Особенности формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся в образовательном процессе

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Классы: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


"Если мы будет учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра».
(проф. Джон Дьюи)

Важнейшей задачей современного образования становится подготовка выпускника, владеющего эффективными методами работы с информацией, способного воплощать свои знания и опыт в самостоятельном творческом продукте, готового к саморазвитию и самореализации, как в профессиональном, так и в личностном планах.

Одним из способов решения этой задачи является организация продуктивной учебно - познавательной деятельности, направленной на формирование информационно-коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями и др. Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике работы педагога. Информационно-коммуникативные компетенции необходимы современному школьнику для освоения в дальнейшем любой профессиональной деятельности, кроме того, названные компетенции лежат в основе успешной адаптации личности в современном мире. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым годом все активнее используются в процессе обучения.

Что означает использование информационных технологий в образовательном процессе? Информационные технологии сегодня интегрируют компьютерные и традиционные средства обучения, позволяют выбирать индивидуальные пути обучения, повышают эффективность обучения и способствуют развитию способностей учащихся. В настоящее время преподавание любого предмета невозможно себе представить без использования различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажеров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. ИКТ заняло прочное место в процессе обучения.

Обучающие программы по иностранному языку составляют значительную часть всего учебного программного обеспечения. На уроках английского языка с помощью ресурсов сети Интернет можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети и адаптируя их к конкретному материалу урока; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас. Именно обучение с применением информационно-коммуникационных технологий несет в себе огромный мотивационный потенциал к изучению иностранного языка, способствует развитию познавательного интереса учащихся. Великий мыслитель Али Апшероне, живший много лет тому назад, когда-то сказал: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если усердно не научатся сами». Его мудрые слова актуальны и до сегодняшнего дня, ведь качество образования начинается с учителя. Чем больше учитель работает над собой, тем выше результат у детей.

Одним из важных вопросов в преподавании английского языка остается вопрос мотивации. Наряду с этим многие взрослые не видят проблем у детей с мотивацией к компьютерным играм. Почему люди играют в компьютерные игры? Потому что это им нравится на глубоком психологическом уровне. Оказывается, не просто ощущение веселья затягивает людей в игры, а свобода и чувство достижения чего-то важного.

«Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.»
(китайская пословица)

Обучающие программы обладают схожими с компьютерными играми характеристиками. В обучении английского языка я часто использую игровые схемы. Элемент игры вызывает положительные эмоции, что способствует лучшему усвоению и практическому закреплению изученного материала. В моей методической копилке содержится богатый материал презентаций, обучающих программ, электронных тестов, дидактический материал с использованием материалов Интернет-ресурсов, презентаций, которые я использую на уроках, рекомендую учащимся для индивидуальной работы и своим коллегам. Наглядность, подготовленная на электронных носителях (таблицы, схемы, видеоролики), помогает сделать урок более насыщенным и интересным. Презентации – это иллюстративный ряд к уроку, поэтому, они повышают интерес к предмету, развивают умственную активность. Я думаю, что ребёнок не только воспринимает информацию, но и быстрее запоминает, когда видит на экране

Я, приобретая опыт работы с учащимися, сформировала со временем собственную программу обучения, используя свои собственные наработки и схемы обучения. Разработанные мною электронные средства контроля грамматических навыков на уроках и учебных занятиях нацелены на формирование у школьников требуемых знаний грамматики по английскому языку. Созданные тесты измерения результатов обучения учащихся грамматике английского языка привязаны к существующим государственным стандартам образования и реализуемым программам по английскому языку.

Другое направление – разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора, тщательно подобранного видеоряда, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Компьютерные презентации находят широкое применение на моих уроках. Они просто незаменимы при предъявлении страноведческого материала. С помощью презентации можно наглядно, увлекательно и доступно представить страну изучаемого языка, ее историю, географию, ее природу, искусство, быт и повседневную жизнь народа.

Важное место в моей работе занимает работа с электронными пособиями. Достоинствами электронных пособий, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей. Например, электронное пособие «Профессор Хиггинс». Мультимедийная обучающая программа по английскому языку профессора Хиггинса, включает интерактивные упражнения и состоит из теоретического раздела (правила, схемы, поясняющие примеры) и практического (упражнения). Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Мои учащиеся работают по этой программе постоянно. При работе с электронной программой каждый ученик изучает вопрос, обдумывает ответ, затрачивая необходимое ему время. При этом снимается проблема субъективности в оценке. Этот электронный учебник оказывает большую помощь и при проведении фонетической зарядки. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися и на слух, и зрительно. Учащиеся имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, имитировать её).

Другой пример – это грамматический практикум "Grammar Class”. Данное пособие предназначено учителям (при введении грамматического материала) и учащимся (при совершенствовании грамматических навыков). Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность мне уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.

Большой помощник в моей работе- Encarta Reference Library — электронная мультимедийная энциклопедия, выпускавшаяся корпорацией Майкрософт с 1993 года. Она содержит более 62 тысяч статей, разнообразную статистическую информацию, множество изображений, фрагментов видео, исторических карт, встроенный словарь.

Хочется остановиться также на использовании интерактивной доски, которая в сочетании с аудиосредствами позволяет реализовывать принципы наглядности, доступности и системности изложения материала. При этом эти возможности реализуются не только в режиме просмотра, как это было при использовании презентаций на уроках, но и используя, специальный маркер и другие возможности доски, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской, и набор интерактивных и мультимедийных возможностей. Интерактивная доска позволяет осуществлять: активное комментирование материала, выделение, уточнение, добавление дополнительной информации посредством электронных маркеров. Возможности интерактивной доски позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками аудирования и говорения, что обеспечивает, в конечном счете, эффективность усвоения материала на уроках английского языка.

Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. Глобальная сеть Интернет предлагает множество полезных ресурсов для работы с аутентичным материалом, который можно адаптировать к конкретным учебным задачам урока. Электронные тесты – это необходимый компонент любого современного урока. Эту возможность можно использовать как при введении, так и закреплении материала, можно использовать дистанционные формы такой работы с той категорией детей, которые пропускают занятия по болезни или готовятся к олимпиадам или конкурсам. А можно создать такой тест и распечатать, если не всегда есть возможность подключиться к сети Интернет.

Как и в любой работе - работа с компьютером имеет свои «риски». Нельзя использовать компьютер на уроке постоянно, т.к. есть множество других задач, решить которые можно, лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Просто необходимо знать нормы СанПина и проводить зарядку для глаз на уроках, а также научить учащихся делать её и дома. Максимальная длительность работы во время учебных занятий в соответствии с СанПиН составляет: в 8-9 кл. - 25 минут; в 10-11 кл. - 30 минут (на первом уроке), 20 минут (на втором).

Нам, педагогам, просто необходимо идти вперед, осваивать новые технологии, взаимодействовать в сетевых педагогических сообществах, где учителя-предметники осваивают новые обучающие среды, механизмы создания таких сред и осознают, воспринимают, педагогическую целесообразность, возможности для обучения, делятся опытом работы.

Использование ИКТ помогает мне:

1.Повысить мотивацию, познавательную активность ученика и общекультурное развитие учащихся за счёт разнообразия форм и методов работы.

2.Создавать условия для самостоятельной работы учащихся, совершенствовать навыки владения компьютером, увеличивать объём выполненных на уроке заданий и вовлекать всех учащихся в различные виды деятельности.

3.Развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности у учащихся.

4.Обеспечивать в условиях учебной деятельности погружение в языковую среду.

5.Обогащать содержание урока за счёт представления на уроке максимальную наглядность (благодаря различным презентациям и видеороликам), расширения информационных потоков использования Интернета.

6.Использовать тестирование с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу, способствует выработки самооценки у учащегося.

Однако, используя современные компьютерные технологии в обучении английского языка, я поняла, что никакие технические средства не смогут заменить живое слово учителя, не смогут помочь понять материал так, как сможет помочь учитель, научить, как учитель, а значит, профессия учителя была, есть и будет!