Интерес к изучению иностранного языка – путь к достижению личностного результата обучающихся

Разделы: Иностранные языки


Данная тема сильно интересует и волнует учителей английского языка. Очень интересно узнавать что-то новое, что-то искать, не стоять на месте, самосовершенствоваться, понимать, почему младшие школьники с интересом учат иностранный язык, а в старших классах у них этот интерес пропадает. Как строить свои уроки, чтобы учащиеся уходили с них довольные, с набор определенных знаний, чтобы они узнавали новое, чтобы появлялся интерес к иностранному языку?

Если это удается, можно считать, что цель достигнута. Особенно большое значение придается воспитательным задачам и целям урока: это развивающие задачи (умение работать в группе, повышение мотивации к изучению английского языка), воспитательные задачи (расширение кругозора, формирование уважительного отношения к культуре и традициям стран изучаемого языка), образовательные задачи (совершенствование лексических, грамматических и разговорных навыков.

У каждого учителя в его трудах есть желание и вдохновение, которое основано на четком знании определенных правил и умении выполнять определенные действия. Иначе говоря, мастерство учителя немыслимо без знания технологии проведения урока. В применении к обучению иностранным языкам впервые у нас в методике вопрос о технологии подняла Рогова Г. В.: «Технология обучения, -писала она, - это наука техники обучения, это знание того, как обучать.» Рогова Г.В. включает в технологию следующие умения: рационально использовать время, адекватно выбирать приемы, правильно выполнять упражнения, использовать раздаточный материал, картины, ТСО, пользоваться индивидуальной, парной, групповой и хоровой формами работы. Без перечисленных умений учителю нечего ждать «производительности» от своего труда. Придерживаясь методик Роговой Г.В., Пассова Е.И., строим логичные уроки. Это необходимо делать ради эффективности нашей работы. А эффективность нашей работы – целенаправленность, целостность, динамика, связность.

Побуждение положительного отношения школьников к учению, формирование у них познавательных интересов, потребности в знаниях, является одним из важных дидактических принципов. Обучение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к нему. Для того, чтобы подготовить детей к занятиям по английскому языку и привить им интерес к этому предмету, необходимо уже в конце учебного года знакомиться с первоклассниками, организовывать для них экскурсию в школьный кабинет, знакомить с некоторыми сведениями из истории Великобритании, США, Австралии. Заинтересованность ребят в изучении английского языка – это задача стоит перед учителем уже на первом уроке во втором классе. В ходе беседы «Для чего мы изучаем иностранные языки?», необходимо объяснять учащимся, что есть средство общения людей, что в мире существует более 5 тысяч языков, рассказывать о полиглотах. Во втором классе знакомим учащихся с историей Великобритании, показываем флаг, демонстрируем наглядные пособия. Дети узнают, что английский язык-это международный язык, на котором говорит и общается большая часть населения земного шара.

Выполняя задания на занятиях, приучаем учеников собирать материал о стране изучаемого языка. Этот материал оформляется в папки, в альбомы. Для того, чтобы поддержать постоянный интерес учащихся к изучению английского языка, продумываем, как построить каждый урок, какие приемы применить, какие ТСО использовать. Самым распространенным средством привития интереса учащимся к предмету, особенно на начальном этапе обучения, является урок-игра. Самой популярной игрой является викторина. Для проведения игры используются карточки, на которых изображены достопримечательности Лондона. Для введения и закрепления лексики в 2-4 классах используем наглядные пособия. Часто картинки рисуют сами учащиеся. Чтобы поддерживать интерес у учащихся к предмету, для расширения их общего кругозора часто подбираем дополнительный материал из интернета. В старших классах проводим уроки-лекции на английском языке. («Традиции и обычаи в Великобритании»), уроки-путешествия («Достопримечательности Лондона»), уроки-викторины («Рождество в Британии»). На таких уроках усиливается внимание учащихся. А внимание - это интерес, в то время, как невнимательность-расслабленность, вялость мысли. В работу вовлекаем всех учеников, для этого учитываем интересы и склонности ребят, т.е. следуем принципу индивидуального подхода. Предпосылкой для формирования интереса к изучению языка может служить самостоятельная работа. Это, например, творческие работы («Еда», «Животные», «Времена года», «Праздники»).

Важным остается вопрос обучения иностранному языку в старших классах. Необходимо привитие учащимся умения самостоятельно работать. Одним из важнейших стимулов повышения интереса учащихся к иностранному языку являются межпредметные связи в процессе обучения. Иностранный язык соприкасается практически со всеми другими школьными дисциплинами и открывает путь учащимся к дополнительным знаниям по биологии, географии, истории, литературе. Это ставит перед учителем задачу научить учащихся пользоваться иностранным языком для пополнения своих знаний по другим предметам.

Важным средством, стимулирующим повышение интереса учащихся к изучению иностранного языка, являются Олимпиады, викторины, предметные недели, инсценировки пьес, сказок. Надолго остаются в памяти учеников уроки, посвященные жизни замечательных людей («Шекспир», «Роберт Бернс», «Б.Бриттен», «Художники Гейнсборо и Тернер»). Особенно, если учащиеся прослушивают на уроке отрывки музыкальных произведений, слушают стихи Бернса и сонеты Шекспира, песни и порой поют сами. (Например, песни «Битлз»).

Созданию благоприятного морально-психологического климата на уроках способствуют доброжелательный тон учителя, его любовь к своему предмету, к детям, вера в учеников, учет их возможностей. Сухомлинский В.А. писал: «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца».