Урок по теме «Вода – это жизнь»

Разделы: Биология, Экология

Класс: 9


Предлагаемый урок можно проводить при изучении темы «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» в 9 классе (программа С.Г.Сонина, В.Б.Захарова «Общая биология»).

Цели урока:

  • Систематизировать знания о значении воды, распространении ее в природе, причинах уменьшения чистой пресной воды, основными загрязнителями, источниками загрязнений, методами очистки.
  • Выяснить способы экономии воды.
  • Содействовать формированию основных мировоззренческих идей через познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.
  • Воспитывать умения работать самостоятельно с применением само- и взаимоконтроля.
  • Показать связь изучаемой темы с жизнью.

Формы деятельности: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся, работа с ПК.

Средства обучения: мультимедиапроектор, ПК.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1. Анализ учебной информации.
  2. Раскрытие межпредметных связей между химией, биологией, географией, русским языком.
  3. Выдвижение гипотез, «мозговой штурм».
  4. Использования цифровых образовательных ресурсов:

Ожидаемые результаты обучения:

В результате изучения данной темы учащиеся:

  • Углубляют знания о строении, свойствах и значении воды на Земле, о распространенности воды в природе
  • Приобретают умение объяснить причину опасности загрязнения воды .
  • Приобретают навыки исследовательской работы.

Ход урока

1. Оргмомент

«Песенка водовоза из к/ф «Волга-Волга», сообщение темы, определение совместно с учащимися цели и задач урока.

Вступительное слово учителя.

Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.

Сегодня на уроке мы говорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и о новых интересных открытиях ученых, о правильном использовании, охране воды и способах очистки.

(Запись темы урока в тетрадях учащихся).

2. Актуализация знаний

Демонстрация презентации, беседа.

Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные потоки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличие воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия.

Существует пословица: Вода - кровь земли. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода,
И кажется сказкою это,
А в сущности просто вода…

Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда, -
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, - это вода.

Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.

Запасы пресной воды составляют 400 тыс. км3.

3. Первичное изучение и закрепление нового материала

Демонстрация презентации, беседа по вопросам, записанным на доске.

  1. Содержание воды на Земле.
  2. Значение воды в природе и жизни человека.
  3. Охрана водных ресурсов. Изменяется ли количество пресной воды на планете? Почему же мы говорим тогда о нехватке пресной воды? Что вам известно о загрязнении воды? Каковы методы очистки воды?

1.1. Содержание воды на Земле.

Вопрос: Сколько же на нашей планете воды?

98 % находится в океанах и морях, 2 % пресной воды на суше - это не так много, почему же она не убывает?

2.1. Значение воды. (Просмотр видеофрагмента из видеофильма «Вода», беседа)

Вопрос: Какое значение имеет вода для организма человека, для растений и животных?

Водный обмен является важной составной частью общего обмена веществ живых организмов, в том числе и человека. При потере организмом человека даже 6-8% влаги сверх обычной нормы повышается температура тела, краснеет кожа, учащается сердцебиение и дыхание, появляется мышечная слабость и головокружение, головная боль. Потеря 10% воды может привести к необратимым изменениям в организме, 15-20% приводит к смерти, поскольку кровь настолько густеет, что с ее перекачкой не справляется сердце. Таким образом, если без пищи человек может прожить около месяца, то без воды - всего лишь несколько суток. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 80% заболеваний в мире вызваны низким качеством воды.

Вопрос: Какова роль воды в формировании растительного и животного мира? (работа в группах)

(среда обит. для растений и животных: рыбы, моллюски, раки и т.д.)

Вопрос: Роль воды для человека! Чем отличается вода организма человека от обычной воды?

Эта вода отличается от обычной наличием различных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности. Примерно около 4,5 л этой воды входит в состав крови (плазмы). Вода служит также проводником тепла по организму. Вода - хороший растворитель. Количество воды в крови всегда остается постоянным.

Вопрос: Можно ли отождествлять понятия "дистиллированная вода" и "пресная вода"? А «дождевая вода?» Почему? Можно ли использовать дистиллированную воду для питья? Почему?

Нельзя отождествлять пресную и дистиллированную воду, так как дистиллированная вода не имеет минеральных веществ необходимых для нормальной жизнедеятельности, поэтому нельзя использовать дистиллированную воду для питья.

3.3. Охрана водных ресурсов. (сообщение учащегося, презентация, обсуждение ситуаций, «мозговой штурм»)

Вопрос: Изменяется ли количество пресной воды на планете?

Нет, т.к. существует круговорот воды, осуществляемый в основном за счет энергии Солнца, хотя и организмы оказывают на него воздействие. Наличие круговорота основано на том, что с поверхности океана испаряется больше воды, чем выпадает над океанами в виде осадков. "Лишняя" испарившаяся вода переносится в виде осадков над сушей и поступает обратно в океаны с поверхностным речным стоком и через грунтовые воды.

Вопрос: Почему же мы говорим тогда о нехватке пресной воды?

Причины недостатка питьевой воды (сообщение учащегося)

22 марта объявлен Всемирным Днем Воды. Этот день отмечают потому что, вода все чаще требует защиты!

Вопрос:

  1. Что вам известно о загрязнении воды?
  2. Считаете ли вы эту проблему важной?
  3. Каковы источники загрязнения? (сообщение учащегося, заполнение таблицы с последующей проверкой)

Вопрос: Каковы методы очистки воды? (сообщение учащегося)

Учитель: представьте себе следующую ситуацию:

Ситуация

Вы отправились в кругосветное путешествие и оказались одни на корабле среди бесконечного океана. У вас кончилась питьевая вода, за бортом только соленая. Можно ли из нее сделать пресную?

3.4. Мероприятия по охране воды (Презентация)

- Учащиеся должны оценить количество воды, употребляемое ими во время еды, умывания, посещения туалета, купания, уборки, стирки. На основании данных строят график:

Так как вода используется всеми членами семьи для стирки, мытья посуды и других бытовых нужд, можно умножить используемое количество воды на количество членов семьи.

- Пути экономии воды в быту («мозговой штурм»)

4. Рефлексия

Учитель возвращает к целям и задачам: что выполнили, что не получилось и почему.

5. Домашнее задание

Варианты творческих заданий:

  1. Подготовить сообщение на тему «Вода имеет память».
  2. Подготовить рекламную продукцию по водосбережению, охране воды.