вопросы и задания (индивидуальные и групповые): работа с рубриками «Сделайте выводы», «Сформулировать правила, помогающие общению», «Прокомментировать строки», «Сравнить сформулированные вами правила с правилами знаменитых психологов».

Тест на определение своего психологического типа по отношению к окружающим.

Игра «Подбери пару». Найти к определённому комплексу невербальных сигналов соответствующее психическое состояние.

Игра «Отвергнутый». Ведущий, добровольно исполняющий роль «отвергнутого», выходит из класса. Оставшиеся одноклассники обсуждают, какие черты характера, привычки или другие личностные особенности покинувшего класс одноклассника могут помешать его сотрудничеству с другими. Затем входит «отвергнутый» и сам пробует определить два качества, за которые его могут «отвергнуть». Когда он правильно угадывает эти качества, класс «принимает» его в свой круг. После того как несколько добровольцев побывают в роли «отвергнутых», ученики делают вывод: какие качества человека затрудняют сотрудничество.

Конкурс рисунков «Я рисую своего друга».

Классный час: «Искусство спора». Вопросы и задания: работа с рубриками «Памятка полемиста», «Обсуждение высказывания».

Тренинг «Разведка». Диалоги в парах. Каждый получает записку с заданием выяснить что-либо о партнёре: каким видом спорта интересуется, любит ли животных и т.д. Надо не допустить, чтобы партнёр узнал задание, получить ответ на интересующий вопрос, и кроме того, выяснить, что должен узнать партер. Диалог длиться 5 минут. Затем каждой стороне задаются вопросы, что, по вашему мнению, стремился выяснить ваш партнёр. Что вам удалось выяснить в соответствии с заданием?

Игра «Спорные утверждения». Классный руководитель предлагает для обсуждения любое спорное утверждение. Например, «Говорить правду – терять дружбу», «Деньги – показатель успеха». Класс делиться на группы: сторонников и противников данного утверждения. Проблемы обсуждается.

На заключительном мини-практикуме по данной тематике дети проходят самотестирование «Способность вести дискуссию».

Четвёртый этап педагогического проекта – рефлексия. Представление результатов групповых проектов «С друзьями вместе»: стенгазет, альбомов, эссе, рассказов, стихов, рисунков. Подведение итогов.

Пятый перспективный этап предусматривает целеполагание внеурочной деятельности классного коллектива на следующий учебный год.

В ходе реализации проекта школьники работают в группах по дифференцированным заданиям, оценивают свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, учатся анализировать эмоциональное состояние, чувства окружающих и строить свои взаимоотношения с их учетом.

Таким образом, педагогический проект классного руководителя «С друзьями вместе» способствует формированию мотивированности и направленности школьников на активное и созидательное участие в жизнедеятельности классного коллектива, ценностного отношения к результатам своего взаимодействия.

Приложение

Литература

1. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Ерохина М.С. Дидактический материал по курсу «Человек и общество». Преподавание истории в школе. – М.: «Школа-Пресс», 1996 г., № 7.

3. Янушевский В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 класс. Методическое пособие. – М.: «Владос», 2017 г.