Слепота как источник выявления способностей

Разделы: Школьная психологическая служба


«Слепота, создавая новый особенный склад личности, вызывает к жизни новые силы, изменяет нормальные направления, функции, творчески и органически пересоздает и формирует психику человека. Следовательно, слепота есть не только дефект минус слабость, но и в каком-то смысле источник выявления способностей плюс сила (как это не странно и ни похоже на парадокс)».

Зрение имеет несколько психологических сторон:

  • включает в себя круг актуального воздействия, непосредственную действительность;
  • отдаляет субъект от окружающей среды («Я - другие и миры»);
  • позволяет воспринимать других и сравнивать себя с другими;
  • позволяет воспринимать вместе с другими те же явления (общее впечатление);
  • является единственным органом чувств, имеющим не только рецептивную, но и эмиссивную функцию (стрелять глазами).

У большинства людей зрение является главным анализатором. Нарушение или потеря зрения (психология слепых). Большое психическое напряжение в личной жизни способствует развитию и течению глаукомы у предрасположенных к ней лиц. У очень старых людей повязка на обоих глазах может вызывать состояние депрессии и беспокойства. С внезапно возникшей слепотой, например, после травмы, психически легче справляются люди от 20-30 лет, чем люди среднего возраста. Последние постоянно надеяться на какую-нибудь перемену, на какое-то научное открытие. Сложные психические проблемы возникают у супружеских пар, где слепота обоих супругов обусловлена генетически. Перед ними стоит вопрос иметь или не иметь детей (дети тоже могут быть слепыми) и всех дальнейших последствий этого (трудность воспитания детей слепыми родителями и вытекающая отсюда зависимость родителей от детей.

Психологическая наука, как и медицинская, имеет особое значение, только тогда когда она эффективна в практическом применении. В последние годы в психологии разрабатываются различные ее прикладные направления.

Особое значение в этом смысле приобретают следования в области медицинской и специальной психологии. Большой интерес исследователей всегда привлекало аномалии и дефекты в человеческом развитии.

Наше представление о мире и отношения к нему строятся на основе нашего восприятия этого мира, которая в свою очередь позиционируется на различных ощущениях.

Если какой - то анализатор ощущений доставляющий нам информацию о внешнем мире, по какой-либо причине выходит из строя, безусловно картина внешнего мира приобретает специфические очертания, что в свою очередь должно сказаться на психологических особенностях самого воспринимающего.

Зрительный анализатор один из самых основных в человеческом восприятии. Он составляет по различным оценкам исследователей от 40 до 60 % информации о внешнем мире.

При этом людей с различными дефектами зрения в последнее время становиться все больше и больше. И, потому, оказание психологической помощи и адаптации этих людей к нормальной жизни - одна из самых актуальных проблем в психологии.

Зрение - это оптическое восприятие, осуществляемое с помощью зрительного анализатора, представляющего собой сложную нервно-рецепторную систему человека и животных. Посредством зрения человек получает огромное количество впечатлений об окружающем мире. Такие признаки предметов и явлений, как цвет, величина, форма, протяженность в пространстве познаются прежде всего с помощью зрения. Деятельность зрительного анализатора очень важна для ориентировки человека в пространстве, для развития двигательной сферы. Зрительное или как иначе говорят, визуальное (от латинского - VISUAL) - зрительное восприятие играет большую роль в познании человеком мира, в формировании различных видов деятельности, в установлении контактов с другими людьми.

Зрительный анализатор состоит из трех основных отделов: периферического (глаз), проводникового (зрительный нерв, зрительные подкорковые нервные образования), центрального (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). Деятельность этого анализатора обеспечивает восприятие и анализ зрительных раздражений.

Пороки развития или приобретенные дефекты различных органов чувств. создают определенные сложности в работе специалистов.

О мудрости слепых говорил Соломон. Ему принадлежат слова: слепой не делает не одного шага, не исследовав почву, на которую вступает».

Из античной литературы известно, что многие великие поэты древности, например Гомер, Оссиан, спартанский законодатель Ликург были слепыми, а некоторые мыслители Древней Греции - Демокрит, Диодор - сознательно ослепляли себя, чтобы целиком отдаться умственному созерцанию.

Известно, что внутренняя связь между людьми обуславливает речь и слух, а не зрение. Всякое образование осуществляется речь и слух, а не зрение. Всякое образование осуществляется посредством речи, и в этом отношении отсутствие зрения представляет собой гораздо меньшее несчастье и отражается значительно меньше на интеллектуальных способностях, чем отсутствие слуха и речи. Это было отмечено отечественными исследованиями в начале 20 века.

Принято считать ,что у слепых изменены пороги анализаторов слуха, осязания, обоняния. Исследования показывают, что пороги анализаторов у слепых не ниже, но они достигают высокой степени дифференцированности.

Исследователей всегда привлекало так называемое «чистое чувство у слепых», «чувство препятствия», «чувство приближения, «лицевое зрение».

При изучении изменений личности слепых в последние годы доказано, что наиболее характерными психологическими особенностями являются сверхценные идеи ущербности, обусловленные утратой зрения. Это более четко выступает у лиц со слепотой приобретенной, чем врожденной. У слепых как правило, если это не связано с одновременным поражением мозга, не наблюдается интеллектуальной недостаточности. Для них характерен высокий уровень понимания нравственности, принципиальности, справедливости. Лица болезненно переживающие свой дефект, всегда плохо чувствуют себя среди зрячих ; вынужденное пребывание в таком количестве способствует возникновению аутистических тенденций.

В.Ф.Матвеев и Д.Ч.Темов выделяют различные варианты изменений в связи со слепотой. У некоторых больных преобладают астенические и навязчивые состояния. Такие люди плохо переносят жизненные затруднения, при физических и умственных нагрузках быстро утомляются. С течением времени у них формируются качества свойственные лицам с астеническим и невротическим развитием. Они до минимума сводят свои контакты, ограничивают себя, стараются работать не полный рабочий день, создают щадящий режим, строго выполняют предписания врачей.

В своих интересах проявляют достаточную настойчивость, в ряде случаев терроризирут близких.

Иногда расстройство поведения, которые возникают при длительных обследованиях больных в стационаре, расцениваются как реакцию на самотическое страдание, но это не полное объяснение клинической картины возникших нарушений.

Включение зрительного анализатора изменят функционирование всего мозга. Чрезмерная нагрузка на зрительный анализатор в большинстве случаев приводит к развитию астенических симптомов, ухудшению самочувствия и настроения.

Перед операцией больному необходимо объяснять, что видеть так как видят зрячие люди он будет не сразу, а только после определенного этапа накопления представлений. О должен знать, что медленнее всего накапливается запас пространственных представлений, от которых будут зависеть определение расстояний.

В послеоперационный период больной нуждается в рациональной психотерапевтической помощи и назначении транквилизаторов для снятия астенических проявлений.

Психологические особенности слепых детей зависят от возраста. Ранее развитие обычно протекает без отклонений, но сказывается стремление родителей оградить детей от трудностей. Создавая излишне щадящую обстановку, они сковывают инициативу, недостаточно стимулируют развитие навыков самообслуживания. В 3-5 лет, появляются отдельные невротические симптомы в виде ночных страхов, энуреза, нарушений аппетита. В возрасте 6-7 лет, у детей может появиться сознание своего физического недостатка. Взрослые проявляя гиперопеку, только подчеркивают беспомощность ребенка и тем самым очень часто ухудшают его состояние. В этот период я могут углубляться невротические реакции, возникают более отчетливые страхи.

В последние годы у некоторых слепых детей появляются робость, нерешительность, плаксивость, склонность к фантазированию, уход от детского коллектива, повышенная раздражительность, капризность, упрямство, обидчивость, возбудимость.

Начало обучения таких детей связано с большими трудностями. Адаптация к школе, к условиям интерната всегда трудна.

К слепым детям относят детей, у которых зрительные ощущения на обо глаза оказываются полностью утраченными, т.е у них отсутствует светоощущение и цветоразличение.

Слабовидящие дети не всегда адекватно осознают свой дефект. Трудности и неудачи, возникающие, возникающие в общении, при участии в играх, при обучении, неправильно оцениваются ими, обижаются и раздражаются. Появляется почва для формирования отрицательных черт характера - замкнутости, негавитизма.

Формирование компенсаторных механизмов у слепого и слабовидящего ребенка в первую очередь предусматривает формирование активной личности, стремящейся к социально обусловленной деятельности. Существенное значение имеет активизация функционирования поврежденного органа, а также замещение его деятельностью других органов. Так осязательное восприятие, ощупывание предметов в известной мере заменяет собой зрение. Оно является основой чувственного познания слепых, необходимого им для повседневной жизни, учебной и трудовой деятельности. Оно дает возможность слепому познавать форму, величину, фактуру предмета. Осязательное восприятие, чаще всего осуществляется непосредственно с помощью руки ребенка или какого-либо орудия. Например: трости при ходьбе, грифеля при чтении брайлевского (рельефно-точечного) шрифта. В специальных школах для детей с тяжелыми нарушениями зрения предусмотрена работа направленная не только на обучение и воспитание учащихся, но и на коррекцию их познавательной деятельности, личности и физического развития.

Литература

  1. «Медицинская психология» Н.Д.Лакошина, Г.К.Ушаков. (СТР. 234-238) Л.С.Выготский. Слепой ребенок. Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 5., М., 1983.