Классный час по теме «Правила поведения в обществе». 7-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 7

Ключевые слова: вежливость


Цель: систематизировать и расширить знания о правилах поведения.

Задачи:

  • обогатить нравственный опыта учащихся;
  • формировать навыки культуры поведения;
  • ориентировать на моральные нормы и их выполнение;
  • научить анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • выработать умение учитывать позицию собеседника, сотрудничать.

Вступительные слова

Мы часто слышим фразы: «будь вежливым», «уважай других», «придерживайся хороших манер», «будь воспитанным». Вежливость является существенным отличием воспитанного человека, ведь она проецируется в социуме в процессе общения. Так что значит быть вежливым? Какие основные качества вежливого человека можно выделить?

Зачитать стихотворение Бориса Заходера.

Очень вежливый индюк.

Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по тридцать в день, не реже,
Он кричал: - Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости -
Поучиться веж-ли-вос-ти!

Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя - пример
Замечательных манер:
Даже, когда спит она,
Видно, что воспитана!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: «Приду, спасибо!»

Ты не будь свиньей, Свинья!
Ждет тебя моя семья -
Только раньше бы
Умыла ты свое свиное рыло!

Как ни бился он, однако
К Индюку никто не шел -
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел!

Посинел Индюк от злости:
- Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они - балды! балды!

И добавил с высоты
Своего величия:
- Не усвоили, скоты,
Правила приличия!

Вопросы для обсуждения:

  1. Можно ли назвать индюка вежливым? Почему?
  2. Чем обернётся подобное высокомерное отношение к окружающим такого человека?
  3. Как вы оцените человека, который с одними всегда вежлив, с другими - иногда, с третьими - никогда?
  4. Попробуйте дать определение понятию «вежливость».

Вежливость - черта характера, которая характеризует личность хорошими манерами, добрыми делами и образованностью. Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения.

Поскольку вежливость - культурный феномен, то, что считается вежливым в одной культуре, может считаться грубым или странным в другой. Обычно вежливость позволяет людям чувствовать себя комфортно в обществе друг друга и избегать напряженности в отношениях. Однако различия в нормах поведения людей разных культур и субкультур могут также приводить к тому, что в результате часть присутствующих может чувствовать себя неловко, стесняться грубости своих манер или даже воспринимать происходящее как агрессию.

- Какого человека можно назвать вежливым? (идёт обсуждение).

Вежливые люди наделены массой достоинств:

  • заботятся не только о себе, но также об окружающих их людях;
  • проявляют вежливость и чувство такта, уступчивость и уважение, внимательно относятся к интересам и привычкам других, даже в случае отличия их от собственных;
  • вежливый человек должен соблюдать правила поведения, принятые в обществе;
  • есть чувство собственного достоинства, уважение к личной и чужой собственности;
  • чистосердечность, вежливый человек не должен упрекать и высказывать острую критику;
  • умеют слушать и корректно вносить замечания.

На самом деле, вежливый человек - тот, кто находится в постоянном развитии. Его характеризует честность и искренность в отношениях. В случае споров он способен удержать негативные эмоции и никогда не будет срывать свое плохое настроение на посторонних.

Вежливость присуща всем людям, так как она напрямую зависит от воспитания. Положительные качества в человеке развиваются с детства, что является задачей родителей.

Но у этого качества есть несколько недостатков:

  • вежливый человек должен в определенных ситуациях проявлять твердость характера, иначе чрезмерная мягкость может привести к негативному восприятию результатов бесед и споров;
  • вежливость проявляется в излишней ответственности за чужие обязательства, происходят потери собственного времени и моральных сил;
  • душевное самоуничтожение, вызванное сострадательностью по отношению к другим;
  • негативным качеством вежливости является чрезмерность правильности характера и чувства такта, жертва личными благами во имя второстепенных целей.

Давайте будет откровенными и согласимся с мнением, что воспитание или вежливость являются большим в жизни человека, чем просто качества характера. Это стиль жизни, образец семейных отношений, воспитание детей и многое другое. Поэтому собираясь в следующий раз выйти из дома, не нужно забывать о моральных ценностях и человеческих принципах.

- Подберите синонимы и антонимы к слову «вежливость». (время для обсуждения)

Вежливый - учтивый, благовоспитанный, деликатный, корректный, любезный, обходительный, галантный, предупредительный, уважительный, воспитанный, тактичный. Невежливый - дерзкий, грубый, некультурный, хамоватый, неучтивый, циничный.

Происхождение слова.

До 6 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» - от слова «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как себя вести в той или иной ситуации. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах, наряду с грамотой и молитвами.

- Как же возникли правила вежливости?

Миллионы лет в жизни людей происходили обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо друг друга, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономичные, разумные способы действия в подобных ситуациях. Так возникали правила поведения.

Стародавнее слово «этикет» происходит от французского и означает «установленный порядок поведения». Правил этикета существует бесконечное множество. В древнем Китае, например, насчитывалось около 30 тысяч церемоний: как постучатся в дом, как войти, как встать. Как сесть. Как взять чашку с чаем - всё было определено и строго расписано.

- А какие нормы этикета вам известны? Считаете ли вы соблюдение этикета важным в жизни? Аргументируйте свою точку зрения. (идёт беседа)

Давайте рассмотрим ситуации и ответим на вопросы.

  1. Вы идете с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым для вас человеком. Надо ли поздороваться и вам?
  2. Вы вошли в автобус с задней площадки. Увидели друзей, стоящих у передней двери. Надо ли с ними поздороваться, а если надо, то как это сделать?
  3. Можно ли вместо «здравствуйте» говорить «привет»?
  4. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не разойдутся. Кто должен уступить дорогу, если одному 11 лет, другому 15 лет?
  5. Вас пригласили на день рождения. За сколько минут до праздника нужно приходить?
  6. Почему появился обычай, когда входишь в дом, снимать головной убор? (Этот обычай пришёл их эпохи рыцарей, которые всегда странствовали в доспехах. Входя в дом, они снимали шлем, как бы говоря хозяину: «Я не опасаюсь тебя».)
  7. Здороваясь, мы снимаем перчатку. Почему? (Обычай рыцарей - демонстрация отсутствия оружия).
  8. Вы дарите имениннику подарок. Как вы его преподнесёте?
  9. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть. Как вы поведёте себя?
  10. Вас пригласили за стол. Кто должен сесть первым - вы или хозяева?
  11. Как правильно начинать разговор по телефону? (рассмотреть разные ситуации).

Заключение. Подведение итогов

Сформулируйте самостоятельно качества вежливого человека?

1. Вежливые люди активно пользуются «волшебными словами»
2. Вежливые люди относятся к окружающим одинаково
3. Вежливые люди не сквернословят
4. Вежливый человек - вежлив всегда
5. Вежливость, воспитанность и любовь к природе - это неразрывные понятия
6. Вежливые люди понимают, что вежливость - это образ жизни. Моральные устои такого человека сформированы правильно, он умеет взаимодействовать с людьми, умеет говорить, сдерживать эмоции и т.д.

Литература

  1. Н.И. Дереклеева. Справoчник классного руководителя: - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: ВАКО, 2008.
  2. Т.Н. Максимова. Н.Н. Дрoбинина. Классные часы: - М.: ВАКО, 2011.
  3. Л.И. Саляхова. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника. - М.: Глобус, 2007.