Бинарный урок (урок двоих) как средство развития способности обучающихся применять полученные знания на практике (в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений)

Разделы: Мастер-класс


Цель: передача опыта использования видов и форм работы бинарного урока и технологии Кроссенс на уроках французского языка и технологии, информатики, путем прямого и комментированного показа французского языка и последовательности действий и приемов.

Ожидаемые результаты: умение применять новые методы в преподавании.

Метод и приемы: технология Кроссенс, формы и виды работы Бинарного урока.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход мастер-класса

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ,
который думает на один год вперёд - выращивает хлеб.
Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад.
Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает
молодое поколение.

Основная проблема современного образования - это отсутствие или слабая мотивация к обучению. Поэтому любое задание урока является инструментом для достижения планируемых результатов обучения через развитие определенных учебных действий.

Поэтому нам необходимо было выбрать такие виды уроков, методы и формы обучения, которые удовлетворяли бы всех субъектов учебного процесса: учащихся, и учителей, и родителей.

К сожалению, учитель перестал быть для детей основным источником информации.

Огромная роль в усвоении новых знаний и главное в их практическом применении отводится и ученику. Ученик - это активный (живой) участник образовательного процесса. Поэтому именно его интересы, возможности и способности нужно учитывать.

Народная мудрость гласит «Научиться можно у того, кого любишь». Мы говорим, кому доверяешь. Поэтому при планировании деятельности на уроке мы стараемся выбрать виды взаимодействия (ученик-ученик, ученик-коллектив), позволяющие ребенку чувствовать себя более уверенным, основываясь на том, что основа успеха любой коллективной деятельности - эти взаимоотношения сотрудничества и взаимной помощи.

На наш взгляд, для решения подобных задач и подходит бинарный урок или урок двух. (Когда по одной теме урок ведут 2 учителя). Данный вид урока позволяет рассматривать/ решать проблему через материал двух учебных предметов. Что позволяет интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы и дают возможность применить полученные знания на практике.

Мы считаем, что урок ДВОИХ необходим на заключительной, обобщающей стадии изучения темы урока, при развитии образного мышления, т.к. предполагает обязательное развитие творческой активности ребенка. Позволяет использовать содержание, если не всех, то многих изучаемых предметов, привлекать сведения из других областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям природы и событиям окружающей жизни.

Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

ФАЙЛ Факторы за Бинарный урок:

  • имеет практическую направленность (практический, деятельностный подход);
  • позволяет включать в содержание урока упражнения творческого характера;
  • сочетает общеклассные формы работы с индивидуальными, парными, групповыми;
  • возможен дифференцированный подход;
  • снижается тревожность;
  • формируется мотивация познания;
  • формы урока в основном групповые, парные и индивидуальные.

На таких уроках ученики самые активные. Они «сами» определяют и распределяют полномочия и ответственность в паре или группе, выделив при необходимости, одному ученику (наиболее сильному, слабому) индивидуальную форму работы. Можно выполнять работу в удобной, т.е. вольной форме, что снижает эмоциональное напряжение и создает иллюзию полной свободы. Слабый ученик чувствует, что рядом более сильный или компетентный одноклассник. А энтузиазм, как вирус, распространяется быстро и помогает.

Учитывая, что французский - 2-ой иностранный язык, а уровень знаний и лексический объем у учащихся не велики, то, как правило, бинарный урок - это урок подведения итогов по теме. Готовится такой урок в ходе всей темы.

Сегодня я буду говорить об уроках иностранного языка и технологии, иностранного языка и информатики.

Почему информатика? Я думаю, все понимают повальное увлечение компьютером учащимися всех возрастов. Если ты не силен в языке, но выполнил компьютерное задание по языку и информатике, то чувствуешь себя более уверенно, понимаешь, что можешь. Следовательно, самооценка повышается и хочется всем доказать, что ты можешь сделать больше и не хуже других.

А про урок технологии и говорить не приходится, готовить умеют многие.

Для бинарного урока план урока составляется учителем и учениками вместе.

Ход «познания» идет от учеников (на основании технологической карты (подбор иллюстраций, схем, тестов - по информатике или приготовления блюда), составленной коллективно бригадой/ парой и проверенной учителем), позволяя выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания. Ребята делятся на пары, бригады, выбирают партнера, консультанта, ищут дополнительный материал.

ФАЙЛ

  • Например, тема «Еда» + грамматика «Частичный артикль»
  • План урока (позволяет привлечь уч-ся к доп. деятельности)

А) - определение темы урока - не всегда сильные ученики;

Б) - подготовка некоторых лексических заданий.

ФАЙЛ

Используется технология «Кроссенс». Основной смысл создания кроссенс - это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории.

- Открытие начинается с удивления.

Задача учащихся - разгадать и объяснить кроссенс.

В любом выбранном варианте действует один и тот же алгоритм создания кроссенса:

  1. Определение тематики, общей идеи.
  2. Выделение 8-9 элементов, имеющих отношение к эпохе, идее, теме.
  3. Нахождение связей между элементами, определение последовательности.
  4. Выделение элементов, имеющих 3 и более связей (крест, основа).
  5. Концентрация смысла в одном элементе (центр).
  6. Выделение отличительных черт, особенностей каждого элемента.
  7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы.
  8. Замена прямых образов и ассоциаций косвенными, символическими.
  9. Построение ассоциативной связи между образами элементов.
  10. Выход на новый уровень.

В зависимости от программы по технологии учащиеся выбирают блюдо. Это может быть салат, выпечка, основное блюдо.

На технологии учащиеся сами выбирают, что будут готовить. Ребята делятся на бригады, выбирают шеф-повара, распределяют обязанности, составляют технологическую карту и т.д.

В ходе подготовки на уроках французского мы закрепляем и повторяем грамматику, лексику, изучаем традиционные блюда. Оформляем технологическую карту на языке.

При этом все мы погружаемся в атмосферу культуры, обычаев, традиций и социальных норм страны изучаемого языка.

На бинарном уроке, выполняя конкретные действия, ребята объясняют, что делать и как, на французском языке: какие продукты и сколько взять (частичный артикль; ЛЕ нарезать, потереть, перемешать, добавить, посолить и пр.).

СЛАЙД - карточки

Все пояснения сопровождаются действиями. Естественно, некоторые учащиеся допускают ошибки (языковые), но мы не останавливаем ребенка, давая ему возможность показать свое умение готовить.

Свободное высказывание позволяет расслабиться (в смысле языка) - это не контрольная. Установка «Представь, ты устраиваешься на работу в ресторан, участвуешь в кулинарном конкурсе» и пр.

В ходе работы допускаются комментарии/ подсказки членов бригады, шеф-повара. Главное объяснить, бригаде/ конкуренту правила приготовления, получить от них хорошую оценку.

В прошлом году ребята готовили по теме «Праздники» «Рождественское полено»; по теме «Еда» салаты «Крокодил», «Кальмар».

ФАЙЛ - ФОТО

Если остается время, позволяется вопрос-загадка бригаде-сопернику:

- «Отгадай по названию/ рецепту, списку продуктов, какое блюдо нужно приготовить» (ЛЕ по теме «Еда)»,

- «Рассчитай количество продуктов на блюдо по карте» (тема «Цифры», «Частичный артикль», «Неупотребление артикля после количественных наречий).

Для оценки работы привлекаем, иногда старшеклассников, понимающих французский язык.

Т.е для контроля используем методы лабораторно - практического контроля и самоконтроля (практические работы, контроль выполнения практических работ.

Используются методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

Проблемное изложение, наглядный и практический метод.

Представляя свою работу (готовое блюдо), мы получаем от ученика учебно-познавательный проект.

Тема по информатике «Работа с редактором», «Работа с информацией интернета», «Создание таблиц».

Французский язык - «Праздники», «Достопримечательности» («Создание кроссвордов, упражнений/ теста»).

Например,

Прочитав текст «Прогулка по Парижу, выполните задание»

№ 1 Вставка рисунка. Чтение текста с общим охватом содержания. (фр. язык - Подберите иллюстрации к тексту. Поставьте их согласно содержанию в правильной последовательности. Иллюстрации находятся в папке "Урок" (фото 1-4).

(Для вставки в документ рисунков используется команда Вставка -> Рисунок. Выбираем источник рисунка и вставляем его.

Для вставки рисунка из файла выберите команду Вставка -> Рисунок -> Из файла. Появится окно Добавление рисунка. Найдите на диске нужный рисунок, выделите его и нажмите кнопку вставить (или просто сделайте двойной щелчок по файлу рисунка).

Изменение размеров и положения вставленного объекта. Размер вставленного объекта в дальнейшем в любой момент можно изменить. Для этого достаточно выделить его, щелкнув мышь на изображении объекта, а затем растянуть или сжать рамку выделения за маркеры.

Для изменения этих параметров либо выделите объект, вызовите контекстное меню, щелкнул по объекту правой кнопкой, и выберите команду Формат рисунка, либо сделайте двойной щелчок по рисунку).

Иллюстрации к тексту подготовлены заранее и загружены на диск в папке.

№2 Задание по информатике: открыть текстовый редактор Word, затем открыть файл песня.doc и вставить пропущенные слова у песни.

Задание по фр. языку: вставьте в пробелы подходящие по смыслу слова.

Набор текста в окне документа начинается с места расположения курсора. При достижении правого поля текст автоматически переходит на новую строку внутри абзаца. В результате нажатия [Enter] создается новый абзац или пустая строка. Для перехода на новую строку в пределах абзаца используется комбинация клавиш [Shift] + [Enter]. Символ конца абзаца и ряд других символов (пробелы, условные переносы, символы табуляции, крытый текст) называются специальными или непечатаемыми символами. Их можно увидеть на экране, если нажать на Стандартной панели кнопку Непечатаемые знаки.

Ввод текста может осуществляться в двух режимах: вставки и замены. При вводе нового текста в режиме вставки, содержащийся в документе текст, сдвигается вправо от курсора. В режиме замены старый текст удаляется и заменяется новым. Для переключения между двумя этими режимами используется клавиша [Insert]. Определить, какой режим используется в данный момент, можно по состоянию индикатора ЗАМ в строке состояния Word внизу экрана. Если индикатор отображается черным цветом, то включен режим замены, если серым - вставки. Двойной щелчок мыши на этом индикаторе также переключает режимы.

Вывод:

На уроке происходит эффективное взаимодействие учителя и учеников;

  • повышается активность учащихся;
  • ребята работают увлеченно, учатся корректному общению, вырабатывая навыки совместной работы;
  • большое количество речевых высказываний осуществляется по инициативе учеников;
  • формируется умение дискутировать, рассуждать, доказывать;
  • адекватное принятие помощи взрослого или одноклассника у учащегося формирует умение учиться, работать с карточками, отдельными файлами, четко формулировать главную мысль, свое мнение.

Подобные умения вырабатываются не сразу.

В начале было шумно. Ученики выбирали себе в пару того, кто посильнее или своего друга. Не было навыка совместной работы.

Постепенно ребята начали понимать, что если ждать пока освободится тот, с кем хочется работать, уходит время, а выполнение задания затягивается. Дети стали работать внимательнее, интенсивнее, тише.

Сильные стали добрее и внимательнее, слабые перестали бояться ошибиться, не стеснялись просить помощи. Появляется раскованность и желание отвечать, как более сильные.

Порой в паре рождались горячие споры, даже происходили маленькие открытия. Типа «Ура! Я могу!»

А это для учителя дорогого стоит.

Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что качество урока зависит от слаженной предварительной подготовки и точности организации проведения урока.

По образному выражению Николая Михайловича Верзилина, "урок - это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных занятий".

Уроки развивающего контроля и рефлексии

Отсюда - мои пожелания:

  • Будьте метеорологом, предвидящем погоду в на уроке.
  • Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность.
  • Пусть температура знаний в вашем классе будет всегда плюсовой и никогда не опускается до нуля и ниже.
  • Пусть ярко светит радуга открытий.