Конспект урока по истории в 6-м классе "Обобщение по теме "Древняя Русь в IX – первой половине XII веков"

Разделы: История и обществознание, Коррекционная педагогика

Класс: 6


Цель: повторить, обобщить, систематизировать, закрепить имеющиеся у обучающихся знания по теме «Древняя Русь в IX- первой половине XII веков».

Задачи:

  • закрепить знание основных дат и понятий, исторических личностей;
  • систематизировать исторический материал о Древней Руси, выяснить уровень знания материала и степень его усвоения обучающимися, воспитанниками;
  • проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат;
  • развивать правильность употребления языковых средств и понимания значений слов как условие развития словесно-логического мышления и воображения;
  • развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, синтез, обобщение, кратко и долговременную память, словесную память через воспроизведение учебного материала на уроке;
  • совершенствовать навыки речевого общения на уроках истории;
  • способствовать воспитанию у обучающихся, воспитанников интереса к истории нашей страны, любовь и уважение к прошлому нашего народа.

Планируемые результаты:

Предметные: Обобщение и систематизация материала, изученного в главе Русь в IX - первой половине XII века.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
  • Поиск и устранение причин возникших трудностей.

Познавательные:

  • Поиск и выделение необходимой информации.
  • Осмысление прочитанного.
  • Извлечение необходимой информации.
  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении поблеем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

  • Использование речевых средств, для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, умение выделять главное, ориентироваться в информационном потоке.
  • Уметь полно и точно выражать свои мысли.

Личностные УУД:

  • Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимание необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов.

Тип урока: урок развивающего контроля.

Оборудование: мультимедийная презентация, контурные карты, атлас, индивидуальные карточки, генеалогическое древо.

Словарь: дань, урок, полюдье, погост, князь, вотчина.

Ход урока

Основное содержание

Ответы детей

Виды работ

Номер слайда

Организационный момент.
- Здравствуйте.
- Садитесь. Какое сегодня число? Какой урок сейчас будет?
Сегодня дежурный звук - д -

Сегодня …
Сейчас будет урок истории.
Сегодня дежурный звук

Речевая зарядка
Д
ада -адо - аду
дра - дро - дру -дре
дре - древляне
дре - древняя
Древняя Русь
В Древней Руси древляне платили дань Киеву.

Коллективное чтение.
Индивидуальная работа с учащимися.
Отработка дежурного звука.

3

Мотивация к учебной деятельности.
- Историю какого государства мы изучаем?
Мы изучаем историю Руси. Киевской Руси.
- События какого века мы закончили изучать?
- Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
Итак, тема нашего урока «Обобщение по теме «Древняя Русь в IX - первой половине XII века».Сегодня у нас с вами будет необычный урок, он будет в форме игры.
9-12 века.
повторять, обобщать
4
- Какие вопросы в себе содержит в себе эпиграф?
«Откуда есть пошла русская земля, кто стал в Киеве первый княжить, и как русская земля стала развиваться…»
(Нестор)
1. Откуда есть пошла русская земля?
2. Кто стал первый в Киеве княжить?
3. И как русская земля стала развиваться?
Работа с эпиграфом
5

Нам с вами предстоит разделиться на две команды. Каждая команда получает оценочный лист с заданиями. За каждый конкурс капитан команды будет проставлять баллы в оценочные листы. В конце урока капитаны команд подведут итоги и оценят результаты работы каждого ученика в целом.

Объяснение правил игры

6

Операционный/ организация познавательной деятельности по решению учебной задачи/
1 конкурс. Работа с контурной картой (домашнее задание)
- отметьте на карте границу Киевской Руси в XII веке;
- подпишите названия двух крупнейших городов Киевской Руси.

Работа по индивидуальным карточкам
Работа в группе.
7, 8
2 конкурс. Генеалогическое древо
- распределите князей по времени их правления на Руси.
Составление генеалогического древа на доске 9

3 конкурс. Исторические личности
- О ком идёт речь?
1. В 945 году князь _______ отправился собирать дань с древлян. Он решил собрать дань дважды, за что был убит.

2. ___________ долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей.

3. В 862 г. власть над Новгородом и его окрестностями перешла к варяжскому предводителю __________. Он стал основоположником первой правящей династии на Руси. Всех его потомков стали звать Рюриковичами.

4. Жестоко отмстила древлянам за смерть мужа. Сожгла Искоростень хитростью собрав с каждого двора по три голубя, да по 3 воробья.

5. Он принял «Русскую правду» - первый свод законов на Руси.
В народе его называли ___________ Мудрый.

1. Игорь

2. Владимир

3. Рюрик

4. Ольга

5. Ярослав

10-15

4 конкурс. Работа с датами

- Соотнесите дату и событие.

862

882

945

980

988

Образование Древнерусского государства.

Крещение Руси.

Языческая реформа князя Владимира.

Начало правления Рюрика.

Восстание древлян. Смерть князя Игоря.

16-19

5 конкурс. Занятия славян.
ЗМЕЕЛДЕИЕ
ХТООА
РБОВТЫОЛСВО
БТНЧОРИЕТСВО

20-25

6 конкурс. Словарь

- объезд князей с дружиной подвластных земель, племен для сбора дани;
- места для сбора дани;
- размер дани;
- глава государства на Руси;
- государственный налог;
- наследственные земельные держания (переходящие от отца к детям).

26
7 конкурс. Найдите ошибки в тексте
Жили восточные славяне родовыми общинами, а затем соседскими. Главным занятием славян было бортничество. Первым киевским князем был варяг Владимир. Княжили в древней Руси и женщины - это Ольга и Анна Ярославна. Много хорошего было сделано князьями. Например, Ярослав Мудрый окрестил Русь.
8 конкурс
(При наличии времени тест)
27-28

Итог урока.
Какую тему мы сегодня изучали?
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Как мы работали на уроке?

Отчёт о проделанной работе. Оценка работы команды капитанами команд.

29-30

Домашнее задание. нет