«Пушкин отомщенный»: литературное путешествие. (Как можно провести урок по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Смерть поэта»)

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: М.Ю.Лермонтов, М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»


Гибель Пушкина - одно из самых трагических событий в русской истории и культуры, и обойти вниманием это событие на уроках литературы невозможно, тем более что ему посвящено знаменитое стихотворение Лермонтова. Но это произведение далеко не единственное в русской литературе, поэтому у меня возникла идея урока, на котором прозвучат несколько стихотворений, а лермонтовское «Смерть поэта» окажется вписанным в контекст русской литературы XX века.

Начнем наше путешествие во времени со стихотворения, написанного в 1924 году.

1. Э.Багрицкий

И Пушкин падает в голубоватый
Колючий снег. Он знает - здесь конец...
Недаром в кровь его влетел крылатый,
Безжалостный и жалящий свинец.
Кровь на рубахе... Полость меховая
Откинута. Полозья дребезжат.
Леса и снег и скука путевая,
Возок уносится назад, назад...
Он дремлет, Пушкин. Вспоминает снова
То, что влюбленному забыть нельзя,-
Рассыпанные кудри Гончаровой
И тихие медовые глаза.
Случайный ветер не разгонит скуку,
В пустынной хвое замирает край...
...Наемника безжалостную руку
Наводит на поэта Николай!
Он здесь, жандарм! Он из-за хвои леса
Следит - упорно, взведены ль курки,
Глядят на узкий пистолет Дантеса
Его тупые, скользкие зрачки...
И мне ли, выученному, как надо
Писать стихи и из винтовки бить,
Певца убийцам не найти награду,
За кровь пролитую не отомстить?
Я мстил за Пушкина под Перекопом,
Я Пушкина через Урал пронес,
Я с Пушкиным шатался по окопам,
Покрытый вшами, голоден и бос.
И сердце колотилось безотчетно,
И вольный пламень в сердце закипал
И в свисте пуль за песней пулеметной
Я вдохновенно Пушкина читал!
Идут года дорогой неуклонной,
Клокочет в сердце песенный порыв...
...Цветет весна - и Пушкин отомщенный
Все так же сладостно-вольнолюбив.

Зададим вопросы учащимся:

- На какие части можно разделить это стихотворение? (1-я часть - описание дуэли - до слов «Его тупые, скользкие зрачки»; 2-я часть - монолог лирического героя)

- Какие чувства вызывает у лирического героя гибель поэта? Кого он винит в ней?

- Какую характеристику дает поэт Николаю I? Почему называет его жандармом?

- Как мстил герой «за Пушкина» и почему назвал поэта «отомщенным»? (Так как царя Багрицкий считает главным виновником смерти Пушкина, то мстит он за поэта, участвуя в революции и Гражданской войне, утверждая Советскую власть, уничтожившую в России монархию).

2. Теперь обратимся к прошлому. Вернемся в 1837 год и прочитаем стихотворение, сделавшее его автора известным всей России, - «Смерть поэта» М.Лермонтова:

Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видели злодеи в ней пример.

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..

И он убит - и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..

И прежний сняв венок - они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он - с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда - всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Выясним у учащихся, все ли им понятно в стихотворении. После объяснения зададим вопросы:

- Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Пусть учащиеся сами определят их количество, ведь и в литературоведении нет единого мнения по этому вопросу). Какие чувства выражает поэт в каждой из частей своего произведения?

- Какой композиционный прием лежит в основе стихотворения? (Антитеза: «гордая голова», «свободный, смелый дар» и «пустых похвал ненужный хор и жалкий лепет оправданья»; «дивный гений», «наша слава» и «убийца», «пустое сердце»; «дружба простодушная» и «клеветники ничтожные»; «свет завистливый и душный» и «сердце вольное и пламенные страсти»; «коварный шепот насмешливых невежд» и «звуки чудных песен»; «праведная кровь» и «черная кровь»).

- На ком, по мнению Лермонтова, лежит вина в смерти Пушкина? (Здесь можно рассказать ученикам, что поэт дописал последние 16 строк после того, как его приятели сочли причиной дуэли ревность и горячий нрав Пушкина).

- Что общего у стихотворений Э. Багрицкого и М. Лермонтова? (Переданные в них чувства, представление об истинных виновниках смерти Пушкина). А можно ли говорить о том, что Лермонтов тоже по-своему отомстил убийцам поэта?

«Смерть поэта» распространялось в списках, оно встретило горячий прием тех, кто так же, как и Лермонтов, горько переживал гибель Пушкина и видел в этом вину развратной власти. Лермонтов, предрекая Божий суд палачам Свободы, Гения и Славы, открыто сказал то, о чем думали, но боялись сказать многие. Естественно, шеф III отделения тайной полиции А.Х.Бенкендорф не мог в этих обстоятельствах остаться в стороне, всем известна его оценка стихотворения Лермонтова: «Вступление к этому сочинению дерзко, а конец - бесстыдное вольнодумство, более чем преступное». Следствием был арест поэта и затем перевод на Кавказ, в Нижегородский драгунский полк.

3.И теперь мы снова перемещаемся в XX век, но теперь в его вторую половину, в 1964 год, когда было написано стихотворение Е.Евтушенко «Баллада о шефе жандармов и о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта»

Я представляю страх и обалденье,
когда попало в Третье отделенье
«На смерть Поэта»1...

Представляю я,
как начали все эти гады бегать,
на вицмундиры осыпая перхоть,
в носы табак спасительный суя.
И шеф жандармов - главный идеолог,
ругая подчиненных идиотов,
надел очки... Дойдя до строк: «Но есть,
есть божий суд, наперсники разврата...»
-
он, вздрогнув, огляделся воровато
и побоялся еще раз прочесть.

Уже давно докладец был состряпан,
и на Кавказ М. Лермонтов запрятан,
но Бенкендорф с тех пор утратил сон.
Во время всей бодяги царедворской -
приемов, заседаний, церемоний:
«Есть божий суд...» - в смятенье слышал
он.

«Есть божий суд...» - метель ревела в
окна.
«Есть божий суд...» - весной стонала
Волга
в раздольях исстрадавшихся степных.
«Есть божий суд...» - кандальники
бренчали.
«Есть божий суд...» - безмолвствуя,
кричали
глаза скидавших шапки крепостных.

И шеф, трясясь от страха водянисто,
украдкой превратился в атеиста.
Шеф посещал молебны, как всегда,
с приятцей размышляя в кабинете,
что все же бога нет на этом свете,
а значит, нет и божьего суда.

Но вечно
надо всеми подлецами -
жандармами, придворными льстецами,-
как будто их грядущая судьба,
звучит с неумолимостью набата:
«Есть божий суд, наперсники разврата...
Есть божий суд... Есть грозный
судия...»

И если даже нет на свете бога,
не потирайте руки слишком бодро:
вас вицмундиры ваши не спасут,-
придет за все когда-нибудь расплата.
Есть божий суд, наперсники разврата,
и суд поэта - это божий суд!

Зададим вопросы ученикам:

- Е.Евтушенко в поэтической форме ведет рассказ, возникший в его воображении, о том, что было после появления в печати стихотворения Лермонтова. Какие чувства переполняют автора?

- Как поэт характеризует Бенкендорфа? Какую он использует лексику?

- По какой причине шеф жандармов «превратился в атеиста»?

- Можно ли назвать это стихотворение местью «наперсникам разврата»? В чем она заключается? (В жгучей ненависти поэта к шефу Третьего отделения, ко всем придворным «подлецам - жандармам, придворным льстецам», в страсти, с которой он клеймит виновников смерти Пушкина и ссылки на Кавказ Лермонтова, в его убежденности, что причиненное зло не останется безнаказанным. Для потомков имя Бенкендорфа навсегда останется связанным с гибелью Пушкина).

- Как вы поняли концовку стихотворения? Почему суд поэта - это божий суд? (Поэт Пушкина, превращенный в пророка шестикрылым Серафимом, призван нести людям божественную истину. Можно также вспомнить строки из «Пророка» Лермонтова, когда, смеясь над поэтом-пророком, старцы предостерегают детей:

Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!)

Совершив мысленное путешествие по страницам русской литературы, мы увидели, как едины поэты разных эпох в своем отношении к смерти Александра Пушкина, как одинаково смотрят они на виновников этой трагедии, на ее причины. Одинаково, но по-своему. И так и должно быть, ведь все они, как и мечтал Маяковский, «хорошие и разные»!

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выучить наизусть стихотворение, которое понравилось больше всего.