Формирование функциональной грамотности во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель: воспитание грамотного, творческого, ответственного, инициативного гражданина.

Функциональная грамотность - формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их основных направлений является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, эффективно использовать информацию.

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. Умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. При посещении библиотечных занятий у детей накапливается опыт ориентирования в мире книг. Ребята убеждаются в том, что читательская деятельность несет радость преодоления трудностей и чувство успеха. На своих занятиях в литературной студии приучаю учащихся видеть в книге собеседника, друга, с которым можно разговаривать - без помощи взрослого.

На занятиях в литературной студии:

  • знакомлю с произведениями детской литературы,
  • формирую умения работать с текстом,
  • подбираю произведение на заданную тему,
  • развиваю способность самостоятельного мышления,
  • развиваю умение слушать и слышать, а также высказывать своё отношение к прочитанному.

Мы с ребятами принимаем активное участие в различных конкурсах и мероприятиях, что способствует развитию функциональной грамотности: Проба пера (сочиняем стихи и загадки), конкурс чтецов, городские конкурсы детского творчества, игровые программы от ЦДО, работаем тесно с библиотеками. У ребят много грамот и дипломов.

Для достижения цели использую разные формы работы во внеурочной деятельности: коллективную, индивидуальную. Активно применяю групповые формы работы, в ходе которых у ребят вырабатываются следующие качества: самостоятельность, взаимопонимание, взаимовыручка, дружба.

Мне хотелось бы представить фрагмент групповой формы работы в литературной студии.

Тема занятия: "Сочиняем загадки".

На этом занятии мы с ребятами учились владеть словом и попытались быть поэтами.

У нас с вами сегодня будет немного необычное занятие. Мы попробуем быть мудрецами и даже поэтами. А самое главное будем учиться владеть словом.

Начнем с азов, будем учиться придумывать загадки.

А зачем нужны загадки? И нужны ли вообще?

У всех народов загадка всегда была показателем мудрости. А человек, который умел придумывать загадки, считался мудрецом и даже поэтом.
Загадки возникли ещё в древности, когда не было письменности. Древние люди относились к загадкам очень серьёзно. Когда юноша подрастал, его признавали воином только тогда, когда он разгадывал несколько загадок.

Нам сегодня с вами придётся пройти испытание.

Первое «Дели», предлагаю следующее задание:

Разделить предметы на части.

Рыба, пугало, страна, река (картинки)

Рыба (голова, плавники, хвост, чешуя…)
Пугало (голова, туловище, ноги, банки…)
Страна (горы, равнины, края, области, города…)
Река (Любая река имеет исток, устье, русло, притоки, пойму, долину…).

Второе испытание «Подбирай»

Необходимо объединить предметы (найти общий признак).

Хлеб, климат, диван - мягкий
Деревня, тетеря, старушка - глухая
Пирог, чай, сок - сладкий

Интересные факты:

Тетеря - это похлебка из ржаной муки.

Тетеря - глупый, нерасторопный, невнимательный или незадачливый человек.

Тетеря - тетерев или тетёрка (самка тетерева), в некоторых говорах России.

Третье «Перефразируй»

Перефразы - это описательный оборот, заменяющий одно слово. Если замена состоит из одного слова, то это синоним.

Лев - царь зверей
Рыжая белка - грациозная гимнастка
Дятел - доктор Айболит, лесной молоток
Опёнок - маленький сторож пенька
Хвоинки - волшебные палочки, оружие насекомых
Кузнечик - зелёный мячик попрыгунчик

Четвёртое «Сочиняй»

Каждая группа получает таблицу с названием предмета, про который будут сочинять загадку.

Я показываю на экране. Группа проделывает такое же задание со своим словом. Сочиняют загадку и загадывают соседней группе.

Рыба

Состав

На что похоже

Действие

На что похоже

чешуя

Кольчуга

молчит

камень

плавники

крылья

плавает

корабль

глаза

фары

ныряет

водолаз

Получаем загадку: Не камень - а молчит, не корабль - а плавает, не водолаз - а ныряет.

Со второй частью таблицы попробуем придумать загадку в стихотворной форме.

Рифма: В кольчугу одета, фары без света, крылья, как примета, угадай, что это?

Карточки для групп:

Жук

Состав

На что похоже

Действие

На что похоже

Компьютер

Состав

На что похоже

Действие

На что похоже

Примерный вариант

Жук

Состав

На что похоже

Действие

На что похоже

Крылья

лепестки

летает

птица

лапки

палочки

жужжит

оса

усы

антенны

ползает

змея

Получаем загадку: Летает - а не птица, жужжит - а не оса, ползает - а не змея.

Рифма: На шести палочках стоит, лепестками машет, антенной грозно шевелит, что это, кто скажет?

Компьютер

Состав

На что похоже

Действие

На что похоже

клавиатура

пианино

Играет с детьми

Дед Мороз

экран

окно

считает

бухгалтер

изображение

кино

Картинки показывает

телевизор

Получаем загадку: Играет с детьми - а не Дед Мороз, считает - а не бухгалтер, показывает картинки - а не телевизор.

Рифма: В пианино окно, а в окне кино.