Умение работать в команде – залог формирования успешного классного коллектива

Разделы: Классное руководство


Все мы, присутствующие в этой аудитории, возможно за редким исключением, являемся представителями двух столетий и даже двух тысячелетий. Время не стоит на месте. Жизнь идёт вперёд быстрыми темпами. Меняется мир вокруг нас. Условия жизни, возможности, нравы людей, общечеловеческие ценности стремительно преобразуются.

Зачастую ловлю себя на мысли, что пытаюсь сравнивать прошлое и настоящее. Материальная составляющая, уровень жизнь заметно возросли. Чего не могу сказать о нравственности, межчеловеческих отношениях, общественных ценностях.

Презентация

Вспоминая свои школьные годы, просматривая фотоальбомы родителей, сестры, просматривая фильмы Советской эпохи, прихожу к выводу, что тогда были совсем другие люди. Открытые, весёлые, добрые, дружелюбные, подвижные, общительные. Их объединял какой-то невидимый командный дух. В них чаще просыпалась совесть, не так проявлялась зависть, они старались поддерживать друг друга. Эти качества ценились! Порой так хочется окунуться в ту атмосферу!

Наблюдения за коллективами современных подростков, к сожалению, не позволяют их так же положительно охарактеризовать. Стало больше зависти, злобы, неуважения, нежелания работать в команде, обмана, желания оправдать себя, во что бы то ни стало. Индивидуальность - это, бесспорно, хорошее качество. Наличие собственного мнения, позиции, умения их отстоять также положительно характеризует человека. Однако неспособность в нужный момент сплотиться для выполнения общего дела, нежелание оказать помощь коллективу, неумение сотрудничать внутри команды - это уже отрицательные качества, проявляющиеся в современности.

После таких размышлений всегда возникают вопросы: «В чём причина таких изменений? Нельзя ли что-то предпринять, чтобы попытаться исправить ситуацию?»

В поисках ответа на первый вопрос пытаюсь анализировать свои детские и юношеские годы. Что мы видели по телевидению? «Морозко», «Приключения электроника», «Простоквашино», «Незнайку», «Ералаш», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Варвара-краса», «АБВГДейка» и т.п. Иногда слушали радио, где транслировались целые спектакли, концерты, познавательные передачи. Мы читали детские журналы и газеты. «Денискины рассказы» зачастую помогали разгадать загадки, над которыми и мы задумывались. Герой этой книги был нашим ровесником, таким же любопытным и непоседливым. «Тимур и его команда» помогали приобрести опыт работы в команде и показывали, насколько это важно. Мы осознавали ценность дружбы. «Два капитана» позволяли поверить в мечту. Сколько добрых, теплых, душевных воспоминаний от всех этих произведений и фильмов.

Нам было безумно интересно гулять во дворе огромной компанией. Строили крепости, шалаши, играли в крупномасштабные игры. Нам хотелось проводить время вместе. Познавательная составляющая не отвергалась даже самыми нерадивыми учениками. У всех были свои увлечения.

Мы располагали достаточным временем для этого, у нас были хорошие пособия для саморазвития в виде книг, журналов, передач, фильмов.

Казалось бы, современные дети этим также не обделены. Напротив, с получением доступа к сети Интернет их возможности расшились настолько, что являются практически безграничными. Вот только взрослый взгляд, да ещё и педагогический, наводит на мысль о том, что информация истощилась такими качествами, как доброта, человечность, душевность… Детей больше интересуют общественные «сплетни», «истории в инстаграмм», «сообщения в вк». Живое общение постепенно заменяется виртуальным. Общество в целом теряет навыки сотрудничества, общения. Детские коллективы постепенно утрачивают способность быть командой, жить одной, к примеру, школьной семьёй.

Содержание источников информации, с которыми имеют дело современные дети, коренным образом отличается от тех, на которых выросли мы. Думаю, это можно считать одной из причин различий между людьми прошлых поколений и наших дней.

Самой важной причиной считаю изменения в обществе в целом. Люди стали ценить другие человеческие качества, которые помогают им занять свою нишу в этой жизни. Безусловно, можно привести их положительные примеры: мобильность, креативность, толерантность, вариативность и т.п. Вот только достижение цели вопреки всем и всему, не взирая на возможность в это время кого-то тронуть, обидеть, обделить - это стало нормой и часто маскируется под целеустремлённостью. Быть чуточку эгоистичным - это хорошо, т.к. везде продвигается идея о том, что нужно в первую очередь любить себя. При этом всё реже обращается внимание на то, что собственное поведение не должно наносить вреда окружающим.

Отсюда образуются и другие проблемы: в коллективах появляется большое количество детей-одиночек, возникают группировки, которые не могут ужиться друг с другом, класс сложно сподвигнуть на участие в общешкольных мероприятиях.

Конечно, мы не в силах коренным образом изменить сложившуюся тенденцию. Но что-то предпринимать всё же необходимо.

По специальности являюсь учителем математики, поэтому работаю с детьми 5-11-х классов. Вступая в должность классного руководителя, имею возможность работать с конкретным детским коллективом на протяжении семи лет. Согласитесь, это достаточно большой промежуток времени, тем более на него приходится проблематичный подростковый возраст. Именно в этот период имеется возможность скорректировать классный коллектив и попытаться воспитать в нём умение работать в команде, навык межличностного сотрудничества, способность оказать помощь и поддержку, чувство ответственности за общее дело, стремление доводить начатое до конца.

В собственной профессиональной деятельности стараюсь придерживаться таких правил:

  1. будь примером для своих учеников (не только в урочной, но и внеурочной деятельности);
  2. будь всегда рядом (берёмся за дело, значит, вместе со мной);
  3. неудача в состязаниях - это лишь повод к самосовершенствованию;
  4. победа в состязаниях - это показатель того, что мы способны, но можем ещё лучше;
  5. работа в команде - это испытание, опыт, приключение, которые в итоге приведут к желаемому результату;
  6. будь с детьми честна, справедлива, внимательна к их внутреннему миру.

Подобные ориентиры помогают организовать увлекательные экскурсии, душевные прогулки на свежем воздухе, интересные вечера отдыха, творческие коллективные выступления, работать над проектами и просто жить в одном большом коллективе.

На данный момент являюсь классным руководителем 8 класса. Коллектив непростой, в нём представители самых разных психолого-педагогических категорий детей. Однако, нам удаётся участвовать во всех общешкольных мероприятиях, в которых ценится коллективность. Мы неоднократно были победителями в общешкольном конкурсе «Самый классный класс». Завоевать победу в нём непросто, необходимо не пропускать ни одного мероприятия. Залогом побед и призовых мест стала наша совместная работа. Стараюсь быть всегда на передовой и увлечь за собой коллектив. Всегда привлекаю к участию всех. Даже минимальный вклад в общее дело приносит пользу. У каждого ученика свои способности и творческий потенциал. Учитывая это, стараюсь подобрать подходящее задание. Еще в начале учебного года мы ставим перед собой цель - попытаться выиграть в данном конкурсе, а далее на протяжении девяти месяцев мы её стараемся достигать. В этом нам помогают и родители. Они своим примером стимулируют детей к участию в общественной жизни школы. Дети имеют возможность увидеть родителей в другой обстановке и оценить их неизвестные порой качества. Также и родители открывают для себя своих детей совершенно с другой стороны.

Стоит отметить, что в проведении классных часов мне помогает технология «Европейское кафе». Изначально я начала её применять только на уроках, затем внедрила в воспитательную работу. По моим наблюдениям многие дети раскрыли свои способности к ораторскому искусству, организаторские способности, некоторые сделали вывод, что работа в группе - это не так уж скучно и бесполезно. Во время таких занятий есть возможность высказать собственное мнение, оно обязательно будет услышано. Можно по одному и тому же вопросу познакомиться с мнениями других, сделать выводы. Технология показала свою эффективность и в организации родительских собраний. Родители из пассивных слушателей моих монологов превратились в активных участников наших встреч.

Хочется вернуться к содержанию информационных источников. На классных часах иногда мы обсуждаем прочитанные книги. В классе есть дети, которые на протяжении всех школьных перемен читают. Они с радостью соглашаются выступить перед классом и рассказать о своих впечатлениях о прочитанном. В эти моменты мы имеем возможность обсудить вопросы морали, справедливости, чести, долга. Кроме того, силами учителя литературы и педагога-библиотекаря ежегодно проводятся диспуты на основе литературных произведений, где очень подробно обсуждаются вопросы о человеческих качествах и взаимоотношениях.

В общении с родителями постоянно обращаю внимание на необходимость отслеживания интересов детей. В тематику родительского лектория вношу такие вопросы, как «Разговор о совести», «Корысть», «Зависть», «Роль семьи в формировании личностных качеств ребёнка».

Безусловно, подобные действия с моей стороны не сформируют «идеальных» в отношении человеческих качеств учеников. Но среди них, уверена, будут честные, порядочные, целеустремлённые, коммуникативные граждане.

А помогут мне в этом всё те же шесть простых правил:

Номер один стараюсь быть
Во всех общественных делах.
Детей моих не покорить,
Если всё делать впопыхах.

Кладём в корзину номер 1 (от квартиры).

Руководитель в классе для того,
Чтоб детям подарить тепло,
Их заботой окружить,
Жить в коллективе научить.

Кладем чай «Беседа».

Случилась неудача, происшествий целый микс,
На спеши срываться, сделай паузу и скушай Твикс.

Кладем Твикс.

Освободи себя от мысли темной
И снова сниккерсни по полной!

Кладем Сниккерс.

Достиг победы - не гордись,
Порадуйся и улыбнись,
И будь уверен, команда готова
Идти вперед к открытиям новым.

Кладем Несквик.

Теперь на верном ты ходу,
Дерзай, испытывай мечту!

Кладем Ферреро Роше.

Но в суматохе будних дней
Не забывай про мир детей.
Он очень точный индикатор,
Твоей работы стимулятор.
Детский мир - не промокашка,
Это лакмуса бумажка!

Кладем лакмусовую бумажку.

Берем корзинку в руки.

Такую корзинку с собой я беру
В начале недели и смело иду
Воспитания проблемы в классе решать,
Идеи свои в жизнь воплощать!