Эффективность применения элементов сенсорно-интегративной технологии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка для его развития. Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Чем богаче и шире ощущения, тем многограннее будут полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, речевого и физического развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Поэтому главными линиями развития восприятия дошкольника выступают освоение новых по содержанию, структуре и характеру обследовательских действий и освоение сенсорных эталонов, то есть сенсорная интеграция.

Сенсорика - с физиологической точки зрения, функция нервной системы, заключающаяся в восприятии внешних раздражителей.

Интеграция - это процесс, в результате которого разрозненные части, имеющие некоторые сходные черты, объединяются в единое целое и работают слаженно, как одна система.

Сенсорная интеграция - это информация, получаемая нами от органов чувств, которая поступает в мозг, обрабатывается там, выдается нам в виде некоторого знания о предмете.

Теорию и метод сенсорной интеграции разработала в 50-х годах XX века врач-трудотерапевт Э.Джин Айрес (США). В результате исследования раннего развития нервной системы ребенка в утробе матери она выяснила, что уже в этот период начинают работать три системы восприятия ощущений. Эти системы она назвала базовыми ощущениями, образующими основу для сложного взаимодействия с другими органами чувств и с центральной нервной системой.

  • вестибулярная система - система поддержания равновесия;
  • тактильная система - система кожной чувствительности;
  • проприоцептивная система - система кинестетического восприятия.

Слух, обоняние, зрение - то есть те виды чувствительности, с помощью которых воспринимаются находящиеся на расстоянии от тела раздражители, начинают работать на более поздней стадии развития.

Эту закономерность подтверждают и известные отечественные ученые-исследователи И.М.Сеченов, Л.С.Выготский, Н.А.Бернштейн и другие, которые занимались изучением сенсорного развития детей.

Исследования внутриутробного развития плода подтвердили, что развитие сенсорных систем начинается в утробе матери. В первую половину внутриутробного развития у ребенка формируются и начинают функционировать все органы чувств, происходят существенные изменения в строении мозга. Всю вторую половину внутриутробной жизни мозг ребёнка активно развивается, ребёнок осваивает информацию, поступающую из окружающей среды и некоторые воздействия извне.

В первые семь лет жизни все дети развиваются в определенной последовательности. Отличаться может лишь темп данного развития. Познавательная активность ребенка 3-5 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия. В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы. В связи с этим, одна из основных задач детской деятельности - развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. В этот период мозг наиболее чувствителен к принятию различных ощущений и их обработке.

При успешной, сенсорной интеграции человеческий мозг получает 100 % информации в результате слаженной работы всех органов чувств, что способствует успешному обучению и развитию.

В Российской Федерации ежегодно рождается более 100 000 детей, имеющих множественные нарушения, связанные с поражением сенсорных и двигательных систем. Как правило, таких детей относят к категории «дети с ограниченными возможностями здоровья». Но сегодня много детей и категории «норма», имеющих дисфункции сенсорной интеграции.

По данным Российского Государственного Медицинского Университета им. Н.И.Пирогова, к основным факторам нарушения сенсорной интеграции у детей относятся: патологии беременности, генетические нарушения, недоношенность, средовый и постнатальный фактор. В наше время проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро, дети ограничены в получении взаимодействия с окружающим миром, тактильного взаимодействия.

Дисфункция сенсорной интеграции вызвана двумя основными причинами:

  1. Ребёнок получает слишком много чувственной информации, его мозг перегружен. Повышенная чувствительность к сенсорным стимулам, проявляется как гиперфункция - в виде сенсорных защит, при высокой сенсорной чувствительности: непереносимость ярких цветов, бытовых шумов, большого скопления людей, неприятие зрительного, тактильного контактов, боязнь запахов, высоты, осторожность в движениях.
  2. Ребёнок не получает достаточного количества чувственной информации, отмечается снижение чувствительности к сенсорным раздражителям. Проявляется как гипофункция - в виде сенсорной аутостимуляции, при низкой сенсорной чувствительности: наблюдается особая захваченность только отдельными стимулирующими впечатлениями, связанными с рассматриванием, изменением положения тела в пространстве, однообразные манипуляции с предметами и другие действия с целью воспроизведения одного и того же приятного впечатления, так появляются стереотипные движения.

СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЙ СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

  1. Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению.
  2. Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности
  3. Расстройства мышечного тонуса
  4. Слабая двигательная координация
  5. Двигательная неуклюжесть
  6. Трудности в концентрации, импульсивность
  7. Быстрая утомляемость
  8. Отказ от социальных контактов
  9. Задержка развития речи, двигательного развития, трудности в обучении
  10. Слабая организация поведения, отсутствие планирования
  11. Стереотипные движения.

Таким образом, можно сделать вывод, - у ребенка с дисфункцией сенсорной интеграции нарушен процесс полноценного развития.

разделять симптомы дисфункции сенсорной интеграции на категории, согласно нашим чувствам (слух, зрение, осязание, обоняние, проприоцепция, вкус, координация). Сенсорная стимуляция и интеграция обеспечиваются при проведении комплексов упражнений, направленных на преодоление нарушений сенсорного восприятия. Необходимо проводить специальные игры и упражнения, направленные на улучшение интеграции между различными сенсорными системами, то есть обеспечить детям возможность получать ощущения различных модальностей.

Упражнения подбираются по результатам сенсорной диагностики индивидуально для каждого ребёнка. Необходимо стараться включать упражнения на все основные виды восприятия: тактильное (стимуляция кистей рук, стоп, лица, ротовой полости, поверхности тела); зрительное (упражнения в, стимуляция зрения с помощью ярких предметов); обонятельное (стимуляция резкими и слабыми раздражителями в зависимости от вида нарушения и чувствительности); вестибулярное (повороты, кувырки, прыжки на пружинящей поверхности); вкусовое (презентация вкусовых раздражителей); проприочувствительность (стимуляция глубокого мышечно-суставного чувства).

Итак, мы видим, что нельзя сформировать представления о предметах, явлениях окружающего мира, развить речь, если не сформирована база для ее развития, которой и является сенсорная интеграция. Используемые в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.

При рациональном использовании метода сенсорной интеграции по мнению Лебединского В.В., Никольской О.С., Либлинг М.М., Баенской Е.Р. можно добиться значительной положительной динамики в психомоторном, речевом и познавательном развитии детей, что будет способствовать их более успешной социализации в будущем. Все дети разные, поэтому при организации образовательного пространства, видов и форм образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные потребности и возможности ребенка, что также подчеркивается и во ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2018г. - 272 с.
  2. Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005 г. - 30 с.
  3. Методические рекомендации по применению игр и упражнений сенсоно-интеграционной коррекции дошкольников в группах комбинированной направленности / сост.: Л.А.Виноградова, Н.В.Виноградова, Н.В.Гурьянова, Т.С.Пискарева, В.В.Поздняк СПб.: 2015. - 51 с.
  4. Телесные практики, сенсорная интеграция и эрготерапия: сборник методических материалов семинара в рамках образовательного форума «Современные подходы и технологии сопровождения детей с особыми образовательными потребностями» / науч. ред. Ворошнина О.Р., Санникова А.И.; сост. Мальцева М.Н., Кобялковская Е.А., Гилева А.Г.; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. - Пермь, 2018. - 140 с.