Развитие познавательных способностей детей с ОВЗ: музейная и проектная работа по краеведению

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика, Краеведение

Ключевые слова: ОВЗ


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования большое значение уделяет формированию российской гражданской идентичности обучающихся, овладению духовными ценностями и культурой многонационального народа России, условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года также говорится о необходимости формирования у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотическому воспитанию детей формированию у них российской идентичности.

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи всегда было и остается одной из главных проблем современного общества и важным направлением государственной политики России. Именно на уроках истории и обществознания большое значение уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся с интересом приходили на эти уроки, необходима тесная взаимосвязь учителя и школьников, развитие творческих и познавательных способностей обучающихся.

Огромную роль в формировании гражданского, патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания, социальной адаптации является посещение музеев, исторических мест, экскурсий по знаменательным местам Рязани и области. Именно использование краеведения способно помочь учащемуся стать настоящим гражданином своей страны.

Я работаю в коррекционной школе, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, а точнее, с тяжелой речевой патологией. Наличие нарушений устной и письменной речи препятствует социально-психологической адаптации школьников. Учащимся коррекционных школ трудно соперничать со здоровыми сверстниками, отклонения в развитии детей приводят к их выпадению из социального и культурного образовательного пространства, нарушается связь ребенка с социумом. Поэтому потребностью обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является максимальное расширение образовательного пространства, выход за пределы образовательного учреждения для расширения жизненной компетенции.

Наша школа находится в центре Рязани. Недалеко от нее расположены главные музеи нашего города. Поэтому в своей работе я стараюсь взаимодействовать с музеями города на своих уроках и во внеурочное время. Посещая музеи, ученик начинает понимать, насколько важны чувства дружбы, уважения, взаимопонимания, любви к Родине, природе, истории и героям. Особенно это важно в работе с «проблемными» детьми, имеющие серьезные проблемы в личностном развитии.

В своей работе я использую разнообразные формы взаимодействия с музеями: тематические экскурсии, музейные уроки, проведение тематических мероприятий, проектную работу с использованием материалов и экспонатов музеев. Музей является уникальной развивающей средой с огромным педагогическим потенциалом, развивающим познавательные способности школьников. Особенно хочется остановиться о работе с экспонатами школьного музея.

Одной из форм в работе с учениками стала музейная образовательная программы «По залам музея», составленная совместно с Рязанским музеем путешественников. Программа ориентирована на обучение детей основам краеведения и музейного дела, адаптацию детей с нарушениями речи, целенаправленное приобщение к совместной познавательно-созидательной деятельности школьников и музейных работников, мотивацию детей и учащейся молодежи к изучению истории нашей страны и Рязанского края через экспозиции музея. Занятия нацелены на всестороннее развитие ребенка, формирование его творческой активности, эстетических чувств и вкусов, идеалов с помощью музейных средств, развитие речевых навыков, создание условий для нравственного самовоспитания учащихся, формирование общественной активности, сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям, приобщение учащихся к духовной культуре.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с правилами посещения музея, историей музея путешественников, экспозицией музея, фондами музея, принципами и методами построения экспозиции, основными направлениями фондовой работы, режимом хранения фондов. Школьники изучают технологию разработки обзорных и тематических экскурсий, методику проведения экскурсии в музее, защищают проекты на краеведческие темы.

Программа «По залам музея» выполняет образовательную и воспитательную функцию, помогает ученику разобраться в потоке информации, учит самостоятельности, толерантному поведению, развивает коммуникативные навыки, самореализации, познанию социальных ролей. Увлекшись подготовкой проекта, даже самые пассивные из них включаются в работу с огромным желанием. Детям нужен успех. Степень успешности формирует максимальное раскрытие личностного потенциала ребенка, формирование мотивации к самореализации и личностным достижениям, активной социализации ученика.

В ОГБОУ «Школа №10» г. Рязани с 2015 года существует мемориальный музей «Н.П.Кравков - выдающийся естествоиспытатель», руководителем которого я являюсь. Школьный мемориальный музей создавался с целью увековечения памяти великого учёного, академика, знаменитого фармаколога Н.П.Кравкова и членов его семьи. Члены знаменитой научной династии Кравковых родились и провели детские годы в здании школы. Академик Н.П. Кравков - самый известный представитель старшего поколения рязанской научной династии. Он вошел в историю как основоположник отечественной школы фармакологов.

В экспозиции музея находится несколько разделов: «Детские и юношеские годы Н.П.Кравкова»,«Студенческие годы Н.П.Кравкова»,«Стажировка Н.П.Кравкова за границей», «Научная работа Н.П.Кравкова»,«Учителя и ученики Н.П.Кравкова», «Памяти академика Н.П.Кравкова», «Знаменитые родственники Н.П.Кравкова».

Наш школьный музей является центром краеведческой работы. Здесь поводятся уроки истории, ребята знакомятся с предметами быта, обычаями, праздниками Рязанского края, могут прикоснуться к старинным вещам. Ученики старших классов проводят экскурсии для младших школьников, ведут исследовательскую работу по краеведению. Традиционным в нашей школе стал фестиваль «Кравковская весна», на котором ученики нашей школы представляют свои проекты по краеведению.

Важную роль для достижения современного качества образования и воспитания играет проектная деятельность. Организация проектной деятельности помогает активизации познавательной сферы у обучающихся, успешному усвоению материала проекта и способствует психическому развитию ребенка. Проектная деятельность выполняет образовательную и воспитательную функцию, помогает ученику разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить и ни в коем случае не подорвать здоровье. Проектная деятельность, в ходе которой решается умственная задача, поддерживает и усиливает интерес к учебе. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные включаются в проект с огромным желанием. Степень успешности определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Как правило, при выборе темы проекта, ориентируюсь на интерес учащихся, памятные даты и события, историю нашего родного края - Рязанской земли. Гордиться своим краем, знать его историю - гордиться своей Родиной. Стараюсь, чтобы работа над проектом проходила не только в стенах школы, в библиотеках и за компьютером, но и сопровождалось экскурсиями, посещениями памятных мест, встречами с людьми. Большую помощь оказывают при работе над проектом родители, которые активно помогают своим детям.

Каждый проект проходит защиту, в ходе работы над проектом готовится презентация. Учащиеся расширяют знания о своем городе, Родном крае, развивают коммуникативные навыки, речь. Кроме того, стараемся итогами проекта делиться с другими учениками.

Считаю, что музейная и проектная деятельность учащихся по краеведению является наиболее эффективной формой повышения интереса учащихся к систематическому чтению, расширения кругозора учащихся, развития познавательных способностей, улучшения качества знаний, формирования навыков самостоятельной работы, развития сотрудничества, формирования патриотического воспитания, воспитания любви к своей малой Родине.

Литература

  1. Котягина Е.Н. Музейная среда как форма адаптации и развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья./Современные решения в развитии содержания и технологий образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью как условие обеспечения равных возможностей для получения качественного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 2 ноября 2017 г./ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области; Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; под общ. ред. С.В.Соловьевой. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017, стр. 218- 220.
  2. Котягина Е.Н. Реализация деятельностного подхода через использование информационных и коммуникационных технологий./Актуальные практики образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья: опыт настоящего, взгляд в будущее: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 2 ноября 2016 г. / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра методологии и методики образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, оставшихся без попечения родителей; под общ. ред. С.В.Соловьевой. - Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2016, стр.172-173.
  3. Котягина Е.Н. Взаимодействие с музеями Рязани как средство гражданско-патриотического воспитания /Молодежь. Семья. Общество: Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции - Москва - Рязань: ОАНО ВО «МПСУ», 25 мая 2017, стр.15-17.
  4. Котягина Е.Н. Реализация музейной образовательной программы «По залам музея» как средство гражданско - патриотического воспитания учащихся с ОВЗ./ «Модернизация образования: научные достижения, отечественный и зарубежный опыт», Материалы ХХV Рязанских педагогических чтений 23-24 марта 2018 года - Рязань, РГУ,2018,т.1, стр.326 - 328.
  5. Школьный музей «Н.П.Кравков - выдающийся естествоиспытатель» ОГБОУ "Школа №10" г. Рязани/ https://vk.com/public202396305 (дата обращения 15.01.2022).