Технологическая карта урока по теме "Влажность воздуха. Способы измерения влажности воздуха"

Разделы: Физика

Ключевые слова: Влажность воздуха


Физика: 8 класс.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятиями относительной влажности воздуха, точкой росы;
  • со способами измерения влажности воздуха;
  • познакомить с приборами для измерения влажности воздуха, формировать умение определять влажность воздуха.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление об относительной влажности воздуха, точке росы.
  • Продемонстрировать различные способы измерения влажности воздуха с помощью приборов - гигрометра, психрометра.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческую деятельность через различные виды работы.
  • Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками.

Воспитательные:

  • Показать необходимость изучать понятия влажности воздуха и использовать в жизнедеятельности человека.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, в парах постоянного состава, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер мультимедийный, мультимедийный проектор(презентация), экран, психрометрическая таблица, психрометр.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат с учетом формирования УУД

1.Организационный момент

Приветствие, организация внимания.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: саморегуляция
Коммуникативные: сотрудничество с учителем.

2.Актуализация опорных знаний из жизненного опыта

Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит полцарства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра. «Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как ни странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?

Отвечают на вопрос (предполагаемый ответ): Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и в чайник не заглядывала!

Познавательные: анализ явлений

3. Мотивация.
Целеполагание

- На предыдущих уроках мы с вами познакомились с 3 агрегатными состояниями вещества, различными процессами.
- Сегодня мы познакомимся с новым понятием, но, прежде чем перейти к новой теме, давайте решим кроссворд. (приложение 1)
Находят в кроссворде слово. Это влажность - величина, от которой зависит наше самочувствие, погода, состояние музейных экспонатов, книг и т.д.

Разгадывают кроссворд, формулируют тему урока «Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха».
Совместное с учащимися формулирование цели и задач урока.

Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: умение с достаточной плотностью и точностью выражать свои мысли
Познавательные: формулирование познавательной цели

4. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала Организует работу по усвоению понятий: относительная влажность, точка росы, приборы для измерения влажности воздуха: гигрометр, психрометр; психрометрическая таблица. Из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой. Вода занимает около 70,8 % земного шара.
Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды. В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды. С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 24*10 16м3 водяного пара). Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, тем ближе пар будет к состоянию насыщения.

Отвечают на вопрос: Какую часть воды составляет Земля, живые организмы, атмосфера? Выдвигают гипотезы.

Как попадает вода в атмосферу? Выдвигают гипотезы.

Познавательные: смысловое чтение, поиск информации
Коммуникативные: умение управлять поведением, сотрудничать
Личностные: смыслообразование, границы собственного знания и «незнания», понимания и «непонимания»

Влажность воздуха - это содержание водяного пара в атмосфере.
При определении содержания влаги в воздухе используют понятия относительной влажности воздуха.
Отвечают на вопрос: Как определить влажность воздуха? Выдвигают гипотезы. С помощью учебника находят информацию.

Относительной влажностью воздуха φ называют отношение давления водяного пара р, находящегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного водяного пара при тойже температуре, выраженной в процентах.
Относительную влажность можно определить по формуле:

φ = р/р0 •100%.

Записывают формулу в тетрадь.

φ = р/р0 •100%.

Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса.

Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.

Отвечают на вопрос: Как появляется туман, роса в природе? Выдвигают гипотезы.

Физминутка

Слушают музыку «Вальс дождя»

Закрывают глаза и наслаждаются музыкой.

5. Практическая работа

Организует беседу. Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный - температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам.
По значению относительной влажности мы можем судить о состоянии окружающего нас воздуха.

Рассматривают психрометр, его изучают и выполняют практическую работу (измеряют группами влажность воздуха в различных помещениях) с помощью психрометрической таблицы.

Познавательные: структурирование знаний
Регулятивные: оценка полученных результатов работы, внесение необходимых коррективов
Личностные: нравственно-этическое оценивание

6. Закрепление материала

Контролирует выполнение задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. Решают задачи по теме естественно-научной функциональной грамотности.

Раздаточный материал по группам (приложение 2).

Личностные: Самооценка и самоуважение
Регулятивные: Оценка своих результатов
Познавательные: применение полученных знаний

7. Домашнее задание

Организует запись домашнего задания. П.19, вопросы
Практическое задание: определить влажность воздуха дома и подумать, может ли она быть различной.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения;

8. Подведение итогов. Рефлекия, выставление оценок

Учитель предлагает учащимся обобщить приобретённые знания на уроке.
Подведем итоги:

1. В воздухе всегда содержится некоторое количество водяного пара.

2. В зависимости от температуры воздух может удерживать различное количество водяных паров; чем больше температура воздуха, тем больше водяного пара требуется воздуху для насыщения.

3. Степень насыщенности воздуха водяными парами называют относительной влажностью, или отношение

4. Если ненасыщенный воздух охлаждать, то он становится насыщенным при некоторой температуре и начинает конденсироваться - выпадает роса; температура в этом случае называется точкой росы.

Моё настроение на уроке.
Плохое
Хорошее
Отличное

Учащиеся вступают в диалог с учителем, отвечают на вопросы, формируют конечный результат, рассказывают что узнали, чему научились, какие трудности испытали.
Выбирают картинку на экране, соответствующую настроению

Отслеживать цель учебной деятельности.