Социализация ученика через изучение осетинского языка и осетинской литературы

Разделы: Общепедагогические технологии

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Социализация ученика через воспитательный потенциал народной «Осетинской» педагогики очень велик. Её использование помогает формированию духовно-нравственных качеств личности школьника, таких как: воспитанность, сдержанность, скромность, почтительное отношение к старшим, уважительное отношение к женщине.

Изучение осетинского языка - это не только усвоение теории языка, но это, самое главное, овладение культурой осетинского народа - носителя данного языка, поскольку именно язык, как форма социальной памяти, является отражением национальной культуры народы, говорящего на нём.

В народе говорят: «Доны арф лæдзæгæй фæбарынц, адæймаджы зонды арф та - йе`взагæй». Что в переводе - «Глубину воды измеряют палкой, глубину человеческого ума - его языком». Таким образом, знание родного языка - это не только один из показателей высокой культуры и образованности человека, но и его национального самоутверждения. Именно на базе родного языка, через погружение в свою национальную культуру, ребёнок формируется как личность: получая знания, выработанные человечеством, он готовится к жизни в современном поликультурном
обществе.

Я работаю постоянно в группах для не владеющих. В настоящее время у меня 10-11 классы. Самой главной своей задачей считаю создать такие условия обучения, которые бы не способствовали отторжению и неприятию языка.

Стараюсь использовать в своей работе педагогические технологии по эффективности управления учебным процессом:

  • дифференцированную работу
  • исследовательские
  • информационные технологии

Очень часто использую интеграционные уроки, т.е. изучение осетинского языка с опорой на русский язык, русскую литературу, историю, географию.

Такие уроки учат учащихся иметь представление не только о том, что происходит в Осетии, но ещё даёт представление о мире и современном обществе. Кстати, новые учебники по осетинскому языку для дифференцированных групп так и построены, по принципу: Осетия, Россия, Мир, с усвоением соответствующих социальных и нравственных норм поведения: «Я - россиянин», «Я живу в содружестве народов России», «Я - гражданин мира».

Судьба любой нации зависит от уважительного отношения к ней других народов. И поэтому чувство толерантности у учащихся я воспитываю через интеграцию осетинской и русской литератур, вернее, через сопоставление жизни и творчества отдельных писателей, используя их произведения, в которых прослеживаются общие проблемы народов.

Таким образом, обращаясь к материалам истории осетинского народа, рассказывая детям легенды о славных предках осетин, о героизме героев Великой Отечественной войны, воспитывая у учащихся интерес к свои корням и гордость за своих земляков, я стараюсь способствовать социализации учащихся в нашей непростой действительности.