Система работы учителя истории и обществознания в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика


Перед историческим и обществоведческим образованием поставлена главная цель: социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, воспитание патриотизма и толерантности.

Мой предмет ставит передо мной чёткую цель и основную задачу: формирование предметных знаний, умений, навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Я работаю в ОГБОУ «Школа № 10» города Рязани, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а точнее, с тяжелой речевой патологией.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать главной цели: на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся создать условия для становления социализированной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету, учитывая при этом индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Цель системы: создать условия для формирования ученика мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности, формирования конкурентоспособной личности, активного гражданина страны.

Методы обучения

Основные педагогические технологии

  • Проектно-исследовательская технология
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Здоровьесберегающие технологии

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные методы
  • Репродуктивные
  • Продуктивные
  • Творческие.

Формы обучения

  • Основным типом организационной формы сегодня является урок.
  • Внеурочная форма
  • Экскурсионная и краеведческая деятельность
  • Кружки и клубы

Средства обучения

Средства обучения, применяемые на уроках истории и обществознания

I. Вербальные средства обучения:

II. Визуальные средства обучения позволяют реализовать принцип наглядности в обучении.

III. Технические средства обучения:

Результативность

Результаты системы - стабильные показатели качества знаний, повышение интереса к изучению истории и обществознания, познавательной активности, участие учащихся в проектной деятельности, участие учащихся в мероприятиях различного уровня, проведение учащимися уроков во время дней самоуправления, а также их дальнейшая социальная адаптация.

Введение

В современных условиях общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника школы такого уровня, чтобы, попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов ее решения, выбрать рациональный способ, обосновав ее решение. Одной из главных целей современного образования является формирование конкурентноспособной личности. Кроме того, важным направлением государственной политики России является гражданско-патриотическое воспитание молодежи, воспитание активного гражданина страны. Перед историческим и обществоведческим образованием поставлена главная цель: социализация подростка, его приобщение к ценностям демократии, правового государства, гражданского общества, воспитание патриотизма и толерантности.

В нашей школе обучаются дети, речевое развитие которых нарушено вследствие органического поражения головного мозга. К сожалению, детей с речевыми диагнозами с каждым годом становится всё больше и больше, что обусловлено многими факторами. Для них характерно наряду, с нарушением звукопроизношения, бедность словаря и его крайне медленное накопление на протяжении всех лет обучения, значительные трудности при построении предложений и их объединении в связные высказывания. При нарушении речи у ребенка возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения, оказывается расстроенным взаимодействие между индивидом и обществом.

Мой предмет ставит передо мной чёткую цель и основную задачу: формирование предметных знаний, умений, навыков, чувства патриотизма и гражданственности у учащихся. Путь к достижению данной цели лежит через целенаправленно организованный учебно-воспитательный процесс на основе активных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности.

Модель выпускника с ОВЗ:

  • социально адаптированный к жизни в обществе;
  • успешно реализующий себя в различных сферах жизнедеятельности;
  • умеющий мобильно перестраиваться под влиянием изменяющихся условий;
  • обладающий максимальной самостоятельностью, способен получить дальнейшее профессиональное образование.

Несформированность моторных и высших психических функций - неустойчивое внимание, низкая переключаемость, неразвитая память, слабое развитие словесно-логического мышления - вынуждает и обязывает учителей истории и обществознания работающих с детьми данной категории находить рациональные пути и методы обучения истории и обществознанию детей с ТНР.

Пояснительная записка

Школьное образование предполагает выявление и развитие потенциала познавательной потребности каждого обучающегося, развитие самостоятельности учащихся и их способности к самоорганизации. Действительно, в современных условиях главная задача школы - воспитать человека, готового к самообразованию. Говоря более простым языком, школа должна научить ребенка учиться.

Эта мысль нашла отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах, где говорится о формировании универсальных учебных действий. Приобрести познавательные универсальные учебные действия для обучающихся - значит фактически «научить учиться!». Однако на сегодняшний день наиболее актуальной проблемой школы стало отсутствие у учащихся подросткового возраста желания учиться.

Я работаю в ОГБОУ «Школа № 10» города Рязани, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а точнее, с тяжелой речевой патологией. Обучение осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Срок обучения удлиняется на 1 год за счет увеличения количества предметов и часов на гуманитарный цикл. По окончании школы выпускники получают аттестат об основном общем образовании государственного образца. Классы малокомплектные.

Проблема: низкая мотивация учащихся к изучению истории и обществознанию, обусловленная, проблемами со здоровьем и трудностями в общении.

Наши дети имеют не только чисто речевые проблемы, но и нарушения всех высших психических функций: именно эти их особенности мешают усвоению учебной программы и социально - психологической адаптации школьников. У них имеются нарушения восприятия, памяти, внимания, мышления. Школьникам коррекционных школ трудно соперничать со здоровыми сверстниками. У них заметно снижены духовно-познавательные потребности, эстетическая восприимчивость, терпимость к ошибкам и недостаткам других, мотивация достижения успеха.

Цель современного образования - не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию ученика; формирование опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. Учитель истории и обществознания, должен помочь ученику научиться отделять существенные факты от несущественных, научиться излагать материал логично и последовательно, устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, анализировать данные, проводить аналогии, делать необходимые обобщения и выводы.

В своей педагогической деятельности я стараюсь следовать главной цели: на основе самостоятельной познавательной деятельности учащихся создать условия для становления социализированной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету, учитывая при этом индивидуальные особенности и возможности каждого ученика.

Тема методической системы: «Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ на уроках истории и во внеурочное время».

Актуальность: Считаю данную тему актуальной и важной. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли большие изменения. Выпускник школы вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, он должен активизировать свои познавательные и творческие способности. Именно в школе заключается психологическая основа для такой деятельности: развиваются воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. В этот период начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Этапы работы:

Этапы

Описание

1

Формирование знаний о методической системе учителя и технологии ее проектирования

Работа по освоению теоретических знаний с целью создания информационных банков методов, средств и приемов обучения; умений учебной деятельности; знаний и умений по предмету

2

Конструирование собственной методической системы учителя (при изучении методик преподавания предметов и в ходе педагогических практик)

Включение в практико-прикладную и исследовательско-поисковую деятельность.

3

Развитие методической системы учителя в условиях работы в школе

Включает в себя повышение квалификации, переподготовку и самообразование.

Цель системы: создать условия для формирования ученика мотивированного к активной познавательной учебной деятельности; развитие его познавательных и созидательных способностей, обеспечивающих творческую самореализацию; формирование опыта самостоятельной деятельности, формирования конкурентоспособной личности, активного гражданина страны.

Задачи:

1.Продолжить создание условий для осуществления развития познавательных и творческих возможностей школьника в учебном процессе и внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС,

2.активизировать личностный познавательный и творческий потенциал обучающихся,

3.формировать представления об истории и обществознании как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления, осознание роли истории и обществознания в развитии России и мира,

4.развивать умение работать с учебным историческим и обществоведческим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением исторической и обществоведческой терминологии и символики, проводить логические обоснования различных исторических явлений,

5. учить оперировать историческими и обществоведческими фактами и понятиями,

6.развивать умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения вопросов практического характера,

7.развивать речь учащихся путём интенсивного использования средств и приёмов, активизирующих мыслительную деятельность,

8. развивать у учащихся когнитивные умения и способности для успешного обучения,

9.формировать коммуникативную компетенцию, совершенствовать коммуникативные умения,

10.развивать навыки конструктивного взаимодействия, самоконтроля и регуляции деятельности,

11. прививать интерес к познанию и саморазвитию,

12.повысить эффективность обучения,

13.вырабатывать навык работы с различными источниками информации,

14. организовать проектную деятельность,

15.формировать навыкисамостоятельного поиска и получения нужной информации, работы с информацией,

16.формирование собственного культурного самосознания, отношения к миру, другим культурам,

17.создать ситуацию успеха для повышения внутренней мотивации к обучению,

18. формировать активную жизненную позицию гражданина страны.

Принципы обучения и воспитания:

1.Принцип научности.

2.Принцип прочности усвоения знаний.

3.Принцип межличностного диалога на основе равноправия, доверия, взаимного уважения.

4.Принцип сотрудничества: со-учение, со-воспитание, со- авторство.

5.Принцип индивидуализации.

6.Педагогический гуманизм.

Элементы методического стиля

(Приложение 1)

Содержание обучения

Изучение предметной области «Общественные науки» должно обеспечить:

  • сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации;
  • понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире;
  • сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук;
  • формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий;
  • сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников;
  • владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.

Предметные результаты изучения предметной области «Общественные науки» включают предметные результаты изучения учебных предметов:

«История» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса истории должны отражать:

1) сформированность представлений о современной исторической науке, её специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;

2) владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;

3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;

4) владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;

5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.

«Обществознание» (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения интегрированного учебного предмета «Обществознание» должны отражать:

1) сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

2) владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

3) владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

4) сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

5) сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

6) владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

7) сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.

Название предмета

Формируемые УУД

Предметные действия

История, обществознание

Регулятивные УУД:

  • планирование учебной и бытовой деятельности школьника,
  • планирование действий формальных исполнителей по достижению поставленных целей;
  • контроль, коррекция и оценивание

постановка учебных целей,
использование внешнего плана для решения поставленной задачи или достижения цели,
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
осуществление итогового и пошагового контроля, сличая результат с эталоном,
внесение корректив в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью.

Познавательные УУД:

  • формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью;
  • овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения;
  • развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; моделирование исторической ситуации

умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы;

формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую

Коммуникативные УУД:

  • формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,
  • строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Применение дискуссионных форм обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся;

Работа в парах, группах

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

См. продолжение статьи