Викторина для учащихся 8–9-х классов по теме «Есть ли жизнь на Марсе» (развитие стратегий ГИА)

Разделы: Иностранные языки

Классы: 8, 9

Ключевые слова: английский язык, викторина, ГИА


Современная школа должна обеспечить выпускникам предметные, метапредметные и личностные результаты. Задания формата ГИА способствуют формированию таких достижений в текущей работе и требуют обучению учащихся определённым стратегиям еще до этапа итогового контроля. Большое значение для развития множества умений является работа с текстом - обучение различным видам чтения (аналитическое, изучающее, просмотровое, поисковое, ознакомительное / skimming, scanning, reading for detail) на различных этапах работы с текстом (предтекстовый, текстовый, послетекстовый).

В юбилейный год первого полета человека в космос было актуальным предложить учащимся 8-9 классов работу с аутентичным текстом (статьей) по теме "Is there life on Mars?" (Приложение 1) в виде викторины, придав занятию соревновательный характер.

Этапы работы над текстом и система упражнений пошагово прописаны в презентации (Приложение 2), но помимо презентации можно использовать текстовый файл как раздаточный материал, если это не дистанционная работа, чтобы не нарушать нормы СанПин (Приложение 3), так как викторина рассчитана на весь урок.

Если занятие проводится дистанционно, то в начале помимо темы, цели, формы работы, учащимся сообщается план (этапы) работы. Для подсчета баллов можно использовать заранее подготовленную таблицу (Приложение 4) или жетоны из цветного картона (для работы в очном формате). В ходе работы с текстом и перед просмотром мотивирующего видео по теме статьи (текста) необходимо снятие лексических трудностей (слайд можно использовать как раздаточный материал, лексика озвучивается учителем). Затем в качестве прогнозирования содержания статьи (текста) учащиеся просматривают видео "Spooky photo proves life on Mars?" (Приложение 5 - https://www.youtube.com/watch?v=m5lnavfxZWo)

Далее выборочно выполняются упражнения в соответствии с особенностями конкретной подгруппы и с учетом отведенного времени:

ПРЕДТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Упражнения на узнавание слова по формальному признаку:

1. Определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова (Reading for detail):

  • There are few places left on Earth …
  • … any scientists have long believed could harbour alien life.
  • … we will find environments that are far more extreme than any on Earth.
  • Now finally this picture provides evidence that …
  • The endless possibilities of space have become a subject for science-fiction writers …
  • … which appeared as just a pinprick on the original photograph.

Упражнения на узнавание слова по семантическому признаку:

2. Найдите синонимы, антонимы в ряду данных слов (Scanning):

  • opportunities - interesting - photograph - shared - subject - possibilities - theme - divided - picture - intriguing
  • death - familiar - lose - huge - underneath - show - disappear - life - beyond - appear - hide - tiny - spot - strange

Упражнения на автоматизацию узнавания лексических единиц:

3. Найдите в ряду слов (Skanning):

прилагательное:

  • likely - only - already - certainly - finally - really - secretly - initially - many - daily

местоимение:

  • matter - another - reporter - writer - newspaper - encounter - astronomer - explorer

числительное:

  • places - possibilities - centuries - Mars - provides - two-thirds - images

Упражнения на различение грамматических явлений:

4. Выпишите предложения со следующей грамматической формой и объясните её употребление (Scanning):

  • Present Perfect
  • Future Simple

Упражнения для обучения работе со словарной статьёй:

5. Определите значение сложных слов по их элементам (Skimming):

  • science-fiction, newspaper, extra-terrestrial, ape-like

6. Трансформируйте грамматическую форму слов, встречающихся в тексте, в словарную, исходную (Reading for detail):

  • possibilities, might, blown, appeared, could, fourth, scanned, spotted, intriguing, nearest, smaller

Предтекстовая ориентировка читающего:

7. Определите верные и неверные утверждения (Reading for detail):

  • The author believes that people will be able to fly to other planets.
  • The Red Planet has less area of land to live on than the Earth.
  • The Yeti-like creature, spotted in the picture, is a figure of Martian walking down the mountainside.

ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Упражнения на свёртывание текста:

8. Найдите в предложении элементы, несущие информацию (Skimming and Scanning):

/дан фрагмент текста (статьи)/

9. Сократите абзац за счёт исключения несущественной информации (Skimming):

/дан фрагмент текста (статьи)/

Упражнения на перефразирование:

10. Замените слова дефиницией (описанием) (Skimming):

  • environment, stargazers, encounter, enthusiast, scanned, alien, neighbour, harbour

11. Преобразуйте страдательный залог в действительный, и наоборот, по образцу (Reading for detail):

Образец:

  • It was taken by a Nasa space probe. → A Nasa space probe took it.
  • Nasa's Mars Explorer Spirit sent back images from the surface four years ago. ← Images from the surface were sent back four years ago.
  • The image was then blown up and posted on a Chinese website. → …
  • One space enthusiast scanned every rock and crevice. ← …

12. Расположите разрозненные пункты плана в соответствии с содержанием (Skimming):

  • A hope of finding alien life
  • The photo taken by a Nasa space probe
  • The posted "Martian"
  • The endless possibilities of space

Упражнения на обобщения материала:

13. Сделайте итоговый вывод или резюме по содержанию текста (Skimming).

ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП

Упражнения на выявление темы текста:

14. Выявите слова, выражающие тему в абзаце (Skimming):

/дан фрагмент текста (статьи)/

Упражнения на передачу сюжета:

15. Определите наиболее значительные события в тексте (Skimming):

/дан фрагмент текста (статьи)/

Упражнения на составление характеристики персонажей:

16. Ответьте на вопросы к фрагментам текста (Scanning).

  • What interested the science fiction fans?

/дан фрагмент текста (статьи)/

  • Why did the scientists lose their enthusiasm?

/дан фрагмент текста (статьи)/

По завершению работы подводятся итоги (по ходу учащиеся вспоминают такие понятия как омофоны и акронимы) как учителем, так самими учащимися. Награждение победителей можно сопроводить минусовкой ABBA"Super Trouper" в торжественной аранжировке (Приложение 6).