Эпоха Просвещения

Разделы: История и обществознание

Класс: 8


Тип урока: урок общеметодологической направленности; мультимедиа-урок.

Цель и значение темы: формирование мировоззрения учащихся, усвоение его ключевых идей, способствующих пониманию исторических процессов; показать преемственность общественных идей и развитие духовной культуры в целом.

Планируемые результаты

  • Предметные:
    • знать понятия и термины и уметь их применять при решении познавательных заданий: эпоха Просвещения, просветители, теория «общественного договора», идея разделение властей, секуляризация сознания, космополитизм;
    • характеризовать идеологию Просвещения, различать идеи отдельных Просветителей;
    • извлекать информацию из различных источников;
    • систематизировать информацию в форме таблицы.
  • Метапредметные:
    • выявлять причинно-следственные связи исторических процессов, видеть их положительные и отрицательные последствия;
    • аргументировать ответ на основе материалов параграфа и анализа исторического источника; давать оценку историческим идеям, роли идеологии в общественном развитии;
    • сопоставлять и отбирать информацию и готовить ответ по предложенной теме;
    • представлять текстовую информацию в виде таблице.
  • Личностные:
    • выражать уважительное и доброжелательное отношение к истории, религии, традициям, ценностям народов мира;
    • способность к нравственному самосовершенствованию;
    • веротерпимость, уважительное отношение к взглядам людей или их отсутствию;
    • знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов;
    • давать и объяснять положительные и отрицательные оценки событиям и историческим личностям, в том числе их неоднозначным поступкам с позиции общечеловеческих ценностей.

Ресурсы урока: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, учебник «Всеобщая история. История Нового времени» 8 класс под редакцией А.А.Искендерова.

Основные понятия, термины, даты, персоналии: эпоха Возрождения, гуманизм, Просвещение; Томас Гоббс, Джон Локк, Монтескье, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дидро.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап

Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Великие гуманисты Европы»

Учитель: Какие изменения произошли в сознании людей в XV-XVI веках?

Что угнетало творчески одаренных людей?

Что такое гуманизм, гуманное общество?

Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль и сегодня мы будем говорить об исторической преемственности эпох и о начале эпохи Просвещения.

2. Изучение новой темы

План:

I. Эпоха Просвещения

II. Новый взгляд на человека и общество

III. Веротерпимость и космополитизм

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

I. Эпоха Просвещения

Работа с понятием.

Учитель: Эпоха Нового времени принесла изменения в культуру, религию, научную мысль.

Вопрос. Какие изменения произошли в жизни Европейских государств в эпоху Нового времени? Работа по материалам параграфа 1 и вопросам 1,4,5, которые были в качестве домашнего задания.

Учитель: В результате в европейском обществе утвердилась уверенность, что познать окружающий мир человеку помогает разум. Так началась эпоха Просвещения.

Учитель: Ребята, сформулируйте суть понятия и запишите его в тетрадь.

Просвещение - идейное течение XVIII века, которое указывало на решающую роль разума и науки в познании не только природы, но и общества.

II. Новый взгляд на человека и общество

Работа с материалом параграфа, слайдами презентации и заполнение таблицы.

1. Английские просветители

Имя

Основные идеи учения

Томас Гоббс
1578 -1679 гг.

В естественном состоянии общества шла «война всех против всех».
Ради мира и порядка люди заключили «общественный договор» и передали часть своей власти государству. Таким образом, сначала появилось общество, а потом государство. Власть должна быть сильной - абсолютная монархия.

Джон Локк
1632 -1704 гг.

Человек обладает естественными, прирожденными правами на жизнь, свободу и собственность.
В естественном состоянии общества господствует свобода и равенство, но ради безопасности общества человек передает часть своей власти государству.
Идеальная форма государства - конституционная, ограниченная монархия

2. Французские просветители

Имя

Основные идеи учения

Шарль Луи де Монтескьё
1689-1755 гг.

Для разных обществ хороши разные законы с учетом размеров страны, количества населения, климата, традиций.
Основные идеи:
- разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную власть.
- свобода - право делать то, что разрешено законом
- вместо абсолютной монархии конституционная монархия

Вольтер
Франсув Мари Аруэ
1694-1778 гг.

Идеал устройства общества - просвещенная монархия.
Реформы короля - философа - путь к «царству разума», где будет господствовать свобода, равенство и собственность.
Отрицательное отношение к религии: «Раздавите гадину!», но религия нужна как способ воздействия на народ.

Жан-Жак Руссо
1712-1778 гг.

Право принимать закону принадлежит народу. Власть возникает из общего согласия.
Народ - источник власти.
Идеал общественного устройства - республика.
Источник неравенства - частная собственность.

3. Шотландский экономист и философ - Адам Смит, 1723-1790 годы

Книга «Исследования о природе и причинах богатства народов»:

  • богатство создается трудом в процессе производства;
  • разделение труда - важнейший фактор повышения производительности и увеличения общественного богатства.

4. «Энциклопедия» Дени Дидро и Жанна Д.Аламбера

Просветители осознавали себя гражданами одной республики. Они разговаривали и переписывались на французском языке, который заменил средневековую латынь. Результатом их деятельности стал совместный труд «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел»

Задание: Ребята, на основе таблицы и изученного материала выделите отличительные особенности эпохи Просвещения и запишите их в тетрадь:

  • освобождение от религиозного фанатизма и невежества;
  • повышения уровня грамотности, образования, развитие естественных и точных наук;
  • осуждение феодального режима и борьба с тиранией;
  • разработка идеи правового государства.

III. Веротерпимость и космополитизм

Учитель: Научная революция возродила античную идею прогресса. Однако прогресс возможен только тогда, когда он свободен. Еще одной чертой Просвещения стала секуляризация

Задание: Найдите в учебнике на странице 27 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

Учитель: Просвещение отличалось в разных странах - оно имело свои традиции, проблемы. Однако при всех различиях Просвещения его самые яркие представители были признаны во всей Европе. Это привело к возникновениюкосмополитизма.

Задание: Найдите в учебнике на странице 29 значение этого понятия и выпишите в тетрадь.

IV. Сопоставление основных понятий эпохи Просвещения

Задание: Ребята, сравните две эпохи, о которых мы говорили и определите, какие произошли различи в восприятии ключевых понятий.

Виды обществ

Понятие свобода

Понятие равенство

Понятие собственность

Традиционное общество
(Средневековье)

Отношения в обществе подразумевают господство и подчинение. Идея свободы подменяется идеей верности и служения

Равенство возможно только внутри сословий или корпораций

Собственность воспринималась как богатство

Индустриальное общество
(Новое время)
Эпоха Просвещения

Все подчиняются единым законом не зависимо от знатности и происхождения

Нет сословий и привилегий, перед законом все равны

Собственность как средство к существованию, право каждого распоряжаться плодами своего труда

Домашнее задание:

  1. Прочитать параграф 2 и ответить на вопросы 1,5.
  2. Работа с документами после параграфа по вариантам
  3. Выучить новые понятия