Ранняя игровая коррекция у детей дошкольного возраста с ОВЗ в процессе сенсорной интеграции

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Дошкольное образовательное учреждение первое из всех учреждений оказывает помощь ребенку с ОВЗ и его семье в социализации и интеграции. Необходимо актуализировать удачные инклюзивные практики, чтобы направить усилия ДОУ и семьи ребенка с ОВЗ на гармонизацию единого социального пространства его жизни. Решая задачи сенсорной интеграции с ОВЗ в сотрудничестве со всеми специалистами ДОУ, прежде всего необходимо развивать мотивацию педагогов и родителей в вопросах понимания и принятия особых условий развития таких детей. Сенсорная интеграция детей с ОВЗ является перспективной формой работы любого дошкольного учреждения.

Цель: развитие высших психических функций и их интеграция в общую структурно-функциональную модель мозга через стимулирование сенсорного развития детей и компенсацию их сенсорных впечатлений.

Задачи:

  • Образовательные: закрепление представления о красном цвете, обучение использованию в речи прилагательных красный, красная, красное, красные, согласованию их с существительным в роде, числе, падеже. Закрепление дифференциации желтого, зеленого и красного цветов.
  • Коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового и зрительного внимания, мелкой моторики, артикуляционной моторики, координации слова с движением.
  • Воспитательные: формирование доброжелательных отношений между детьми, воспитание бережного отношения к природе, элементов творчества.

Предварительная работа: знакомство с красным цветом, упражнения на узнавание и соотнесение основных цветов, изготовление ваз из материала разной фактуры, конструктивная деятельность (выкладывание замка из кубиков).

Оборудование: зеленая ткань; дидактическое пособие «Собери яблоки»; шесть ведерок, условные обозначения - цветные кляксы желтого, зеленого и красного цвета; CD-проигрыватель и CD с записью с жужжания насекомых, музыкальной композиции «Урожайная», сенсорная дорожка для ног красного цвета; квадраты желтого, красного и зеленого цвета различной фактуры; два квадратных сортера; мольберт, иллюстрация к сказке, плоскостные вазы, цветы из бумаги, клей, салфетки.

Ход занятия

1. Организация занятия. Игра «Собери яблоки» (развитие тонкой моторики, ловкости)

Педагог-психолог выставляет на столе, оформленный зеленой тканью, объемные изображения шести яблонь. На каждой яблоне с помощью крючков закреплены яблоки трех цветов желтый, зеленый, красный. Стоят три ведерка одинакового цвета. Возле каждого ведерка прикреплено условное обозначение - цветная клякса, указывающая какого цвета в это ведерко нужно собирать яблоки.

Педагог-психолог. Мы с вами попали в яблоневый сад. Что вы видите в саду?

Дети. Деревья.

Педагог-психолог. Это яблони. А что висит на яблонях?

Дети. Желтые, зеленые, красные яблоки.

Педагог-психолог. Чтоб попасть в сказку, вы должны собрать красные яблоки в ведерки с красным условным обозначением, а зеленые взеленый, так же желтые яблоки. Покажите какие вы ловкие, придерживайте ветви деревьев, аккуратно обрывайте, ветви не ломайте.

Дети собирают яблоки и складывают в ведерки. Звучит музыкальное сопровождение, песня «Урожайная».

Педагог-психолог. Молодцы! Вы очень быстро собрали яблоки, и мы сразу же оказались на волшебной красной дорожке.

2. Сенсорная тропа для ног (развитие зрительно-моторной координации; тактильной чувствительности)

На полу разложена сенсорная дорожка для ног красного цвета и квадраты различной фактуры, по обе стороны от дорожки лежат квадраты «Сортеры», рядом фигуры к ним.

Педагог-психолог. Чтоб попасть нам в сказку, нужно пройти по красной тропе и отремонтировать дорожную плитку, вложить сломанные камни.

Дети идут и ремонтируют плитку, вставляя фигуры.
Педагог-психолог предлагает детям пройти в групповую комнату под запись с жужжанием насекомых.

3. Артикуляционная гимнастика

(Развитие артикуляционного праксиса. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада при произнесении шипящих звуков.)

Детей встречает логопед с игрушкой божьей коровки.

- Мы рады вас видеть. Проходите на нашу полянку (на столе лежат зеркала около красных цветов.) Зеркало в руки возьмите, язычок вверх поднимите и вместе с нами пожужжите (правильно произносят звук Ж.) С веселым язычком играем, упражнения правильно выполняем.

  • «Квадратик» - сомкнуть зубы, губы округлены в форме квадратика.
  • «Блинчик» - язык широкий, на нижней губе (счёт до 5).
  • «Чашечка» - рот открыт, передний и боковые края широкого языка подняты.
  • «Лошадка» - присосать язык к нёбу, щелкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
  • «Грибок» - присосать язык к нёбу до предела, растянув уздечку; улыбка; расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна.

Логопед предлагает детям положить зеркала на стол и приглашает присесть на стульчики, а затем выразительно рассказывает сказку.

4. Рассказывание логопедом «Красной сказки»

(Сенсорная интеграция: развитие слухового восприятия и внимания, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания.)

Красная сказка

Утром Аришку разбудила мама:

- Вставай, дочка. КРАСНОЕ солнышко уже давно по небу гуляет.

Аришка вылезла из-под одеяла и подошла к окну. В небе сияло КРАСНОЕ солнце. Аришка надела КРАСНОЕ платьице и КРАСНЫЕ босоножки и вышла на крылечко. Ей показалось, что она сразу же попала в КРАСНУЮ сказку.

За ночь около крыльца расцвели КРАСНЫЕ розы, а на грядке у забора наконец-то созрела КРАСНАЯ земляника. Аришка подбежала к грядке и вдруг услышала:

- Здравствуй!

Девочка наклонилась и увидела на одном из кустиков земляники КРАСНУЮ божью коровку.

- Здравствуй, божья коровка. Почему сегодня все такое КРАСНОЕ? - спросила она.

- Потому что стоит лето, - ответила божья коровка.

- А разве лето - КРАСНОЕ время года? - удивленно спросила Аришка.

- Конечно. Посмотри, сколько КРАСНЫХ цветов в саду, на деревьях КРАСНЫЕ вишни, в теплице КРАСНЫЕ помидоры и перец, - уверенно сказала божья коровка.

- Да, лето - КРАСНОЕ время года, согласилась девочка.

И как раз в это время мама позвала ее завтракать.

5. Подвижная и пальчиковая игры «Божья коровка» (развитие общей и пальцевой моторики)

Девочки и мальчики,
Приготовьте пальчики.
Вместе с божьею коровкой
Мы гулять пойдем.
Эй, дружок,
Становись скорей в кружок.
Вокруг себя ребята покружились
И в божьих коровок тотчас превратились.

По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец - это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)
Божьи коровки, покажите ваши головки,
носики, ротики, крылышки - ручки, ножки, животики. показывают названные части тела
Божьи коровки, поверните направо головки. повороты головы вправо
Божьи коровки, поверните налево головки. повороты головы влево
Ножками притопните, топают ногами
Крылышками хлопните .хлопают руками
Друг к другу повернитесь
И мило улыбнитесь. поворачиваются и улыбаются друг другу
Божьи коровки полетели,
И на стульчики присели.

6. Беседа по «Красной сказке»

(Развитие диалогической речи. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже).)

Логопед предлагает детям сесть перед мольбертом.

Логопед. Я надеюсь, что вы внимательно слушали сказку и теперь ответите на все мои вопросы. Как называется новая сказка?

Дети. «Красная сказка».

Логопед. Вы догадались, почему она так называется?

Дети. В этой сказке все красное.

Логопед. Перечислите, что в этой сказке красное.

Дети.Красное платьице, красные босоножки, красные розы, красная земляника, краснаябожья коровка, красные вишни, красные помидоры, красныйперец.

Логопед. Вы хорошо ответили на мои вопросы. Молодцы!

7. Игра «Разноцветные вазы»

(формирование умения детей различать и называть основные цвета (желтый, красный, зелёный), группировать цветы по цвету, находить вазы по цвету цветов).

Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались на полянке, посмотрите, какие цветы выросли на ней. Ответы детей

Воспитатель: Сейчас давайте с вами соберём цветочки и поставим их в вазы тех же цветов, что и цветочки: красные цветы поставим в красную вазу, жёлтые в жёлтую вазу и зелёные в зелёную. Для этого нам необходимо взять цветок, намазать его клеем и приклеить в нужную вазу (дети под музыку выполняют задание)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у нас получилось, какие красивые вазы с цветами. Какие цветы у нас стоят в красной вазе?

Дети: Красные цветы

Воспитатель: а какие цветы у нас стоят в жёлтой вазе?

Дети: Жёлтые цветы

Воспитатель: я какие цветы у нас стоят в зелёной вазе?

Дети: Зелёные цветы.

Воспитатель: Какие - молодцы, вы замечательно выполнили задание!

Мы в красной сказке побывали,
Много нового узнали,
Но пора уже прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Желаю счастья и добра,
До свиданья детвора!