Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Из опыта работы

Разделы: Русский язык


ПРОГРАММА «СВЕТОЧИ РОССИИ»

Родиться русским - слишком мало:
Им надо Быть, им надо Стать.
И.Северянин

Цель программы:

  • Развитие национального самосознания подрастающего поколения,
  • Развитие у ребят лучших качеств патриота России, сохранение преемственности поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа, приобщение к богатейшей культуре страны;
  • Нравственный идеал как совокупность человеческих ценностей: патриотизма - любви к Родине, природе, людям, уважение к её истории.

Задачи:

  • Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою Родину;
  • Заинтересовать учеников личностью того или иного деятеля нашей истории, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию - истории своего Отечества.

Критерии эффективности: достижение результата, соответствующего поставленной цели.

Ожидаемый результат: формирование у детей чувства любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, свою малую Родину.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование высоконравственной личности в духе великой культуры возможно лишь путем воспитания чувства национальной гордости, любви к родным местам, людям, кто является символами нашей страны. Программа «Светочи России» имеет благородную цель: рассказать о тех людях, которые своей жизнью, деятельностью, творчеством прославили наши Россию. Эта программа о видных государственных деятелях, полководцах, ученых, поэтах, художниках, философах, знатоках русского слова, о просветителях народа.

Данная программа поможет ребятам ориентироваться в «делах давно минувших дней», а также играет самоценную роль, восстанавливая прерванную связь времен, возвращая старые имена отечественной истории.

Сознавая всю условность критериев, по которым из великого числа деятелей русской истории, были включены в данную программу имена, кто наиболее полно и объективно отразил в своей жизни и творчестве современную ему эпоху, социальный строй, профессиональную среду.

Для верного понимания исторических лиц и дел их важно знать, как смотрели на них современники или ближайшие потомки. В этом отношении взгляд летописца, слова древнего проповедника, старинное суеверное предание, простодушное сказание современника и т.п. получают высокую цену.

Всесторонне, гармонически развитая личность попросту немыслима без достаточно полного знания сведений во всех сферах человеческой деятельности и глубокого, подчиняющего все другие - чувства патриотизма. А ведь именно оно всегда составляло основу основ мироощущения передовых людей далекого и недавнего прошлого, и всегда было фундаментом русского человека.

Пример один из основных методов воспитания личности. В качестве примера для ребят могут выступать и выступают в реальной жизни поступки (проявленные ценностные отношения) самых разных лиц. Задача программы состоит в том, чтобы, помочь юному человеку расставить ценностные акценты, предложить для осмысления прежде всего безупречные с точки зрения морали примеры.

В ряду примеров, обладающих неисчерпаемым воспитательным потенциалом для юношества, особо выделяются примеры из жизни выдающихся и великих людей. Образцы поведения великих не только помогают расширить индивидуальный опыт взрослеющего человека, но и неизбежно приводят к внутреннему диалогу благодаря пробуждению особенных чувств у тех, кто знакомится с ними.

В.Г.Белинский в свое время заметил, что «зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище: оно возвышает душу, возбуждает деятельность».

В ситуации знакомства с жизнеописанием великих и выдающихся людей на уроке и самостоятельно, ребята имеют возможность вести диалог с теми, кто является безусловным авторитетом для человечества и кто отличается таким свойством внутреннего мира, как сформировавшийся смысл жизни, определяющий весь жизненный путь личности. Для великих или выдающихся людей смыслом жизни обычно выступают общечеловеческие ценности, ставшие их собственными личностно значимыми ценностями. Для одних такой ценностью, доминирующей в содержании их смысла, оказывается служение Отечеству, для других - проникновение в непознанные ещё законы развития природы и общества, для третьих - бескорыстная помощь людям, попавшим в беду, для четвертых - укрепление и обогащение духовного начала в людях. Сообщая широкую палитру достойных образцов, возможно, ученик сможет двигаться по непростому пути личностного развития, поднимаясь к собственным нравственным вершинам.

Особенность программы «Светочи России» - его интегративный характер, вобравший в себя сведения исторические, филологии, литературы, музыки, изобразительного искусства. Занятия создают условия для разностороннего - духовного, нравственного, эстетического, умственного - развития учащихся. Рассказ учителя сочетается с сообщениями школьников, беседа сопровождается с демонстрацией картин, фотографий. Значительное место занимает творческая деятельность разного плана:

  • Письменный ответ на вопрос;
  • Сочинение;
  • Исследовательская работа;
  • Частные задачи
  • КТД и др.

Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся в течение учебного года (1 час в неделю). В течение года проводятся наблюдения за ребятами, диагностика. Предусматриваются массовые мероприятия и итоговые дела.

Требования к знаниям, умениям даны в следующих уровнях: «должен», «умеет», «узнают».

  • Учащиеся должны знать: фамилии, имена великих Россиян.
  • Уметь рассказывать о великих людях России, о знаменитых земляках.
  • Учащиеся узнают: жизнь, творчество и подвиги знаменитых людей России.

Данный учебный курс включает следующие темы:

  • Военная слава России.
  • Жизнь великих государственников.
  • Молитвенники, старцы, духовные наставники.
  • Великие художники, писатели, музыканты.
  • Великие ученые.
  • Наши знаменитые земляки.

В программу включены материалы для одного вводного и одного заключительных уроков, а также урока «Проверь себя».

Контроль будет проводиться в следующих формах:

  • Собеседование;
  • Вопросник;
  • Письменная работа;
  • Исследовательское задание;
  • Участие в конкурсах;
  • Открытое занятие.

Методы: поисковые, творческие, организационные.

Формы реализации: беседа, опрос, дискуссия, выступление, чтение и анализ текста, игра, вечер вопросов и ответов, викторина, музыкально-литературная викторина, исследования, наблюдения, словарная работа.

Результат: знание о великих людях России, развитие самостоятельности и инициативы. На уроках «Светочи России» детей приобщают к русской национальной культуре. При этом воспитание будет носить жизненно необходимую направленность; ребят учат тому, что нужно в жизни,- чувству долга и благожелательности, дружбе и взаимопониманию, твердости и силе характера, самообладанию и многому другому. В организации образовательного процесса используется разнообразный материал, учащиеся вовлекаются в поисковую, исследовательскую деятельность.

Содержание с/к «Светочи России» создает благоприятные условия для того, чтобы дать ребятам представление о национальном характере русских; о людях, прославивших Россию (О святых, полководцах, государственных мужах, учёных, деятелей культуры); о нравственных ценностях.

Отметка по итогам полугодия и года выставляется по пятибалльной системе.

Тематическое содержание