Урок-пресс-конференция "За что мы боремся?"

Разделы: История и обществознание


Пояснительная записка

Политические партии - неотъемлемый элемент любой политической системы.

Они формируют политическое сознание общества и влияют на его политическую и гражданскую активность.

Основы для легализации политических партий в России возникли с изданием Манифеста об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г., провозгласившего свободу создания союзов и проведения собраний.

Октябрьский манифест стал прообразом первой российской Конституции. Однако этот документ, провозгласивший ряд гражданских и политических свобод, был использован оппозиционными партиями непосредственно для усиления борьбы с самодержавием, что привело к новым кровавым выступлениям. Политический накал общественного развития в начале 20 века в России вылился в революции, гражданскую войну, изменил многовековой уклад общественно-политической жизни. Борьба между консервативными, либеральными и социалистическими партиями определила судьбу России в 20 веке

Урок-пресс-конференция «За что мы боремся?» направлен на углубление и обобщение знаний обучающихся 10 класса о политических партиях, которые вели наиболее интенсивную и продолжительную политическую борьбу за власть в России до октября 1917 года

I. Основное содержание работы над темой

1. Подготовка и опережающее задание: заранее распределяются роли участников пресс- конференции: ведущий, представители партий, представители прессы. Роль ведущего выполняет учитель. Его задача - следить за регламентом, за тем, чтобы вопросы не повторялись и при необходимости направлять дискуссию в нужное русло в соответствии с программой пресс-конференции.

Представители партий: социалистических - большевики, эсеры; либеральных- кадеты. октябристы: монархических - «Союз русского народа» (по 2 человека)

Опережающее задание этой группе участников

  1. Повторить программные положения своей партии и подготовить обращение к прессе (1 мин)

Все остальные обучающиеся класса представляют прессу. Участники этой группы по желанию или по жребию определяют, приверженцами каких политических партий они являются

Опережающее задание.

Подготовить вопросы к представителям партий в рамках программы пресс конференции.

  1. 2. Обучающиеся готовят аргументацию своей позиции по вопросу «Политическая власть в России: позиция вашей партии», «Наша партия приходит к власти».
  2. 3. Методом поиска в справочной, мемуарной литературе учащиеся находят и систематизируют материал, оформляя его для дальнейшего использования и группируя по проблемам.

II. Технологии

Проблемные, исследовательские, критического мышления,

III. Ресурсное обеспечение

Необходимое оборудование к уроку: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, подготовленные плакаты, лозунги, газеты, рисунки, карикатуры. У всех участников конференции должны быть бейджи, у журналистов листы в папке для записи ответов.

IV. Ожидаемые результаты

Предполагается, что обучающиеся научатся работать с дополнительным историческим материалом, использовать и систематизировать статистические данные и давать свои обоснованные оценки событиям, локализовать исторические процессы и явления во времени, используя научную периодизацию истории, работать с архивным материалом, представлять работы на конференциях, создавать проекты, вести диалог, участвовать в дискуссии

V. Тип учебного занятия

Учебное занятие по обобщению знаний, умений и навыков обучающихся и систематизации УУД.

VI. Форма проведения учебного занятия

Учебное занятие - урок-пресс-конференция

VII. Межпредметные связи

Актуализацию знаний по межпредметным и межкурсовым связям («История», «Обществознание», «Политология»).

План урока

Тема: «За что мы боремся?»

Цель: обобщение информации о деятельности политических партий в дореволюционной России.

Задачи:

образовательные:

  • повторение фрагментов изученного материала с определенных точек зрения (программные установки политических партий по актуальным вопросам российской действительности (период (1900-1917гг);
  • его систематизация и анализ;
  • на основе изученного материала прийти к пониманию понятий: политическая партия и особенности её положения в политической системе дореволюционной России;
  • место политической партии в социуме;
  • формы участия политических партий в общественной жизни дореволюционной России.

развивающие:

  • развитие мышления, познавательного интереса, способностей, умений и навыков: формирование умений - работа с различными источниками информации, отбор фактов, постановка к ним вопросов, составление монологического ответа, оценка фактов, аргументация своего ответа;
  • закрепление учебных умений и навыков - планирование ответа, сравнение, обобщение, работа с понятиями, самоподготовка и самоконтроль;
  • решение проблемных задач; вовлечение в дискуссию; развитие интереса обучающихся к изучаемым вопросам.

воспитательные:

  • содействие формированию интереса к изучению истории и анализу политических событий;
  • содействие воспитанию патриотизма и гражданственности; активной жизненной позиции с учетом этических норм при оценке событий прошлого.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; сравнивать, приводить примеры;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи.

Коммуникативные УУД:

  • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • владеть способами самоконтроля и рефлексии.

Личностные результаты:

  • проявлять интерес к информации и оценивать её относительно собственных представлений, ценностных ориентаций, необходимости и достаточности;
  • уметь вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
  • осознавать российскую гражданскую идентичность, проявлять интерес к истории.

Ход урока

I. Вступительная часть. Вводное слово

Ведущий объявляет цель конференции, призывает к корректности.

II. Ход пресс-конференции

Программа:

  1. Обращение к прессе представителей партий (по 1 мин)
  2. Обсуждение проблемы «Чьи интересы защищает ваша партия» (10 мин)
  3. Обсуждение проблемы «Политическая власть в России: позиция вашей партии» (10 мин)
  4. Обсуждение проблемы «Наша партия приходит к власти» (10 мин)
  5. Блиц
  6. Подведение итогов пресс-конференции

III. Оценка деятельности учащихся

IV. Домашнее задание

I. Вступительная часть. Вводное слово

Перед началом пресс-конференции представители политических партий занимают места перед аудиторией. Представителей прессы лучше разместить в соответствии с их политическими взглядами (сторонники социалистических, либеральных, монархических, анархистских идей)

Ведущий: Тема сегодняшней пресс-конференции «За что мы боремся» В зале присутствуют представители политических партий России начала 20 века и пресса.

Цель проведения конференции: познакомиться с программными установками политических партий по самым злободневным вопросам российской действительности.

Я выражаю надежду, что всем участникам, отвечая на вопросы журналистов, удастся раскрыть преимущества идей и практических действий своих партий.

Призываю всех к корректности при постановке вопросов и соблюдению элементарных правил ведения дискуссии.

Программа пресс-конференции

  1. Обращение к прессе представителей партий (по 1 мин)
  2. Обсуждение проблемы «Чьи интересы защищает ваша партия» (по 2 мин для представителя от каждой партии)
  3. Обсуждение проблемы «Политическая власть в России: позиция вашей партии» ((2 мин для представителя от каждой партии)
  4. Обсуждение проблемы «Наша партия приходит к власти» (2мин для представителя от каждой партии)
  5. Блиц

II. Ход пресс-конференции

1 этап

Ведущий: Начинаем первый этап пресс- конференции (в обращении к прессе просьба указать дату возникновения своей партии, дату принятия программы и обозначить главную цель)

Обращаю внимание, что отвечать вы должны по существу вопроса и соблюдать регламент (отвечают по очереди)

2 этап

Ведущий: Переходим ко второму этапу пресс- конференции «Чьи интересы защищает наша партия»

Вопрос ведущего большевикам.

  1. Интересы, какого социального слоя представляет ваша партия?
  2. В чем вы видите преимущества социалистической революции?

Вопрос ведущего «Союзу русского народа»

  1. Интересы, какого социального слоя представляет ваша партия?
  2. В чем вы видите преимущества неограниченной самодержавной власти?

Вопрос ведущего октябристам.

  1. Интересы какого социального слоя представляет ваша партия?
  2. В чем вы видите преимущества конституционной монархии?

Вопрос ведущего эсерам.

  1. Чьи интересы вы выражаете?
  2. В чем вы видите преимущества социализма?

3 этап

Ведущий: Переходим к третьему этапу пресс-конференции - «Политическая власть в России - позиция вашей партии».

При обсуждении этой проблемы вы должны рассказать о сильных и слабых сторонах внутренней и внешней политики России. Не забывайте соблюдать регламент.

Вопрос ведущего: Слово представителям партии кадетов.

  1. Охарактеризуйте кратко сильные и слабые стороны внешней и внутренней политики России.

Вопросы журналистов партии кадетов.

  1. Что предусматривает ваша программа по национальному вопросу?
  2. Как вы будете решать аграрный вопрос в случае прихода к власти?

Вопрос ведущего

  1. При помощи чего можно достигнуть указанных преобразований?

Ведущий предоставляет слово представителям «Союза русского народа»

  1. Сильные и слабые стороны внутренней и внешней политики России.

Вопросы журналистов представителям «Союза русского народа».

  1. Что предусматривает ваша программа по национальному вопросу?
  2. Что предусматривает ваша программа по социальным вопросам?
  3. Каким образом можно достигнуть осуществления указанных преобразований?

Ведущий. Слово представителям большевиков

  1. Назовите сильные и слабые стороны внутренней политики России.

Вопросы журналистов

  1. Какой вы видите законодательную власть в России?
  2. Как вы считаете, можно ли при помощи революции решить задачи, которые обозначены в вашей программе-минимум?

Ведущий. Слово представителям партии эсеров.

Вопросы

  1. Назовите сильные и слабые стороны внутренней и внешней политики России.

Вопросы журналистов представителям партии эсеров.

  1. Ваша программа предусматривает разрешение аграрного вопроса в форме социализации. Объясните, что означает этот принцип.

Ведущий. Слово представителям партии октябристов.

  1. Назовите сильные и слабые стороны внутренней и внешней политики России?

Вопросы журналистов представителям партии октябристов

  1. Какой форме правления в России вы отдаете предпочтение: конституционной монархии или видите Россию республикой?

4 этап

Наша партия приходит к власти.

Вопрос ведущего всем представителям (отвечают по очереди).

  1. В случае прихода к власти решением какого вопроса вы займетесь в первую очередь?
  2. В случае прихода к власти какими способами будете стараться удержать ее?
  3. Кого вы видите своим политическим союзником в борьбе за власть?
  4. В борьбе за власть неминуемы жертвы. Ваше отношение к этому?
  5. Какими способами будете защищать власть?
  6. Как будет решаться национальный вопрос?
  7. Какую нравственную оценку вы дадите терроризму?

5 этап - Блиц-опрос

Ведущий:

Вопросы «Союзу русского народа».

  1. Почему в 1916г. пошли на убийство Распутина?
  2. Почему допустили отречение Николая Второго?

Вопросы октябристам.

  1. Кого считаете своими идейным врагами?
  2. А.И.Гучков принимал отречение императора. Ваше отношение к случившемуся?

Вопросы большевикам.

  1. Не приведет ли к Гражданской войне лозунг вашей партии «Вся власть Советам!»
  2. До октября 1917 года Петросовету была предоставлена возможность дважды взять власть в свои руки. Почему отказались?

Вопросы эсерам.

  1. За что ликвидировали Г.Гапона? Предполагаемый результат вашего участия в будущих выборах в Учредительное собрание?

Вопросы кадетам.

  1. Отношение вашей партии к Первой мировой войне7
  2. В чем вы видите причину провала партии кадетов на выборах 1917 года в городские думы?

Подведение итогов пресс-конференции

Учитель (ведущий) называет особо острые вопросы, которые прозвучали на конференции, определяет представителей партии, которые наиболее аргументированно отвечали на вопросы.

III. Оценка деятельности обучающихся

(высокая оценка ставится за активное участие в полемике)

IV. Домашнее задание

Подготовить выступление на одну из тем «Преимущества и недостатки социалистического (либерального, традиционного) пути развития России.

Список литературы

  1. А.С.Орлов. История России с древнейших времен до наших дней// М.: Проспект-1997.
  2. Т.В.Коваль. Конспекты уроков для учителя истории. Методическое пособие// М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. - 2001.
  3. История России. Хрестоматия 6-10 классы. В 2-х частях. Часть 2. Электронная форма// М.: Просвещение. 2015.