Бинарный урок по теме «Битва под Москвой»

Разделы: История и обществознание, Литература

Ключевые слова: Битва за Москву, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., писатели-фронтовики, Сергей Петрович Алексеев


1 слайд. Презентация

Учитель литературы: Война в истории любого государства - трагический период, но помнить о ней необходимо. Для этого писатели и поэты, пережившие войну, оставляют потомкам свои произведения о подвиге и высоком моральном духе нашего народа. Сегодня мы познакомимся с рассказами писателя-фронтовика Сергея Петровича Алексеева о битве под Москвой, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны.

2 слайд

Студент (сообщение): Родился Сергей Петрович Алексеев 1 апреля 1922 года в селе Плисков Киевской губернии. После школы в 1940 году поступил в авиационное училище. Война застала его в полевом лагере рядом с границей, но курсант Алексеев был откомандирован в Оренбургское лётное училище. Без отрыва от учёбы в военном училище поступил на вечернее отделение исторического факультета Оренбургского педагогического института, за год и пять месяцев прошёл полный курс и в 1944 году получил диплом с отличием, «показав выдающиеся способности и знания в области исторических дисциплин, обнаружив склонность к самостоятельной научно-исследовательской работе», - как говорилось в заключении комиссии. По окончании училища был оставлен в нём инструктором и до конца войны занимался подготовкой курсантов. Алексеев был демобилизован в конце 1945 года из-за травм, полученных во время учебного полёта. В 1956 году в Министерстве образования ему предложили место редактора издательства «Детская литература», а в 1955 году он написал учебник истории («История СССР. Учебная книга для 4-го класса»), за который ему была присуждена премия. Учебник Алексеева по истории выдержал десять переизданий, по нему училось не одно поколение детей. Так, один человек соединил литературу и историю в своем творчестве. Сергей Алексеев написал более тридцати книг, посвящённых истории России, которые издавались на пятидесяти языках. Умер Сергей Петрович Алексеев 16 мая 2008 года в Москве.

3 слайд

Учитель истории: На предыдущих уроках мы приступили к изучению раздела истории: «Великая Отечественная война. 1941-1945 гг.». Давайте вспомним основные события начала Второй мировой войны и начала Великой Отечественной войны.

Устный опрос:

  1. Когда и каким событием началась Вторая мировая война?
  2. Какие государства были захвачены немцами к моменту вторжения в СССР?
  3. Как назывался план войны против СССР, разработанный по поручению Гитлера в 1940 г. и какие положения он включал?
  4. Назовите дату начала Великой Отечественной войны.
  5. Покажите на карте направления главных ударов немецких войск по плану «Барбаросса» (Группы армий Север-Центр-Юг)
  6. Какие мероприятия провело советское руководство по отражению немецкой агрессии в начале войны?
  7. Назовите основные сражения 1941 года.

Учитель истории: На сегодняшнем уроке мы должны изучить Московская битву, которая занимает особое место среди крупнейших битв второй мировой войны.

4 слайд

Студент:

Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянутся во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
Как знак, что в этот час родней
С Кремля моя земля,
И даже кажутся тесней
Дома вокруг Кремля.
На окнах белые кресты
Мелькают второпях, -
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.

5 слайд

Учитель истории: Москва почувствовала дыхание войны еще в июле, когда в ночь на 22 июля, ровно через месяц после начала войны состоялся первый налет немецких бомбардировщиков. Всего за годы войны на Москву было совершено 134 налета, сброшено 1526 фугасных и 45000 зажигательных бомб. Самый большой налет состоялся 29 октября 1941 г., в нем участвовали более 300 бомбардировщиков, было сбито 47 самолетов противника.

В отражении одного из налетов совершил свой подвиг лейтенант Виктор Талалихин, направивший свой самолет в хвост бомбардировщика, несшего смерть к Москве.

Учитель литературы: Для Сергея Петровича Алексеева подвиги летчиков были самой близкой темой, ведь он сам был летчиком, обучал летному делу будущих героев неба. Вот, как он об этом пишет в рассказе «Московское небо».

6 слайд

Студентка: рассказ С.Алексеева «Московское небо» (краткое содержание).

Учитель литературы: В чем же смысл этого рассказа?

Студентка: Смысл этого рассказа Сергея Алексеева в том, что фашисты хотели быстро, с лету, уничтожить Москву, но наши летчики разрушили планы Гитлера.

7 слайд

Учитель истории: Битва под Москвой продолжалось 203 суток и включала в себя два периода:

I.

- 30 сентября - 5 декабря 1941 года - оборонительный период

- 30 сентября - конец октября 1941 год - первое наступление группы армий «Центр»

- 15-18 ноября - 4 декабря 1941 года - второе наступление группы армий «Центр»

II. 5 декабря 1941 г. - 20 апреля 1942 года - наступательный период.

После захвата Киева немцы начали подготовку к захвату столицы и немецким командованием была разработана военная операция под кодовым названием «Тайфун». Для выполнения задуманного Гитлер выделил 74 дивизии. Им противостояли советские войска Западного, Резервного и Брянского фронтов.

8 слайд

По замыслу фашистов следовало тремя мощными ударами танковых группировок разделить оборону советских войск, охватить город с севера и юга. Враг надеялся стремительно, как тайфун, сломить сопротивление советских войск и был уверен в победе. Операция «Тайфун» началась 30 сентября 1941 г. Бои шли уже в 100 км от Москвы. С начала октября главным рубежом обороны становится Можайское направление. 10 октября из Ленинграда был отозван генерал Г.К.Жуков, которого назначают командующим Западным фронтом. Прибыв на Западный фронт, Жуков сделал простой, но страшный вывод: «Фронта обороны на западном направлении фактически уже нет. Все пути на Москву, по существу, открыты».

9 слайд

Тогда в боях на можайских рубежах враг потерял 117 танков, 226 автомашин, до 10 тысяч солдат и офицеров убитыми и ранеными. Подвиг советских воинов, задержавших на шесть дней у Бородина продвижение фашистов, сыграл в обороне Москвы большую роль: было выиграно время для переброски подкреплений, для укрепления подступов к Москве. Г.К.Жуков так писал в своей книге «Воспоминания и размышления»: «Спустя 130 лет после похода Наполеона, на Бородинском поле, том самом поле, которое давно уже было нашей национальной святыней, бессмертным памятником русской воинской славы, разгорелся бой. Воины 32-й стрелковой дивизии не уронили этой славы, а приумножили ее».

Несмотря на все эти меры, к середине октября враг вплотную подошел к столице и в немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля.

Учитель литературы: Вот какую историю рассказывает Алексеев про огромную немецкую пушку, которая должна была ударить по Кремлю.

10 слайд

Студентка: рассказ С.Алексеева «Пушка» (краткое содержание).

Учитель литературы: В чем же был символический смысл этой пушки?

Студентка: Это была самая большая дальнобойная пушка, она могла добить от окраины до центра Москвы. Ее выстрел был бы символичен для фашистов. Но символическим стал выстрел из нее по убегающим фашистам.

11 слайд

Учитель истории: 20 октября в Москве ввели осадное положение: запрещалось ходить и ездить по улицам с 12 часов ночи до 5 часов утра. В дивизии народного ополчения вступали люди различных профессий - рабочие, учёные, писатели, врачи, учителя, инженеры. Только за первую половину октября Москва дополнительно дала фронту 50 тысяч воинов. А 450 тысяч москвичей, главным образом, женщин и подростков участвовали в строительстве оборонительных рубежей, своими руками люди вынули более 3 миллионов кубометров земли. Сотни тысяч москвичей круглосуточно работали на оставшихся в Москве предприятиях. Москва защищалась всеми доступными средствами.

А 7 ноября на Красной площади, несмотря на артиллерийскую канонаду близкого фронта, состоялся военный парад.

Учитель литературы: Вот как вспоминает об этом герой рассказа Сергея Алексеева «Красная площадь»: «8 часов утра. Застыли на минуту стрелки часов на кремлевской башне.

Отбили куранты время.

Все стихло. Командующий парадом отдал традиционный рапорт. Принимающий парад поздравляет войска с годовщиной Великого Октября. Опять все стихло. Еще минута. И вот вначале тихо, а затем все громче и громче звучат слова Верховного Главнокомандующего Вооруженных Сил СССР товарища Сталина.

Сталин говорит, что не в первый раз нападают на нас враги.

- На вас, - долетают слова до Митрохина, - смотрит весь мир, как на силу, способную уничтожить грабительские полчища немецких захватчиков. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю, - летят сквозь мороз слова. - Будьте же достойными этой миссии!

Подтянулся Митрохин. Лицом стал суровее, серьезнее, строже.

- Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая, - говорил Сталин. - Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!

И сразу же после речи Верховного Главнокомандующего по Красной площади торжественным маршем прошли войска. Шла пехота, шли артиллерия и кавалерийские части, прогремели металлом танки.

Все это здесь, на Красной площади, в такой тревожный час, казалось чудом. И вот войска, как в сказке, возникнув здесь, в центре Москвы, снова направлялись на фронт, туда, где совсем рядом решалась судьба и Москвы, и всего Советского Союза».

12 слайд

Учитель истории: Второе наступление группы армий «Центр» на Москву началось 15 ноября. И вновь Подмосковье было ареной кровопролитных боев. Кое-где врагу удалось приблизиться к Москве на 25 км. Но неизменно продвижение вражеских войск разбивалось о стойкость и мужество советских солдат. Так, у железнодорожного разъезда Дубосеково на пути противника встала 316 стрелковая дивизия под командованием Ивана Васильевича Панфилова, 28 солдат с гранатами, бутылками горючей смеси и противотанковыми ружьями. 14 танков было подбито и подожжено, десятки фашистов убиты, остальные повернули назад. Атака сорвалась. Слова, которые произнёс политрук Клочков, вошли в историю: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва».

Учитель литературы: В рассказе «Напишу из Москвы» Сергей Петрович Алексеев описывает интересный случай, когда в снегах Подмосковья был найден труп немецкого офицера и его недописанное письмо…

13 слайд

Студент: рассказ «Напишу из Москвы» (краткое содержание).

Учитель литературы: Какова главная мысль этого рассказа?

Студент: Главная мысль в том, что фашисты надеялись на легкую победу, как и в остальной Европе, но Россия никогда не сдавалась: кто с мечом приходил, тот от меча и погибал.

14 слайд

Учитель истории: Героическая защита Москвы позволила перегруппировать воинские части и подтянуть подкрепление из Сибири. И 5-го декабря 1941 г. от стен столицы Советского Союза началось контрнаступление войск Западного и Калининского фронтов под командованием Г.К.Жукова и И.С.Конева, Юго-Западного Фронта под командованием С.К.Тимошенко. В первые же дни были освобождены города Тверь, Солнечногорск, Клин, Истра. Этот мощный боевой натиск, захватив и другие участки советско-германского фронта, продолжался до апреля 1942г. Враг был отброшен от столицы на 250 км.

Учитель литературы: Послушайте, как об этом рассказывает Сергей Алексеев на страницах своей книги «100 рассказов о войне».

Студентка: рассказ «Фирменное блюдо» (краткое содержание).

Учитель литературы: Благодаря чему же простой повар сумел справиться с фашистами?

Студентка: Благодаря мужеству и отваге, ненависти к врагу.

15 слайд

Учитель истории: В результате декабрьского контрнаступления Красной Армии была ликвидирована прямая угроза Москве. Одним из важных результатов стало то, что немецкое командование лишилось моторизованных корпусов - ударные возможности ощутимо снизились. К началу января 1942 года захватчики были отброшены от столицы на 100-250 километров. Германия претерпела первое крупное поражение во Второй мировой войне.

Учитель литературы: О контрнаступлении советских войск под Москвой Сергей Алексеев написал несколько замечательных рассказов. Давайте познакомимся с рассказом «Дом».

16 слайд

Студент: рассказ «Дом» (краткое содержание).

Учитель литературы: В чем же состоял подвиг семьи Кузнецовых?

Студент: Подвиг Кузнецовых, матери и ее маленького сына, состоял в том, что, несмотря на зимний холод, они отдали свой дом - все, что имели, - для строительства понтонов, чтобы наши танки догнали убегающих фашистов.

17 слайд

Учитель истории: Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны имело массовый характер. Жители оккупированных территорий тысячами уходили в партизаны с целью сражаться с захватчиком. Главные задачи партизан заключались в нарушении автомобильного, воздушного и железнодорожного сообщения врага, а также в подрыве работы линий связи.

Формирование партизанских отрядов было вызвано жестокими нацистскими порядками, а также вывозом мирного населения с территории, оккупированной врагом, в Германию для проведения тяжелых работ. В начале осени 1941 года связь с партизанами в глубоком тылу значительно улучшилась - движение партизанских отрядов существенно активизировалось и стало носить более организованный порядок.

В первые месяцы войны партизаны сбивались в небольшие отряды до нескольких десятков человек. Уже спустя менее чем полгода бойцов в отрядах стало насчитывать сотни бойцов. Наиболее крупные отряды возникли в районах Украины и Белоруссии, где гнет немцев был особо суровым.

18 слайд

Студентка: рассказ «Трое» (краткое содержание).

Учитель литературы: О чем нам хочет сказать автор, рассказывая о подвиге мальчишек?

Студентка: О том, что весь народ, включая детей, встал на защиту Родины. Дети - не солдаты, у них не было оружия, но они боролись с фашистами своей волей, смекалкой, даже хитростью, а главное - самоотверженностью.

19 слайд

Учитель истории: Историческое значение битвы под Москвой:

  • битва под Москвой показала несостоятельность стратегии молниеносной войны и развеяла миф о непобедимости германской армии, это было первое крупное поражение немецких войск в ходе всей Второй мировой войны;
  • союзники Германии - Турция и Япония - воздержались от вступления в войну против СССР;
  • начался подъем антифашистского движения Сопротивления в странах Западной Европы;
  • был ускорен процесс создания единой антигитлеровской коалиции государств.

Вопросы для закрепления (устный опрос):

  1. Когда началось контрнаступление Красной Армии под Москвой?
  2. Кто занимал в период битвы за Москву пост главнокомандующего войсками Московского военного округа, а также возглавил Московскую зону обороны?
  3. Кому принадлежат облетевшие всю страну слова «Велика Россия, а отступать некуда-позади Москва»?
  4. Как назывался план германских войск по захвату Москвы?
  5. Сколько дивизий народного ополчения было сформировано в Москве?
  6. Как повлияла битва под Москвой на весь ход Великой Отечественной войны?

20 слайд

Учитель литературы: Сегодня мы, изучая историческую тему «Битва под Москвой», познакомились и с книгой писателя Сергея Петровича Алексеева «100 рассказов о войне». Какая же мысль автора объединяет эти рассказы? Несмотря на военный перевес в технике, фашисты не смогли победить, потому что главное в войне, как сказал Кутузов, - это тот дух, что живет в каждом солдате.

Учитель истории: Я зачитаю Указ Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении городу Москве почетного звания «город-герой»:

За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы Союза Советских Социалистических Республик города Москвы в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, и в ознаменование 20-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. присвоить городу Москве почетное звание «город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». 8 мая 1965 год.

Учитель литературы: Поэт Алексей Сурков в начале ноября 1941 года написал стихи «Марш защитников Москвы», а композитор Борис Мокроусов написал на них музыку. Так родилась песня, давайте ее послушаем.

Песня: «Марш защитников Москвы» (видеоролик).