Открытый урок "Творчество А.Н.Некрасова. «На Волге»"

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: А.Н.Некрасов


Цель урока:

  • учебная - расширить представление учащихся о жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • развивающая - формировать у учащихся коммуникативные навыки во время работы, развивать речь, мышление учащихся, умение видеть и чувствовать красоту слова;
  • воспитательная - развитие высокого гражданского чувства, любви к Родине, сострадания к угнетенным, ощущения прелести русской природы.

Ход урока

1. Д.з.: с. 196-205, выразит. чтение, с. 206, вопросы 1,2.

2. Вспомним произведения этого поэта, которые читали и учили в начальной школе: «Дед Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок», отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»: «Не ветер бушует над бором...»

3. ? Что вам известно о жизни и творчестве Некрасова.

Родился в семье отставного поручика Алексея Сергеевича Некрасова и полячки Елены Андреевны (урожд. Закревской). Родители не соглашались выдать прекрасно воспитанную дочь за небогатого, малообразованного армейского офицера; брак состоялся без их согласия. Он не был счастлив. Обращаясь к воспоминаниям детства, поэт всегда говорил о матери как о страдалице, жертве грубой среды. Во многих стихотворениях, особенно в «Последних песнях», в поэме «Мать» и в «Рыцаре на час», Некрасов нарисовал светлый образ матери, которая скрасила своей благородной личностью непривлекательную обстановку его детства.

…Повидайся со мною, родимая!
Появись легкой тенью на миг!
Всю ты жизнь прожила нелюбимая,
Всю ты жизнь прожила для других.
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла, - грудью своей
Защищая любимых детей.
И гроза над тобой разразилася!
Ты не дрогнув удар приняла,
За врагов, умирая, молилася,
На детей милость бога звала… (Рыцарь на час.)

Обаяние воспоминаний о матери сказалось в творчестве Некрасова необыкновенным участием его к женской доле. Никто из русских поэтов не сделал столько для прославления жён и матерей, как Некрасов

Р.р. Образ матери издавна связывался в народнопоэтической традиции с образом Родины («матушка-Русь»), но именно благодаря Некрасову в русском литературном и разговорном языке появилось высокое выражение «Родина-мать». Впервые этот образ возникает в поэме «Саша»: «Родина-мать! я душою смирился, / Любящим сыном к тебе воротился», а позднее появляется в стихотворениях «Свобода», «Что ни год - уменьшаются силы...», в поэме «Кому па Руси жить хорошо».

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево Ярославской губернии. Здесь прошло детство - среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал колыбелью, и рядом со знаменитой Сибиркой, или Владимиркой, о которой вспоминал: "Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства". А еще были ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской ребятней. Детские стихи семилетнего стихотворца, посвященные "любезной маменьке". Тяжелые впечатления от "безумных забав" отца, от его деспотизма. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр [в живых осталось лишь трое - двое братьев и сестра]), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника (в России до 1917 г. глава уездной полиции). Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок (Не уплаченный в срок налог, сбор) и т. п. - и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя.

На одиннадцатом году ярославская гимназия, где едва доучился до пятого класса. Чтение книг, эпиграммы на учителей и товарищей, мечты о славе... Тетрадь лирики и рукопись романа - это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов и приехал в Петербург.

Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Ф.Достоевский позднее написал о Некрасове: "Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь". Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку,

В 1832-1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 1838, против воли отца, будущий поэт уехал в Петербург поступать в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Узнав об этом, отец лишил его всякой материальной поддержки.

В 1840 году под инициалами Н.Н. вышел в свет сборник его стихотворений "Мечты и звуки" - книга подражательная, незрелая. Некрасов был огорчен неудачей и скупал экземпляры сборника, чтобы уничтожить весь тираж.

Литература постепенно становится основным делом Некрасова. Он писал водевили под псевдонимом Наум Перепельский, печатал статьи на литературные темы. Встреча с Белинским во многом определила творческий путь Некрасова. Когда в 1845 году Некрасов прочитал ему свое стихотворение "В дороге", критик, пораженный новизной и оригинальностью стихов воскликнул: "Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный!". В 1847 году Некрасов становится редактором и издателем журнала "Современник", в который он привлек лучшие литературные силы. Здесь печатались Белинский и Герцен, Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров и др. "Современник" стал трибуной русской революционной демократии и в 1866 году журнал был запрещен по высочайшему повелению. С 1868 года и вплоть до кончины Некрасов - редактор журнала "Отечественные записки".

Некрасов был сатириком и публицистом, сказочником и хроникером, фельетонистом и тончайшим лириком, эпическим бытописателем и историком. "Тишина" и "Русские женщины", "Мороз Красный нос" и "Рыцарь на час" принадлежат к лучшим образцам русской поэмы. "Кому на Руси жить хорошо" (1864-1876гг.) - исторический эпос, глубоко народный по содержанию и форме, главное эпическое полотно Некрасова. А его лирика вдохновила многих русских компазиторов. На его стихи были созданы романсы П.И.Чайковского ("Прости, не помни дней..."), А. Глазунова, М.Коваля ("Тройка"). На музыку положена М.Мусоргским "Колыбельная Еремушке", создан вокальный цикл Ф.Маслова ("Там били женщину кнутом...", "Голодная", "Соленая", "Веселая").

Некрасов провел свое детство в деревне на Волге и хорошо знал жизнь крестьян. Позже, будучи известным писателем, он часто приезжал и подолгу жил в своем имении Карабиха, ходил на охоту, беседовал с крестьянами. Знаменитую поэму «Коробейники» (напомним детям строки из этой поэмы, ставшие народной песней) он посвятил «другу-приятелю Гавриле Яковлевичу (крестьянину деревни Шоды Костромской губернии)», с которым вместе ходил на охоту «по болотинам вдвоем».

"Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!
Выди, выди в рожь высокую!
Там до ночки погожу,
А завижу черноокую -
Все товары разложу.
Цены сам платил не малые,
Не торгуйся, не скупись:
Подставляй - ка губы алые,
Ближе к милому садись!"

3. «На Волге».

? Прочитаем в учебнике «Из истории написания стихотворения "На Волге" (с. 187).

Бурла́к - наёмный рабочий в России 17- конца 19 веков, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы (Прочная, веревка, канат, к-рым бурлаки тянут судно) речное судно против течения. В 18-19 веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива(парусное речное судно, обычно плоскодонное. Расшивы передвигали против течения бурлаки со скоростью10-12 вёрст (1 066,781 метров) в сутки, а при попутном ветре они преодолевали иногда до 213 километров в сутки (200 вёрст).

Грузоподъемность расшив достигала 400-480 тонн. Расшива получила такое название, возможно, от выражения «расшить посудину», то есть придать ей определённую ширину.

На картине Репина «Бурлаки на Волге» изображена расшива.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне (расшиве) поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.

Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. В Российской империи «столицей бурлаков» с начала 19 века назвали город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества (К середине XIX столетия пришлого люда в городе бывало до 130 000 человек (при постоянном населении в 7000). Большинство из них составляли легендарные бурлаки. За мизерную плату они вручную тянули огромные суда, груженные хлебом, по матушке-Волге. Но и полученные бурлаками деньги большей частью оставались в кабаках.

В то же время на их почти каторжном труде богатело торговое Поволжье и в первую очередь - Рыбинск, заслуживший название «бурлацкой столицы». Несчастные, нашедшие себе лишь столь тяжкую работу и могучие люди, способные перетащить корабль против течения за тысячи верст - такими восприняла бурлаков русская культура. Всему миру известна «Дубинушка», которую пели бурлаки во время работы. А в Рыбинске в 1977 году был установлен памятник бурлаку (скульптор Л. Писаревский), скромный, но единственный в мире.)

4. Выразительное чтение стихотворения. (Оценки за чтение)

5. Беседа по содержанию стихотворения.

(подтверждать свои ответы цитатами из текста

- Кто начинает свой рассказ в начале стихотворения?

Мы видим, что взрослый человек рассказывает о своем детстве с высоты прожитых лет.

- Что увидел поэт, вернувшись после многих лет на родину?

- С каким чувством относился мальчик к Волге?

- Какое чувство возникает у нас, когда мы читаем историю о встрече мальчика с бурлаками? (Что читатель тоже присутствует рядом с бурлаками и слышит их разговор)

- Какое желание высказал бурлак с болезненным лицом?

- Как изображает поэт больного бурлака?

- Почему мальчик не может по-прежнему относиться к родной реке? Как изменяются его чувства?

- Рассмотрим репродукцию картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге».

+ раздаточный материал

Что мы видим на ней? Какие чувства передает нам эта картина?

Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» передает то же чувство горечи и страдания, которое испытывают бурлаки, как и стихотворение «На Волге». Зритель понимает, что к лучшей жизни привести это не может, что необходимо искать пути для изменения этого положения.

- Какие строки стихотворения Некрасова могли бы служить подписью к этой картине?

Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки...

6. Последняя часть стихотворения - размышление поэта о судьбе бурлака. До сих пор мы употребляем выражение «тянуть лямку» - оно пришло к нам из речи бурлаков.

? Прочитаем эту часть медленно, комментируя содержание стихотворных строк.

Бурлаки предстают людьми уставшими, измученными тяжелой работой. Они не видят для себя другой доли, кроме тоскливой доли раба. Спустя много лет поэт вернулся в родные места и вновь увидел бурлаков - других, но с той же покорностью в лице, таких же сумрачных и угрюмых. Некрасов с помощью риторического вопроса призывает народ не терпеть, а искать другие пути, искать выход из тяжелого положения, в первую очередь перестать мириться с собственным рабством.

- Что печалит поэта, что возмущает его?

Поэта печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Некрасов говорит своим стихотворением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Поэта возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости.

Итоги урока

Некрасов хотел сказать стихотворением, что только слепое смирение заставляет русский народ быть рабом. Поэт верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей судьбы.