Применение "Теории и технологии Способа диалектического обучения" при реализации общеобразовательной учебной дисциплины "История" в среднем профессиональном образовании

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева 1773-1775 гг.


В современных условиях образовательный процесс профессиональной образовательной организации направлен на выполнение социального заказа - формирование самостоятельной, активной, инициативной, творческой личности, личности, готовой к сотрудничеству, к самостоятельной организации пространства деятельности. Введение ФГОС нового поколения, переход к организации образовательного процесса, основанного на компетенциях, изменили структуру, содержание и технологии подготовки, обучающихся в учреждениях профессионального образования.

В соответствии с требованиями к условиям реализации программ подготовки специалистов среднего звена СПО образовательное учреждение должно предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, способствующих эффективному восприятию учебного материала.

Данная статья направлена на то, чтобы поделиться педагогическим опытом применения в своей профессиональной деятельности такой образовательной технологии, как «Теория и технология Способа диалектического обучения», которую я использую в своей практике для реализации познавательной и творческой активности обучающихся на учебных занятиях по курсу общеобразовательной дисциплины «История».

Использование данной технологии на практике показывает её эффективность в формировании и развитии у обучающихся «универсальных учебных действий (УУД)», важное место среди которых занимают познавательные универсальные действия (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблемы).

Применяя данную технологию в образовательном процессе, педагог не дает знания обучающимся в готовом виде, а с помощью заданий, проблемных вопросов создает условия для «открытия новых знаний» через усвоение обучающимися новых понятий, установление связей с другими ранее изученными понятиями, а также способствует формированию у обучающихся умений самостоятельно, с помощью системы заданий, извлекать информацию из прочитанного текста.

Таким образом, реализация СДО в совокупности с ИКТ в учебном процессе позволяет решить основную задачу, определённую ФГОС нового поколения - повысить качество образования не за счёт зубрёжки и памяти, а за счёт формирования у обучающихся УУД, достижения предметных и метапредметных результатов; индивидуального прогресса обучающихся.

Стоит отметить, что в основе «Теории и технологии Способа диалектического обучения» значимыми являются два компонента - это системно-деятельностный подход и критериальный подход в обучении, что является основополагающим в условиях ФГОС.

Способ диалектического обучения был разработан красноярскими авторами А.И. Гончаруком, М.И. Ботовым, В.Л. Зориной (Международный патент № 129 от 29.03.1996 г.) [1, с.160]. В содержании способа важным является изучение философии, логики и преломление системы понятий каждого учебного предмета через законы логики (формальной и диалектической), что организует и дисциплинирует мысль обучающихся и педагогов и прививает им культуру мышления.

Применение «Теории и технологии Способа диалектического обучения» в процессе образования позволяет формировать УУД у обучающихся посредством использования современного дидактического инструментария познания, разработанного Центром «Теория и технология Способа диалектического обучения» (http://sdo.cross-ipk.ru/).

Важными при проведении учебных занятий в рамках реализации «Теории и технологии Способа диалектического обучения» среди логических операций являются проблемные вопросы (вопросы-понятия и вопросы-суждения) [1, с. 83]. Их применение при работе с обучающимися раскрывает широкие возможности не только в формулировании целей учебного занятия, но и в формировании и развитии всех видов универсальных учебных действий.

На занятиях используются следующие виды мыслительной деятельности:

  • выделение опорного понятия в тексте, занесение его в сборник понятий - соблюдая определённый алгоритм (установление родовидовых отношений - требование ФГОС - подведение под понятие);
  • формулирование суждений, вопросов - суждений на основе определённой схемы (структуры вопроса и суждения);
  • нахождение противоположных понятий, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, выявление противоречий, нахождение путей их решения, формулирование умозаключений индуктивных, дедуктивных и по аналогии при ответе на проблемные вопросы (требование ФГОС);
  • формы труда: индивидуальный труд - простая кооперация - сложная кооперация.

В системе СДО используется материализованная самооценка, при которой обучающиеся получают баллы за каждую операцию труда, выполненную на занятии в устной или письменной форме, а в конце занятия каждый получит оценку согласно объявленной преподавателем в начале занятия заявке, в которой каждой оценке соответствует определённое количество баллов.

Заявка на оценку - компонент учебного занятия, с которого оно начинается. Заявка на оценку отражает суммарно все операции учебного труда (содержание занятия) с учётом форм организации работы обучающихся (индивидуальный труд - коллективный труд) и указывает соответствие каждой оценки определённому количеству баллов [2, с.77].

Поэтому, студенты заинтересованы, не только правильно выполнить письменные работы, но и как можно больше самим задать вопросы, отвечать на вопросы сокурсников, дополнять их ответы или выражать несогласие. [3, 95].

В данной статье я предлагаю фрагмент учебного занятия по истории в группе студентов 1 курса (АК 1-20) по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.)».

Преподаватель начинает занятие с объявления заявки на оценку:

  • «5» - 12 баллов и более,
  • «4» - 10 - 11 баллов,
  • «3» - 7 - 9 баллов.

Для активизации деятельности студентов на занятии можно назначить арбитров на каждом ряду, которые будут фиксировать активность сокурсников, что позволит самым успешным увеличить количество баллов по итогам работы на занятии.

Обучающиеся определяют для себя, какую оценку хотят получить в конце занятия, после чего им предлагается выполнить задания по заявленной теме.

Таким образом, с первых минут обучающиеся включаются в активную учебно-познавательную деятельность, поскольку положительный мотив на занятии и критериальный подход к оцениванию, позволяют добиться им положительных результатов.

Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1773-1775 гг.)
Этапы занятия

Для успешного выполнения представленных заданий обучающиеся сталкиваются с необходимостью решить целый ряд познавательных универсальных учебных действий:

  • общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное строение речевых высказываний в устной и письменной форме, рефлексия, оценивание процесса и результатов деятельности, извлечение необходимой информации, умение выборочно передавать содержание текста);
  • логические универсальные действия (анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, доказательство);
  • действия постановки и решения проблем (формулирование проблемы).

Таким образом, при реализации в учебном процессе «Теории и технологии Способа диалектического обучения» решается проблема формирования и развития у обучающихся познавательных УУД, заложенных в Госстандартах нового поколения, что позволяет повысить качество обучения на ступени среднего профессионального обучения.

Выражаю глубокую благодарность за помощь в работе по овладению «Теорией и технологией Способа диалектического обучения» преподавателям кафедры общей и специальной педагогики и психологии ККИПКиППРО Г.В.Глинкиной, к.п.н., доцент, профессор РАЕ и М.И.Ковель, к.п.н., доцент.

Литература

  1. Зорина В.Л. Оптимизация образовательного процесса в средней школе посредством способа диалектического обучения: монография / В.Л.Зорина, В.С.Нургалеев. - Красноярск: СибГТУ, 2005. - 168.
  2. Ковель М.И. Подготовка учителя к формированию объективной самооценки у учащихся: монография. /М.И.Ковель, Г.В.Глинкина. - Deutshland, Saarbrucken: LAPLAMBERT Academic Publishing, 2014. - 254 с.
  3. Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. Возможности вопросов - суждений в развитии у учащихся универсальных учебных действий, заложенных в госстандартах нового поколения /Соколова Е.В., Тарасова Л.Н. // II Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно-практической конференции /Науч. ред. М.В. Волкова. - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2011. - 196 с. - С.94-96
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система знаний: пособие для учителя/ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. М.