Проектная деятельность как метод формирования информационно-коммуникативных компетенций обучающихся

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Дополнительное образование


Вспоминаю себя в школе… Учитель рассказывает новую тему, потом идет закрепление материала в виде решения задачи или выполнения какого-либо упражнения, дома учишь правила, доказываешь теорему и т.п. Сейчас в нашей стране все изменилось. Сидеть на уроках, слушать учителя, потом заучивать это же дома и на следующем уроке повторять стало скучно и неправильно. Школа и учитель в этой школе на современном этапе развития общества должна не только давать учащимся определенные знания, но и подготовить их к тому, чтобы в будущем они умели решать самые разнообразные задачи.

В современном обществе успешным человеком считается тот, кто способен организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.

Современные образовательные процессы не могут проходить без включения в процесс обучения широкого спектра информационных ресурсов, без развития умений обработки и представления информации.

Основываясь на методе личностно-ориентированного обучения и педагогического стимулирования, приоритетным становится проектно-исследовательский метод. На основе данного метода строится любая исследовательская работа учащихся в образовательной среде. Проектный метод предполагает формирование и развитие многих коммуникативных умений.

В своей практике я применяю проектно-исследовательский метод. В первую очередь, очень важно научить ученика видеть проблему, осознавать ее актуальность. Во время реализации проекта «Книжка для Никишки (Кириллова Валерия)» Лере было предложено пообщаться (спросить) у родственников, что лучше всего выполнить на уроках швейного дела, чтобы это имело практическое значение. Предварительно были определены направления. И она с помощью родственников определилась, что сделает развивающую книжку для своего младшего брата Никиты (2 года).

Надо учить задавать вопросы: «как?», «что?», «где?», «почему?» и самостоятельно аргументированно отвечать на них. В процессе изучения истории возникновения того или иного швейного изделия формулируем вопрос, например «Почему люди совершенствуют одежду?». Для понимания вопроса не просто анализируем, но и выделяем главное в тексте, моделируем условия, которые побудили человека совершенствовать одежду, находить новые технологии в пошиве одежды. Результатом проекта стало видение одежды прошлого, обучающиеся смогли вообразить образы прошлого и создать альбом изменения одежды от прошлого до настоящего на примере простого втачного рукава.

После постановки проблемы - переходим к этапу планирования. Например, проект «Новая жизнь старых вещей» Мердеева Мария, Ахмедова Айсель подразумевал создание швейного изделия из старых джинсов. Девочки определили этапы работы, следуя которым изготовили новые вещи из старой одежды. В процессе выполнения работ обучающиеся пополняли словарный запас новыми терминами, что позволило им почувствовать себя профессионалами.

Сбор и обработка информации является следующей фазой реализации проекта. Сегодня каждый школьник умеет ориентироваться в информационном пространстве, быстро находить необходимый материал. Поиск информации по определенным вопросам превращается в самостоятельное задание - это обеспечивает активную индивидуальную работу, коррекцию речевых пробелов конкретного ученика. Обработка информации для сообщения по теме «Национальный костюм» помогла узнать территориальную принадлежность своего костюма и расширить знания о его значении, происхождении. Некоторые заинтересованные обучающиеся подключили к работе над проектом родителей. Таким образом, проект оказался междисциплинарным, затронул русский язык, литературу, географию и историю.

Создание проектного продукта, безусловно, наиважнейший момент исследования. На этом этапе использую творческие задания: театрализация, словесная дуэль операторов швейных машин, иллюстрирование, составление словариков, кроссвордов, создание презентаций. Оформление и анализ собранного материала способствует развитию осознанного чтения текстов и письменных речевых умений.

Кульминацией проекта является его представление, «защита». Именно на данном этапе наиболее ярко проявляются речевые умения: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать задаваемые вопросы, принимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), адекватно передавать прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), отражать в устной форме результаты своей деятельности.

Защита проекта «Выпускное платье» планировалась в нетрадиционной форме - дефеле моделей, на котором каждая участница рассказала бы о создании наряда, ученицы были бы вынуждены выбрать форму монолога, использовать профессиональную терминологию, выразительные средства языка в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Переосмысление продуктов собственной активности, самооценка деятельности необходимый элемент проектной деятельности. Защита проекта позволяет обучающимся высказать собственное мнение по поводу практической значимости проекта и оценить свой вклад в работе группы. Бесспорно, словесная рефлексия требует формирования и развития. Регулярная самооценка, начиная с приемов «Выбери близкое для тебя утверждение» (я доволен своей работой; я мог бы быть активнее…), «Дополни предложение» (я смог….; у меня не получилось….) и, заканчивая составлением устного отзыва-рассуждения о проекте, стимулирует учеников, заставляет критически мылить, анализировать каждый этап своей деятельности. Важность перенесения знаний полученных во время работы в практическую область нельзя переоценить. Несомненно, одно, каждый проект - это ступень, развивающая речевые навыки, а значит коммуникативную компетенцию.

В заключение необходимо сказать, что вопрос путей формирования коммуникативной компетенции школьников в условиях модернизации образовательного процесса на сегодняшний день является актуальным, конкретные технологии и методы позволяют успешно развивать коммуникативную компетенцию в условиях информационной среды.

Если ученик открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его творчество и профессионализм - главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования, успешность важна для каждого ребёнка.