Развитие творческих способностей у детей с ОВЗ

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ОВЗ


Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н.Островский

Вступление

Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья очень сложная работа, поэтому необходимо иметь огромное терпение и желание работать с данным контингентом детей.

Профессор О.А.Карабанова подчеркивает, что дети и подростки с ОВЗ так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, одаренностью, только для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка.

Дети с ОВЗ имеют отклонения в состоянии здоровья и в психическом развитии, что обуславливает нарушение мыслительной и практической деятельности. Плохо усваивают материал урока, если их не заинтересовала ситуация, не затронула поставленная цель. Поэтому на уроках и вне уроков необходимо было создать такую обстановку, чтобы было интересно учащимся, привлекло их, втянуло в работу.

Для того, чтобы заинтересовать и порадовать учащихся результатами их труда лучше всего начинать с продуктивных видов деятельности. Глиняные игрушки, орнамент, расписная посуда, лепка из пластилина - основа народного искусства, которая близка и доступна учащимся с ограниченными возможностями здоровья.

Лепка, самый благоприятный способ для развития детей по всем направлениям: сенсорное развитие, развитие речи, мышление, воображение, мелкая и общая моторика рук. И как показала практика, занятия лепкой в комплексе с другими уроками дают колоссальную динамику в развитии учащихся.

Работа строится таким образам, чтобы прослеживалась динамика. По мере взросления учащихся усложнялись виды работ. Во главе построения урока стоял интерес. Есть интерес у учащихся, значит будет результат.

И результаты сначала были не очень хорошие, но всегда положительные. Многие учащиеся с трудом могли смять кусок глины (пластилина), некоторые боялись самостоятельно что-то делать, отказывались брать глину в руки (испачкаться). Этот страх был продиктован ощущением собственной неадекватности, неуверенности в себе, своих силах.

Постепенно из - под детских рук (пусть еще не совсем умелых) стали наконец выходить поделки, похожие на что-то. После похвалы за положительный результат у учащихся стала проявляться самостоятельность, инициативность, независимость.

Учащиеся начинают верить в свои возможности, начинает проявляться потребность действовать самостоятельно. Заметно стали преуспевать в двигательной активности и умелости рук, без комплексов начали общаться с окружающими. Поняли свою значимость, умелость, пригодность.

Учащиеся с огромным удовольствием занимаются лепкой, совершенствуя и отрабатывая навыки из различных пластичных материалов, что способствует их творческому самовыражению и снятию волевого напряжения. Лепка позитивно влияет на учащихся, они получают опыт создания маленького мира. Таким образом, учащиеся выражают свою способность и право строить свой мир, свою жизнь. Они ощущают свою значимость, свое «Я»!

Создание ситуации успеха - основа нашей работы. Пусть учащийся познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы.
После знакомства и освоения приемов лепки учащиеся учатся изготавливать глиняные игрушки. Изготовление глиняных игрушек учащиеся осваивают под руководством учителя, а также руководствуясь технологическими картами. К концу года учащиеся самостоятельно выполняют задуманную игрушку, сувенир.

Основная часть. «Декоративно-прикладное творчество» для детей с ограниченными возможностями здоровья»?

1. У детей с ОВЗ развитие замедленное, восприятие узкое, фрагментарное. Проведение работы по различным видам изобразительной деятельности является неотъемлемой частью всего педагогического сопровождения данной категории учащихся.

2. Уроки по декоративно-прикладному творчеству оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на детей с ОВЗ, влияют на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферы, воспитывают личностные качества: (аккуратность, усидчивость, ответственность, трудолюбие).

3. На уроках происходит развитие практической деятельности, прививаются социально - бытовые навыки, необходимые в повседневной жизни (этика поведения, коммуникативные навыки, гигиенические навыки, навыки работы с различными материалами и приспособлениями, активизация речи через практическую деятельность)

Уроки проводятся по четырем направлениям:

  • Знакомство с историей народных промыслов.
  • Знакомство с элементами росписи.
  • Работа с глиной. Лепка изделий.
  • Роспись изделий из глины.

В ходе уроков реализовываются следующие задачи:

  • Закрепление и расширение знаний, умений и навыков, полученных на уроках;
  • Формирование умений следовать словесным инструкциям, работать по инструкционной карте;
  • Развитие у учащихся способностей работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику , развивать глазомер, пространственное воображение
  • Пробуждение любознательности в области народного декоративно-прикладного искусства.

Знакомство с историей народных промыслов

При знакомстве с историей народных промыслов используются презентации (презентации на уроках делают процесс познавательным и более эффективным), используется интерактивная доска, иллюстрации, проводится беседа, показ видеофильмов об истории народных промыслов, выставка изделий народных мастеров. Это помогает учащимся эмоционально правильно воспринимать новый материал, вызывает у них желание выполнить красивую поделку.

Знакомство с элементами росписи

С целью знакомства и обучения с различными видами элементов декоративного рисования используются классические образцы народного творчества: дымковская игрушка, каргопольская роспись, гжельская роспись, филимоновская роспись. Расшифровывание и чтение декоративных узоров в изделиях народных мастеров - процесс увлекательный и познавательный. Цель таких уроков - дать учащимся целостное представление о народных игрушках, как об одной из форм народного декоративного искусства, познакомить с содержание народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров.

К росписи игрушек необходимо готовить учащихся постепенно. Сначала рассмотреть красоту узоров народных игрушек, элементы росписи на таблицах. Затем предложить раскраски, дидактические игры «Подбери узор», «Дорисуй» и т.д. Обратить внимание на сочность красок, их сочетание.

Игра: «Что лишнее?» (интерактивная доска). Необходимо назвать или поднять карточку с той цифрой, какая роспись на экране лишняя. В данном случае - дымковская роспись.

Методика росписи сначала осваивается на бумаге. Учащиеся знакомятся с такими элементами росписи, как кольца, точки, прямые линии, волнистые и т.д. В самостоятельной изобразительной деятельности учащиеся украшают орнаментом полоску, квадрат или силуэты игрушек в раскрасках. Затем расписывают глиняные плиточки, только после этого переходят к росписи объемных форм. В работе используются игровые приемы: организовывается «мастерская» по художественной росписи игрушек, где учащиеся слушают народную музыку и рассматривают элементы росписей народных игрушек. Обращается внимание, как по-разному раскрашены игрушки. Филимоновские - в полоску; это оттого, что в тех краях ткали полосатые половички. У каргопольских мастеров орнамента мало, а вот дымковские игрушки выделяются по цветовому сочетанию и богатству орнамента. А в гжельской всего три цвета голубой, синий и белый.

Для того, чтобы учащиеся лучше запомнили с какими росписями они знакомятся, предлагается использовать сравнения, например с временами года: дымковскую роспись сравнивали с летом (много ярких красок), гжельская с зимой (холодные цвета), каргопольскую роспись с поздней осенью (приглушенные цвета), а филимоновскую роспись - с радугой (полоски).

Также сравнения можно использовать при знакомстве с элементами росписи. В далеком прошлом люди символически изображали в узоре окружающие их предметы. Для лучшего запоминания элементов росписи используются игры. Например: показывается элемент росписи, а затем задается вопрос «На что похожи полоски, кружки, волнистые линии?» Сравнивая, анализируя, воспитанники приходят к выводу, что круг - солнце, линия - дорога или ствол дерева, волнистая линия - волна, точки - это ягоды, яблоки, капельки дождя. Затем, разложив на столе силуэты дымковских игрушек, вырезанных из белой бумаги, предлагается каждому учащемуся выбрать силуэт той игрушки, которую он хотел бы расписать. Используя индивидуальный и дифференцированный подход, одним учащимся предлагается раскрасить красками, другим - раскрасить карандашами или восковыми мелками, при этом необходимо учить правильно накладывать штрихи (линии при закрашивании красками) в одном направлении в пределах контура формы, без просветов, не выходя за линии контура; регулировать силу нажима на карандаш в зависимости от задачи изображения. Корригируя цветовые представления, учащиеся знакомятся с ритмичным раскрашиванием узора. Положительная оценка даже незначительных успехов у учащихся позволяет обеспечить постепенное продвижение в развитии каждого обучающегося, независимо от способностей. А на итоговом уроке каждый учащийся расписывает свое изделие по выбору, той росписью, которая больше всего понравилась.

Глина замечательный материал, так как не имеет определённой формы, обладает мягкостью пластичностью. Работа с глиной оставляет приятные ощущения и помогает расслабиться, что очень необходимо учащимся, когда они гиперактивны. С глиной каждый ощущает себя мастером. Она даёт возможность получить как тактильные, так и кинетические ощущения, а также эстетическое удовлетворение от полученного изделия. По мнению В. Оклендер, «Глина сближает детей с их чувствами». Агрессивные дети находят выход своему раздражению, а неуверенные и боязливые - получают опыт ощущения контроля и владения собой. При работе с глиной крайне трудно сделать ошибку: то, что не понравилось, легко исправить, и это привлекает учащихся. При работе с глиной учащиеся не только получают удовлетворение от самостоятельной деятельности, но и становятся социально активными: ведут беседы друг с другом, делятся мыслями, ощущениями.

Занятия с глиной - лепка, как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелко-моторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей.

В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития учащихся с нарушениями интеллекта. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить - это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления учащихся преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.

Заключение

Дети с ограниченными возможностями - это особая категория людей, особая школа. Работая с ними, замечаешь одну закономерность - чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они также способны, как и обычные дети и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку. Мы передаем им свои знания и умения, а от них получаем способность радоваться простым вещам, здоровью, солнцу, жизни. Всему тому, чему в повседневности мы не придаём значения. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, такой ребенок не останется прежним. Эмоциональная память об этом будет заставлять его искать новые творческие подходы, поможет преодолеть неизбежные кризисы, возникающие в их повседневной жизни. Выдающийся психолог, основатель индивидуальной психологии Альфред Адлер считал, что движущей силой развития личности становится стремление к преодолению чувства собственной неполноценности и слабости, которое возникает у ребенка сразу же после рождения в силу своей беспомощности, слабости и зависимости от взрослого. Преодоление своей неполноценности становится главной целью развития человека. В случае благополучного развития эта задача может быть решена двумя способами - путем компенсации своего дефекта или неполноценности и путем сверх компенсации, когда человек добивается максимального успеха именно в той области, которая, казалось бы, должна быть закрыта для него в силу специфики его дефекта. Так, заикающийся человек становится оратором, испытывающий тревогу публичных выступлений и социальной оценки - общественным деятелем или актером, певцом, музыкантом, тотально слепой человек становится талантливым ученым. Талант преодоления определяется готовностью и способностью личности ставить цель и работать над ее достижением, преодолевать препятствия, верить в себя и будущее, уметь сотрудничать с другими людьми, уважать себя и других.

Дети с ОВЗ не пассивные объекты социальной помощи, а развивающиеся личности, которые также имеют право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, творчестве. Учителя могут показать ребёнку другой мир, без ограничений и болезней - мир творчества. Искусство лечит. Это давно поняли те, кто всерьёз думает о детях. Творя, ребёнок обдумывает мир, находит выход тёмным страстям. Дети с ОВЗ в силу своих «ограничений» воспринимают реальность ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. Они более усердны, вдумчивы и внимательны. И именно в занятиях творчеством такие дети находят отдушину в этом мире, творчество помогает в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией.

На таких уроках каждый особый ребенок обретает право и реальную возможность для развития своих творческих способностей, преодолевая внутренние трудности. Кусочек фантазии есть в каждом учащемся, который чувствуя, размышляя, действуя, вносит в жизнь крупицу своего «Я».

Практика показывает, что гениальность живет в каждом человеке - как способность создать и увидеть новое. Эту индивидуальность надо лишь увидеть и проявить.

Литература

  1. Бойков Д.И., Бойнова С.АВ., Граш Н.Е. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. М.: Новый учебник, 2013.
  2. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.: Педагогика-Пресс, 2009.
  3. Нестерова Т. В. Обучение младших школьников с нарушением интеллекта декоративному рисованию. Екатеринбург, 2002.
  4. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. М.,1982.
  5. Каменева Е. Волшебная глина. Москва: Малыш, 2006.
  6. Горичева В.С. «Сделаем сказку из глины» - Ярославль: Академия развития, 1998
  7. И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка»
  8. Интернет-сайт: социальная сеть работников образования nsportal.ru. pomochnik-vsem.ru