Н.Носов "Весёлое чтение"

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: Н.Носов, Н.Носов «Весёлое чтение»


Цель: привлечение учащихся к книге и чтению как важным фактором сохранения и развития отечественной культуры, а также развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного произведения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с лучшими образцами художественной литературы.
  • Показать красоту русского языка.
  • Научиться сопереживать героям и событиям произведений.
  • Развивать творческие способности.

Оформление:

  • Оформление рисунков и макетов к произведениям прочитанных книг ребятами.
  • Оформление костюмов к театрализованному выступлению.
  • Оформление ответов на вопросы викторины.
  • Создание презентации.

Ход мероприятия

«Весёлая семейка»

1 ВЕДУЩАЯ: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о необыкновенном человеке, о талантливом писателе. Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он - автор знаменитого Незнайки, а зовут его Николай Николаевич Носов.

Большой и нелегкий путь про­шел этот человек, прежде чем стать писателем.

2 ВЕДУЩАЯ: Родился он 23 ноября 1908 года в городе Киеве в семье киноартиста. Коля Носов был таким же, как и все мальчики его возраста, но его отличала неистощимая любознательность и богатая фантазия. Четырехлетнего Колю смешил старый диван, который старался быть похожим на кресла, окна в темной комнате казались ему таинственными, пугающими лицами, Коля подмечал не только то, что веселит и пробуждает фантазию. Он умел разглядеть в людях их лучшие качества и бывал так рад встрече с очередным хорошим человеком.

1 ВЕДУЩАЯ: В гимназии, где учился Коля, педагоги очень строго держались с учениками. Однажды Коля нечаянно столкнулся в дверях с выходящим учителем. Ожидая неминуемой кары, мальчик на протяжении всего урока вглядывался в каждое движение учителя: что он задумал, как решил отомстить. Но кары не последовало, и в Колину голову внезапно закралось подозрение, что Петр Эдуардович (так звали учителя) просто добрый человек.

2 ВЕДУЩАЯ: Если вы читали книжки о Незнайке, то, наверное, помните, с какими подробностями рассказывает Носов о великом множестве разных профессий. Дело в том, что многие из них Николай Николаевич опробовал еще в отрочестве. Сначала он увлекался музыкой и мечтал стать знаменитым скрипачом, а позднее увлекся химией и стал мечтать о карьере выдающегося ученого.

1 ВЕДУЩАЯ: В 19 лет он поступил в Киевский художествен­ный институт, а через два года перевелся в Московский государственный институт кинематографии. Больше двадцати лет Н.Н.Носов проработал кинорежиссером и художником-мультипликатором.

По словам самого писателя, он пришел в литературу случайно - нужно было сочинять сказки и забавные рассказы для сына и его приятелей-дошкольников. К 1950-м г, Носов стал уже хорошо узнаваем как автор веселых расска­зов для детей. Однако он продолжал работать в кинематографии и не собирался менять профессию.

2 ВЕДУЩАЯ: В 1952 г. коллектив «Нового мира» выдвинул повесть «Витя Малеев в школе и дома» на соискание Государственной премии СССР. После вручения премии Носов оставил кино и занялся литературой как профессионал. Помимо известных детских рассказов и повестей, трилогии о Незнайке, Носов написал замечательные повести, основанные на автобиографическом материале «На дне колодца» и «Повесть о моем друге Игоре».

1 ВЕДУЩАЯ: Большой и нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем стать писателем. И мы с вами сегодня в этом убедимся.

ПЕРВЫЙ МАЛЬЧИК:

К нам сюда скорее просим,
Подходи, честной народ!
Вы улыбки приготовьте,
Всех нас праздник наш зовет!

ВТОРОЙ МАЛЬЧИК:

Носов - детских книг творец.
Ну, какой он молодец
Столько книг смешных, чудесных,
Написать он нам успел.
Доброту, и смех, и юмор,
Показать всем нам хотел!

ДЕВОЧКА:

Кто не слышал про Незнайку,
И про всех его друзей?
Эту книжку, вы, ребята,
Прочитайте поскорей!

ТРЕТИЙ МАЛЬЧИК:

Мы сегодня поиграем,
И героев угадаем.
Посмотрите хорошо,
И скажите: кто есть кто?

Четвёртый

Начинаем, начинаем
Представление свое.
Мы все роли в нем сыграем,
И станцуем, и споем.

Пятый

И того, кто с книжкой дружит.
Кто танцует и поет.
Обязательно закружит,
Наших книжек хоровод.

Шестой

Приходите, приходите.
Вы к нам в гости все опять.
Поглядите, поглядите,
Как мы будем выступать.
И того, кто с книжкой дружит,
Кто танцует и поет,
Обязательно закружит
Наших книжек хоровод.

Ведущая 1: Ребята, а сейчас у нас начинается необычная викторина. Вы увидите несколько инсценированных отрывков из произведений
Н.Носова. Вам нужно угадать, что это за произведение и назвать главных его героев.

Показ сценок из произведений

Ведущая 2: В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли, потому что они были очень маленькие.

Каждый коротышка был с небольшой огурец. В городе у них было чень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, бульвар Васильков, аллея Ромашек. А сам город назывался Цветочным. Он стоял на берегу ручья. Этот ручей коротышки называли Огурцовой рекой, потому что по берегам ручья росло много огурцов.

Ведущая 1: В одном домике на улице Колокольчиков жило 16 малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. А знал много, потому что читал разные книги. В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком. Жил еще в этом доме охотник Пулька, художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши. Но самым известным среди них был малыш по имени Незнайка.

Представление начинается. С вами хотят подружиться герои. Цветочного города. Встречайте их.

Незнайка:

Дорогие ребятишки.
Вы читаете все книжки.
И поэтому сейчас
Вы меня узнали в раз.
Я, Незнайка, к вам пришел
И друзей своих привел.
Все мы любим веселиться,
И на улице резвиться.
Любим петь и рисовать,
Любим книжечки читать.
С вами мы хотим ужиться,
И надолго подружиться.
Я, - Незнайка, я - Незнайка.
Вы попробуйте, узнайте!
Почему меня вокруг,
Все Незнайкою зовут?

Тюбик:

А я - художник Тюбик,
Меня ребята любят,
И мы гордимся с ними
Рисунками своими.

Винтик:

Механик Винтик я зовусь,
И этим именем горжусь.
Не утверждайте-ка, друзья,
Что обойдетесь без меня.

Шпунтик:

Помощник Шпунтик!
Звучит красиво!
Помощник Шпунтик!
Просто диво!
Успеет тут, поможет там,
И не дает покоя вам...

Гусля:

Музыкант Гусля.
Стоит перед вами,
А какой я музыкант,
Вы судите сами.

Пилюлькин:

Доктор Пилюлькин.
Лечит всех он с люльки.
Беспокоится о вас,
Не спускает с вас он глаз.

Пулька:

Меня Пулькою зовут,
Бывалый я охотник,
Пропадаю часто я,
С ружьем на болоте

Знайка:

Я горжусь тем, что я Знайка!
Знаю, скажете - зазнайка,
Говорите, не боюсь,
Но в жизни я всего добьюсь

Ведущий: Малыши Цветочного города любят петь песенки, у них всегда весело. Любимая песенка малышей - коротышей «В траве сидел кузнечик».

И сейчас предлагаю всем вместе её спеть.

Конкурс «Бюро находок»

  • Пилюлькин - термометр.
  • Винтик - гаечный ключ.
  • Незнайка - пёстрый галстук.
  • Тюбик - кисточку.
  • Пулька - охотничий патрон
  • Знайка - очки.

Конкурс: «Из какого произведения эти предметы»

  • Шляпа - «Живая шляпа»
  • Мешочек с гречневой кашей - «Мишкина каша»
  • Веточка рябины - «Тук-тук-тук»
  • Два огурца - «огурцы»
  • Детский телефон - «Телефон»
  • Черная тушь. «клякса»

Ведущая 1: А сейчас начинается парад книг Н.Носова, к которым рисунки учащиеся создавали сами.

Выходят несколько читателей, в руках каждого из них нарисованный макет книги большого размера. Они выстраиваются в один ряд и представляют каждый свою книгу:

Н.Носов. «Веселая семейка»

Что же это за веселая семейка? И кто в ней живет? Об этом вы узнаете, когда прочтете эту книгу.

Н. Носов. «Фантазеры»

Вам акула голову не откусывала? А на Луне вы бывали? Нет? Тогда вы не фантазеры! А вот Мишутка со Стасиком проделывали это сотни раз. С ними вы познакомитесь в этой книге.

Н.Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»

Кто еще не успел познакомиться с коротышками из Цветочного города, где живет Незнайка, спешите прочитать эту книжку!

Н. Носов. «Незнайка в Солнечном городе»

О дальнейших приключениях Незнайки в Солнечном городе вы узнаете из этой книжки.

Н.Носов. «Незнайка на Луне»

С Незнайкой не заскучаешь даже на далекой Луне. Какие же невероятные приключения там с ним произошли? Прочтите и узнаете!

Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»

Главный герой рассказа - пес Барбос возомнил себя хозяином квартиры. Что же из этого вышло, вы узнаете, если прочтете эту интересную книгу.

Н.Носов. «Мишкина каша»

Непоседа Мишка и его друг Колька никак не могут справиться с неукротимой кашей, которая лезет и лезет из кастрюли. Кто же им помог? О разных приключениях этих мальчишек рассказывает эта веселая книга.

Н.Носов. «Витя Малеев в школе и дома»

Повесть о школьной жизни Вити Малеева и его одноклассников. Книга удостоена Государственной премии СССР.

После представления книг исполняется «Песенка юных читателем», муз. А.Островского, слова С.Михалкова.

ВИКТОРИНА

1. На какой улице жили коротышки в Цветочном городе?

  1. Незабудок.
  2. Колокольчиков.
  3. Одуванчиков.

2 Малыши и малышки очень любил музыку, а Гусля был замечательным музыкантом. Он играл на музыкальных инструментах.
Незнайка ему завидовал. Какой музыкальный инструмент предложил Незнайке Гусля

  1. Барабан
  2. балалайку
  3. Гармошку.

3. После того» как никто не захотел слушать Незнайкину музыку, Он решил сделаться художником? Кто первым проснулся и увидел на стене свой портрет?

  1. Пончик
  2. Торопышка
  3. Доктор Пилюлькин

4. Художника из Незнайки не получилось, и он задумал сделаться поэтом и сочинять стихи. Сумел ли его учитель Цветик подобрать рифму к слову "пакля"?

  1. Нет.
  2. Да.

5. Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить. Целый месяц они пилили, строгали, клепали, паяли и никому ничего не показывали. Что они мастерили?

  1. Пылесос.
  2. Автомобиль.
  3. Воздушный шар.

6. Сколько дней Знайка со своими друзьями делал воздушный шар?

  1. Пять дней.
  2. Неделю.
  3. Десять дней.

7. Синеглазка привела Незнайку на кухню. Там был умывальник. Рядом на гвозде висело полотенце, а на полочке лежали мыло и
зубной порошок. Но Незнайка сказал, что терпеть не может зубной порошок, потому что он...

  1. Горький.
  2. Безвкусный.
  3. Невкусный.

8. Через реку вел узенький мостик, похожий на длинный половичок, протянутый с одного берега реки на другой. Он был сделан из какой-то толстой и прочной материи. Из чего был сделан мост?

  1. Из прутьев.
  2. Из стеблей льна.
  3. Из коры березы.

9. Малышки стали уважать Незнайку и говорили, что он совсем неплохой коротыш. Остальным малышам, конечно, было завидно, что хвалят Незнайку, и они тоже стали защищать малышек в Цветочном городе. С кем из малышек подружился Незнайка?

  1. С Медуницей.
  2. С Кнопочкой.
  3. С Селедочкой.

10. Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»?

  1. Васька
  2. Машка.
  3. Мурка

11. Почему вороны всю ночь стучали по крыше? (Клевали прошлогодние ягоды рябины)

  1. Тук-тук-тук.
  2. Огурцы.
  3. Заплатка.

12. Какого цвета и величины была заплатка на штанах у Бобки?

  1. Заплатка, зелёная
  2. Дружок
  3. Федина задача.

Праздник заканчивается песней «Сюрприз»

Я советую, друзья:
«Книги Носова берите!
Не пожадничайте дня -
Озорной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В детство унесетесь».

Подводится итог викторины, конкурса рисунков и награждение участников викторины.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по книгам Н.Носова. Конечно, за такой короткий период времени невозможно вспомнить все книги, которые он написал. С ними вы можете познакомиться самостоятельно. Они ждут вас на полках в библиотеках. Счастливых вам встреч с героями Н.Носова. До свидания.

Список литературы

  1. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 240с.
  2. Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках: Вып. 3. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 256 с.
  3. Весёлая семейка Николая Носова.// Читаем, учимся, играем. 1999. №2. C 10-13.
  4. От улыбки хмурый день светлей, // Читаем, учимся, играем. 2007. №1. С.32-37.