Использование приемов образовательных технологий на уроках русского языка и чтения при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: ОВЗ


Введение

На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика, обладающей необходимым набором знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Чтобы реализовать эти задачи, учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.

Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяю таким технологиям, где как учитель выступаю не источником учебной информации, а являюсь организатором и координатором творческого учебного процесса, направляю деятельность учеников в нужное русло, при этом учитываю индивидуальные способности каждого ученика. Задачей учителя считаю включение самого ученика в учебную деятельность, организацию процесса самостоятельного овладения детьми нового знания, применение полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Выделяю важнейшие функции.

Первая функция состоит в том, чтобы «учить детей учиться», развивать в их личности механизмы самосознания, саморегуляции и в широком смысле слова означает способность преодолеть собственную ограниченность не только в учебном процессе, но и в любой человеческой деятельности.

Вторая функция предполагает развитие в ребенке «умения думать и действовать творчески», формирование в личности ребенка творческого начала через творчески-продуктивную деятельность с учетом мотивационно-аксиологических сторон личности.

Критериями эффективности урока считаю следующие:

  1. Сообщение в начале урока не только темы, но и порядка организации учебной деятельности (наличие плана). План помогает четко, ясно и логично излагать содержание материала. Ученик на каждом этапе урока активен, вовлечен в реальные взаимодействия, осознанно относится к материалу урока.
  2. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в ходе урока. Серьезное внимание уделено развитию мотивационной сферы, образовательный процесс обогащен позитивными эмоциями.
  3. Использование субъектного опыта учеников. Актуализация субъектного опыта учащихся способствует установлению связей прошлого опыта и нового знания.
  4. Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником.
  5. Повышение степени самостоятельности в учебной деятельности, реализация стратегии сотрудничества, сочетание фронтальной работы с классом с групповыми формами деятельности.
  6. Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.

Учитывая различие умственно отсталых школьников по степени и характеру речевого недоразвития, сенсомоторной недостаточности, интеллектуальных нарушений, методика русского языка нацеливает учителя на широкое применение принципа дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения. В этом мне помогают педагогические технологии.

В своей работе я использую такие педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода, как:

  • технологии критического мышления;
  • игровые технологии.

2 Личностно-ориентированное развивающее обучение

2.1. Использование игровых технологий на уроках русского языка и литературы

Наверное, каждый учитель русского языка в национальной школе задавался вопросом, почему ученики приступают к изучению неродного языка с большим энтузиазмом, но постепенно теряют к нему интерес. Вначале дети активны, с удовольствием выполняют задания учителя и с готовностью отвечают, но со временем некоторые из них превращаются в пассивных созерцателей происходящего на уроке. Это вызывает беспокойство учителей, потому что успех во многом зависит от того, насколько сознательно и заинтересованно учащиеся работают. Чтобы воспитать у школьников стремление с полной отдачей трудиться и тем самым обеспечить эффективность каждого урока, учитель должен постоянно проявлять заботу о мотивации учебной деятельности своих учащихся.

Мотивация в педагогике понимается как система целей, потребностей и мотивов, пробуждающих у школьников овладевать знаниями, сознательно относиться к учению, быть активными в учебной работе.

«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А.Сухомлинский. Начало любой игры - это, прежде всего, эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми в школе, различают сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры специально создаются в учебно-воспитательных целях, являются познавательными и развивающими.

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Третий лишний»; «Я работаю волшебником»; «По щучьему велению»; «Справочное бюро»; «Словарный диктант»; «Диктант-шутка»; «Диктант-молчанка»; «Лингвистический футбол»; «Цифровой диктант»; «Найди пару»; «Умный редактор»; «Отними букву»; «Вставь букву»: «Какой глагол задуман?»; «Кто больше?»; «По опорным словам»; «Омофоны»; «Глаголы-парадоксы»; «Подбери синонимы»; «Перепутаница» - повторение спряжения; «Ремонт»; «Лови ошибку» - повторение вида; «Замени букву»; «Возвратная форма»; «Поставь ударение»; «Аукцион»; «Цепочка»; «Кто последний»; «Двойное ударение»; «Чередования»; «Добавь мягкий знак»; «Назови часть речи»; «Добавь букву».

Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке. Кроме того, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Это такие головоломки и кроссворды, как «Знаете ли вы пословицы»; «Слова на шипящий согласный звук»; «Словесные тесты»; «Раз - рас»…

Использование на уроках русского языка занимательного материала способствует пробуждению познавательного интереса у детей. Такой материал необходим, чтобы облегчить усвоение русского языка в условиях билингвизма в коррекционной школе с задержкой умственного развития. Значительно облегчает обучение грамоте использование загадок, занимательных стихов, заданий в игровой форме. К примеру, прежде чем выделить мягкие и твердые согласные из исходных слов кот, котик, ученики придумывают загадки к этим словам. В случае затруднений учитель раздает карточки со словами, из которых нужно сложить загадки. Например: мягкие лапки, в лапках царапки. Для выработки правильной артикуляции твердых и мягких согласных [р], подбираются скороговорки: семь раз отмерь, один раз отрежь. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Крута гора, в горе - дыра, в дыре кротовая нора.

Вспомогательным материалом могут быть и метаграммы, анаграммы. Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой и тогда получится новое слово.

С буквой к бери меня на покос,
а без к ужалю в нос (коса, оса).
С ч - я двери открываю.
С в - я червяков хватаю. (Ключ - клюв)

Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: пила - липа. Анаграммы - это еще один вид загадок в стихах, которые способствуют развитию мышления у учащихся.

Эта птица в небе вьется.
А буквы поменяй местами,
Полный зёрен к земле гнется (сокол - колос)

Выработке чтения в коррекционной школе задержкой развития способствуют игры со слогами.

Игра «Легкая задача». На наборном полотне составлены слова типа: вол, нёс, сын, дым. Ученики должны заменить в каждом слове гласную, чтобы получилось новое слово (вёл - выл - вол, нёс - нос, сын - сон, дым - дом).

Игра «Кто больше?». Даются слоги, из которых надо составлять слова. Выигрывает тот ученик, который составит больше слов и правильно их прочитает и запишет.

Игра «Все наоборот». Ребятам предстоит научиться произносить слова наоборот. Учитель называет слово, а учащиеся моментально читают его с конца. Неплохо также поиграть и в обратном порядке, когда один читает «перевернутые» варианты слов, а остальные называют оригиналы.

Игра «Эхо». Учащиеся, сидящие за одной партой, получают слова, напечатанные на карточках: ел - ель, угол - уголь, мел - мель. Один ученик читает слова с твердым согласным, а второй - с мягким.

Занимательный материал необходимо использовать и в процессе изучения темы «Звуки и буквы» в 5 -9 классах коррекционных школы восьмого вида.

Такие задания, как, придумать слова, в которых один звук обозначается двумя буквами (конь, боль); какую букву надо дописать в словах, чтобы угол стал топливом, шест - числом; какую букву надо заменить в слове кость, чтобы получилось название желанного в доме человека (гость); подумайте и скажите, изменится ли значение слова, если переставить слоги (дядя, няня, камыш мышка, весна -навес, скала- ласка), научат ребят внимательно относиться к слову.

Учащиеся коррекционных классов часто неправильно произносят звуки [к]- [г], [д]-[т], [ж]-[ш] под влиянием чувашского языка. Чтение стихов, скороговорок с этими звуками помогает усваивать их произношение. Учитель готовит карточки с определенным текстом и заданием к нему.

Задание. Прочитайте правильно. Обратите внимание на произношение в русском языке звука [ж].

Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться… [1, с. 10]

Задание. Научитесь быстро читать скороговорки, правильно произносить звуки [ш], [с]

1. Как в капюшоне кукушонок смешон.

2. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

3. Ела Клаша кашу с простоквашей.

Для закрепления правописания произношения звонких и глухих согласных можно использовать занимательные стихи и загадки.

Драчун и забияка,
Не знает страха,
Живет на воде,
Носит иглы на спине. (Ерш) [2, с 75]

При изучении предлогов используется занимательный материал, в котором предлагается назвать слова, одинаковые по произношению, но разные по написанию.

Не вертись с подносом
У меня под носом

Понять значения слов - омонимов помогает занимательный материал. Учитель готовит предложения со словами, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное значение. С особым интересом учащиеся отвечают на вопросы: какие ноты кладут в суп? Каким ключом нельзя отвернуть гайку? Какой лук не растет? Из какого крана не течет вода?

В своей практике широко использую словесные игры; уроки-путешествия, например, на уроке литературы в 8 классе при изучении творчества М.Ю.Лермонтова «Путешествие по лермонтовским Тарханам»; уроки-викторины по творчеству писателей и поэтов; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников.

Изучаем цикл произведений о войне. Перед чтением М.А.Шолохова «Судьба человека» в девятом классе и «Сын полка» в восьмом классе важно воссоздать эмоциональный образ времени. Дело ведь не только в сообщении конкретных исторических сведений, которые помогут ученикам понять произведение. Надо, чтобы детские сердца взволнованно забились при рассказе о мужестве главных героев Андрее Соколова, Вани Солнцева и многих других защитников нашей Родины. «Пройдет время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети… И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слезы! Не давайте им забыть!» - обращается к потомкам писатель А.Лиханов. В этих словах призыв никогда не забывать войну и сохранить мир, самое дорогое и святое, что у нас есть. Это призыв не забывать погибших во имя жизни на земле. Современные школьники должны знать, что наравне со взрослыми воевали и дети, и во имя жизни, во имя будущего отдавали свою жизнь. Пусть в их детских душах зарождается чувство гордости за наш народ, за своих дедов. А это возможно, если на уроках прозвучат песни времен войны, если кто-нибудь из детей расскажет о дедушке-ветеране, если будут прочитаны письма из фронта, показаны пожелтевшие фотографии времен войны, которые бережно хранят в семьях, как память, как реликвию, и передают новому поколению, рожденному после войны. Я уверена, в каждой школе нашей необъятной страны, ученики с гордостью напишут сочинение о героях, которые живут рядом. Работы моих учеников из коррекционной школы восьмого вида пример этому.

Письмо в далекое прошлое.

Здравствуй, дедушка!

Я никогда тебя не видел, но знаю, что ты защищал Родину.

Я хотел бы тебя поблагодарить за то, что ты дал нам возможность жить счастливо и свободно. Низкий поклон тебе за то, что я живу на свете.

О войне я знаю по рассказам учителей. Из книг и кинофильмов узнаю, какое горе приносит людям война.

Бабушка много рассказывает о тебе, дедушка. Из ее рассказов я знаю, что ты воевал под Сталинградом. Там шли ожесточенные бои, но ты вместе с солдатами не сдавался противнику. Твои награды мы храним свято. Мы гордимся тобой. Пока мы будем помнить о вас, на земле не бывать войне.

Твой внук Павел Федотов. 9 кл

Черная шкатулка.

Однажды я открыл старый сундук. В сундуке были старые вещи. Среди вещей я нашел маленькую, завернутую бумагой, красивую черную шкатулку. В шкатулке были ордена и медали. Эти вещи были дедушкины. Дедушка воевал на войне. Был награжден орденом и медалями. Свои награды он хранил в этой черной шкатулке, а шкатулка ему досталась от прадедушки. К сожалению, я не помню его рассказы о войне. Сейчас эту шкатулку отдали в музей. (Федотов П. 9 кл.)

Практика показывает, что интерес к изучаемому материалу возникает у школьников тогда, когда они открывают для себя что-то новое, неожиданное, когда учитель создает ситуацию, заставляющую учеников удивиться и задуматься. Создать такую ситуацию помогает занимательный материал. Самое главное нельзя забывать учителю и о том, что больше всего стимулирует изучение русского языка «похвала учителя».

См. продолжение статьи