Формирование профессионально значимых компетенций в системе среднего профессионального образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Тема формирования компетенции в практике преподавания специальных дисциплин очень актуальна. Современный квалифицированный рабочий должен обладать не только определенным набором знаний, умений и навыков, главное, уметь ориентироваться в нестандартных производственных ситуациях и находить новые, нетипичные производственные решения.

Компетенция определяет индивидуальные характеристики специалиста, необходимые для эффективного осуществления его профессиональной деятельности и способности мобилизовать в этой деятельности знания, умения и навыки, а также обобщенные способы выполнения действий, которые обусловливают способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках компетентности. В своей преподавательской деятельности я выделил:

  1. Профессиональные - относящиеся к конкретной трудовой деятельности.
  2. Надпрофессиональные - относящиеся к взаимодействию с различными элементами трудовой среды, включая способность организовывать и совершенствовать трудовую деятельность.
  3. Ключевые - базовые, которые необходимы для получения новых знаний и адаптации имеющихся знаний к новым требованиям и ситуациям, а также личностной адаптации к изменяющейся ситуации на рынке труда.

На мой взгляд, главной составляющей профессиональной компетенции современного квалифицированного рабочего является такое качество личности, как творческий потенциал.

Под творческим потенциалом я понимаю готовность к созданию субъективно и объективно новых, оригинальных идей, готовность отклоняться от традиционных схем мышления. Специалист, имеющий высокий уровень сформированности творческого потенциала, может самостоятельно отыскивать поле для творчества, ставить творческие задачи, создавать объективно и субъективно новые способы деятельности и положительно реализовывать их, создавать объекты, не имеющие аналогов.

Триада ключевых компетенций на современном рынке труда:

  1. Технико-технологическая.
  2. Организационно-технологическая.
  3. Специальная.

Профессия, которой мы обучаем в колледже, - техник-программист по спе­циальности «Прикладная информатика» - является достаточно сложной и востребована на рынке труда. Это интеллектуальный труд, который требует постоянной работы над собой в плане совершенствования и пополнения знаний. Несколько лет назад на защите дипломной работы наш выпускника сказал, что его профессия очень сложная и нужно очень много знать. И это действительно так. Ведь у каждого предприятия, у каждой организации своя специфика и соответственно самые различные потоки информации, что требует от будущего специалиста обладания достаточно большим набором компетенций.

Выделим основные профессионально значимые компетенции для будущих специалистов в области Прикладной информатики, которые необходимо формировать и развивать в процессе обучения:

  1. Технологическая компетенция.
  2. Специальные компетенции.
  3. Интеллектуальные компетенции.
  4. Информационная компетенция.
  5. Компетенция самообразования.
  6. Исполнительская компетенция.
  7. Рефлексивная компетенция.

Несомненно, в этом перечне основными являются первые две, поскольку подразумевают глубокие знания основ своей профессии, умение выполнять качественно все работы, соответствующие своему уровню квалификации, ориентироваться в непростых производственных ситуациях и уметь принять пра­вильное решение.

Среди специальных компетенций необходимо выделить компетенции в области знания специальных дисциплин. Считаю, что специальные компетенции необходимо развивать у обучающихся через практические работы и занятия проектной деятельностью. Занимаясь творческими проектами, развиваются не только техническое мышление, но и приобретается огромный практический опыт для будущей производственной деятельности. Безусловно, такие занятия способствуют формированию профессиональных компетенций, повышают технический уровень студентов, формируют устойчивую субъектную позицию обучающихся.

Информационная, интеллектуальная и компетенция самообразования дополняют первые две, поскольку информационные технологии развивается быстрыми темпами и проникают во все сферы экономики, и будущий специалист в области информационных технологий должен не только ориентироваться в этом многообразии техники и технологий, но и уметь обслуживать ее.

На учебных занятиях по специальным дисциплинам стимулируется деятельность, которая включает установленные эмоциональные контакты с учащимися на основе делового и нравственного доверия, доброжелательной оценки деятельности, корректную дозировку замечаний и рекомендаций, учет их индивидуальных особенностей.

Личностно-ориентированный подход обозначил ориентацию на самостоятельность и активность обучающихся, создание условий саморазвития и самовыражения в коллективном режиме деятельности. Преподаватель в учебном процессе часто выступает как консультант, организатор, а не передатчик информации. Анализ проведенных учебных занятий показал, что 97 % учебного материала было рассмотрено самостоятельно с использованием межпредметных связей и знаний, основанных на жизненном опыте и полученных при прохождении практики.

Процесс обучения регулируется самими учащимися в соответствии с поставленными перед ними целями. Это позволяет проявить учащимся познавательную инициативу на основе ее рефлексивного осмысления. Проблема в том, как учащиеся понимают эти знания, как они их употребляют, постоянно выявляя для себя зону неизвестного и пытаясь двигаться в ней. В процессе обсуждения темы создаются внешние образовательные продукты - сформулирован­ные учащимися цели обучения, алгоритмы деятельности, рефлексивные суждения и самое главное - самооценка самого себя. При изучении предмета учащиеся формируют саморазвитие и самореализацию. Внешнее образовательное приращение происходит одновременно с развитием личностных качеств учащегося.

Я выделила самые основные профессионально значимые компетенции, которыми, по моему мнению, должен обладать будущий специалист. Я полагаю, что все они в большей или меньшей степени подходят и к другим профессиям технического профиля, которым мы обучаем в колледже.

Выпускник должен уметь пользоваться современными информационными технологиями и ресурсами, изучать новую техническую литературу и периодические издания, в том числе и электронные.

Исполнительская компетенция также важна для нашего выпускника, так как от своевременного и качественного выполнения производственного задания может зависеть результат работы целого предприятия.

Рефлексивная компетенция является составной частью профессии, поскольку самоанализ выполненной работы и осмыс­ление действий присутствует в его каждодневной работе.

Литература

  1. Дорофеев А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования // Высш. образование в России. 2005, № 4. С. 30-33.
  2. Козырева О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 2. С. 48-51.
  3. Селевко Г. Педагогические компетенции и компетентность: Их классификация // Сельская школа. 2012. №3. С. 29-32.
  4. Серякова С.Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Пед. образование и наука. 2014. № 1. С. 32-35.