Значение здоровьесберегающего образования

Разделы: Русский язык


Призвание человеческой мысли заключается в том, чтобы жить в атмосфере вечного слова, творящего мир и быть орудием его откровения.
Е.Н.Трубецкой

В современной лингвистике язык понимается как когнитивная активность и духовная энергия человека, в связи с этим можно выделить два основных направления, в рамках которых происходит осмысление понятия «концепт»: когнитивное и концептуально-культурологическое. В первом случае концепт интерпретируется как ментальное образование, своеобразный фокус знаний о мире, когнитивная структура, включающая разносубстратные единицы оперативного сознания, объективирующиеся через языковые средства того или иного языка (З.Д.Попова и др.). В концептуально-культурологическом направлении концепт понимается как ментальная сущность, несущая на себе отпечаток определённой культуры, а совокупность концептов образует упорядоченную концептосферу того или иного народа.

Когнитивное и концептуально-культурологическое направления носят интердисциплинарный характер, и исследование концепта осуществляется на стыке целого ряда гуманитарных отраслей знания (лингвистика, литературоведение, философия, психология, этнолингвистика, культурология.)

Лингвисты исследуют концепты языка, исходя из разных подходов. Психолингвистическая трактовка определяет концепт как объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания. С психолингвистической точки зрения подчёркивает индивидуальную природу концепта - «многомерной симультанной структуры. Концепт - это достояние индивида» (А.А.Залевская).

Привлекательность изучения концептов доброта, любовь, здоровье, жизнь и составляющих их единиц на определённом этапе развития языка определяются его компонентным богатством и связью с культурологической концептосферой. Будучи категорией, составляющей основу языкового сознания, эти концепты являются универсалией, которая обусловлена общими закономерностями отражения картины мира в сознании людей.

Доброта, любовь, здоровье жизнь как ключевые единицы русской языковой картины мира - это ментальные феномены, глобальные семантические единицы, существующие в индивидуальном сознании в виде определённой структуры, в которую включены комплексы признаков предметов или явлений, обозначенных этими понятиями, образованные на различных основаниях и отражающие субъективное понимание этих концептов отдельной личностью. Эти ментальные феномены отражают не только понимание отдельных слов, но и являются ключевыми единицами, в которых отображается ведущий способ познания мира индивидом. Семантика, культурные коннотации и устойчивость мотивационных моделей позволяют утверждать, что смысл концептов доброта, любовь, здоровье, жизнь сохраняется на протяжении всей истории русского языка, в духовном осмыслении рассматриваемых концептов очевидно влияние старославянского, церковно-славянского языков как смыслообразующих оснований русской культуры.

В разные периоды истории лингвистической науки лингвистов привлекал поиск этических, философских, культурологических доминант, определяющих духовную жизнь народа. К ним, несомненно, относятся такие категории, как доброта, любовь, здоровье, жизнь и др. Эти концепты являются созидающей творческой силой, на которой базируется культура.

В качестве универсальных концептов доброта, любовь, здоровье, жизнь присутствуют, очевидно, во всех этнических лингвокультурах. Ряд подобных концептов принадлежит к константам культуры. Хотя количество культурных концептов невелико, духовная культура общества и языковая картина мира в значительной степени может быть представлена этими концептами. Такими концептами, в которых заложены особые ценности русской культуры, являются концепты доброта, любовь, здоровье, жизнь и др. Культурные концепты - это, прежде всего, ментальные сущности, в которых отражается «дух народа», что и определяет их антропоцентричность - ориентированность на духовность, субъективность и «личную сферу» носителя этнического сознания (С.Г.Воркачёв)

Следовательно, те или иные концепты выражаются своеобразно в языке каждой нации, и если мы можем наблюдать совпадения, то только потому, что некоторые концепты, такие, как доброта, любовь, здоровье, жизнь и т.д. являются универсальными, т.е. присутствуют в любой картине мира.

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки являются оптимальными словарными иллюстрациями, так как они позволяют воссоздать живой характер словоупотребления и донести до читателя большие пласты энциклопедической, лингвокультурологической информации. В таких концептах как доброта, любовь, здоровье, жизнь отражён мир повседневности, воссоздающий модель социокультурной реальности. В них находит отражение повседневная жизнь русского человека с каждодневными проблемами, буднями, праздниками. Добрые слова - ключ к сердцу. Где любовь да совет, там и горя нет. Здоровье дороже денег. Жизнь дана на добрые дела.

Такие понятия как доброта, любовь, здоровье, жизнь как ключевые единицы в русской языковой картине мира - это ментальные феномены, глобальные семантические единицы, существующие в индивидуальном сознании в виде определённой структуры, в которую включены комплексы признаков предмета или явления, обозначенных словами: доброта, любовь, здоровье, жизнь, образованные на различных основаниях и отражающие субъективное понимание этих концептов отдельной личностью. Эти ментальные феномены или ментальные репрезентации отражают не только понимание отдельных слов, но и являются ключевыми единицами, в которых отображается ведущий способ познания и понимания мира индивидом.

Использованные источники

  1. Борисова И.И. Концепт слово в прозаическом тексте А.С.Пушкина // Семантика слова и семантика текста: Сборник научных трудов. Выпуск X. - М.: МГОУ, 2010.
  2. Воркачёв С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа // монография. - Краснодар: Кубанский гос.технол. ун-т, 2002.
  3. Залевская А.А. Психолингвистический подход к анализу языковых явлений // Вопросы языкознания. - 1999. № 6.
  4. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж: 1999.
  5. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Смысл жизни: Антология. Сост., общ. Ред. Н.К.Гаврюшина. - М.: Изд. Группа «Прогресс-Культура», 1994.
  6. Шаталова О.В. Концепт Бытие в русском языке: история и современное состояние: монография. - М., 2010.