Формирование навыков самообслуживания у детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) (из опыта работы)

Разделы: Коррекционная педагогика


Одним из основных направлений в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения) является трудовое воспитание. Это достаточно длительный и трудоемкий процесс, успех которого заключен, исключительно, в создании атмосферы повседневного разумного человеческого труда на пользу себе и окружающим на основе подражания, наблюдения, образца.

Трудовое воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития в нашем Центре начинается с занятий по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания по специально разработанной системе, которая включает следующие направления:

  • санитарно-гигиенические процедуры;
  • прием пищи;
  • одевание/раздевание.

Система построена на следующих принципах:

  • связи воспитания с жизнью, практикой;
  • комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;
  • единства действий и требований всех участников воспитательно-образовательных отношений;
  • развивающего характера и превентивности воспитания;
  • коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса;
  • оптимистической перспективности воспитательного процесса;
  • индивидуального и дифференцированного подходов в процессе воспитания;
  • принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью;
  • принцип комплексного подхода и продуктивного анализа данных;
  • доступность воспитания, т.е. организация воспитательного процесса на уровне реальных возможностей детей в ситуациях, приближенных к реальным;
  • единства воспитания, обучения и оздоровления.

Данная система представляет собой пошаговые программы освоения ребенком каждого отдельного умения и включает следующие навыки: пить из чашки; есть ложкой; есть вилкой; снимать/надевать штаны; надевать носки; надевать джемпер или футболку; надевать блузу, рубашку или пальто; надевать ботинки; застегивать молнию; застегивать пуговицы; соединять половинки разъемной молнии; вешать одежду; вытирать руки; мыть руки; чистить зубы; умывать лицо; мыться в ванне; причесываться; мыть голову; застилать постель; накрывать на стол.

Опытом работы по формированию навыков самообслуживания и санитарно-гигиенических навыков у тетей с тяжелыми и множественными нарушениями развития мы и хотели бы поделиться с вами.

Воспитание и обучение детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) - длительный процесс, требующий знания особенностей развития детей данной категории и большого терпения. Поэтому формирование навыков самообслуживания мы начинаем с первых дней знакомства с ребенком и осуществляем регулярно во всех видах детской деятельности, включая свободную деятельность, с постепенным усложнением и увеличением конкретных навыков поэтапно.

I этап. Создание коррекционно-развивающей среды.

II этап. Обучение, формирование конкретного навыка.

III этап. Закрепление навыка.

Немного подробнее остановимся на каждом из этапов.

Прежде чем приступить к непосредственному обучению детей, мы адаптировали содержание учебно-воспитательного материала системы и подобрали методы работы в соответствии с возрастными особенностями и способностями каждого конкретного ребенка. Для создания благоприятных условий в формировании навыков самообслуживания мы старались продумать каждую мелочь (удобная и красивая одежда и обувь, оборудование и пр.), учитывали предпочтения детей (любимая чашка или блюдо), любимые занятия (возиться с водой, играть с липучками и пр.).

Так для создания благоприятной среды мы попросили в шкафах для одежды повесить по несколько металлических крючков на разном уровне, надежнее закрепить полочки для обуви. Обратились к родителям с просьбой к каждому предмету одежды пришить вешалки, сделать петли на одежде удобными для застегивания и расстегивания, попросили их, чтобы все застежки на детской одежде были спереди, рукава на свитерах и кофтах легко закатывались. Мы постоянно следили, чтобы липучки и молнии были в рабочем состоянии.

Для удобства при мытье и вытирании рук, разрезали большой кусок мыла на четыре части. Повесили маленькие полотенца для рук.

Для формирования умений самостоятельно и аккуратно есть старались красиво сервировать стол, еду и напитки подавали детям в красивой удобной посуде. Хлебницу и салфетки ставили так, чтобы дети могли достать хлеб и салфетку самостоятельно.

Мы подобрали красочные, удобные в использовании методические пособия для обучения детей шнуровке, застегиванию и расстегиванию пуговиц, молний, липучек. Сшили для кукол платья, связали кофточки с пуговицами и молнией.

В уголок «ряжения» мы поместили предметы, использование которых заставляло детей упражняться в завязывании, застегивании (воротнички, переднички, кофты и т. п.). Чтобы привлечь внимание детей к уголку «ряжения», разложили красивые вещи, повесили большое зеркало, чтобы дети могли видеть себя. С нашей помощью дети с удовольствием наряжались и рассматривали себя в зеркале. В игре они учились застегивать, завязывать.

Для родителей мы организовали ряд консультаций, индивидуальных бесед, наглядно убеждали их в том, что для ребенка важно научиться самому себя обслуживать. Это дает ему почувствовать себя самостоятельным, независимым, значимым для окружающих.

На этапе формирования навыка мы проводили регулярные, кратковременные занятия только в индивидуальной форме. Большое значение на занятиях мы придавали многократным упражнениям ребенка в выполнении определенных действий. Усложнение происходило путем увеличения количества объектов, расширения содержания.

Для того чтобы придать этим занятиям большую эмоциональность, создать заинтересованность в выполнении действий, активно использовали игровые, художественные образы.

Как показал опыт, весьма положительно влияют на эмоциональный настрой детей потешки, прибаутки («Водичка, водичка, умой мое личико...» и др.), произведения художественной литературы. Например, произнесенные воспитателем слова: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам... Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» всегда вызывают живой интерес, дополнительно мотивируют детей.

Обучая детей навыкам самообслуживания, мы не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение, которое может быть словесным, например: «Какой ты сегодня молодец! Вот видишь, постарался и у тебя все получилось» или материальным (любимая игрушка или деятельность, вкусняшка и пр.). Мы никогда не забываем, что обстановка доброжелательности, ситуация успеха это наши главные помощники.

Кроме того, в процессе обучения нами активно использовались красочные, интересные по сюжету плоскостные пособия. Организуя действия детей с этими пособиями, следили, чтоб они не занимались с ними долго, так как однообразные действия могли привести к потере интереса, к переутомлению.

Мы старались организовать игровую деятельность детей таким образом, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Так играя с куклами, сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие сначала сопряжено, а по возможности и самостоятельно с опорой на образец, а затем и по словесной инструкции.

При обучении детей одеваться и раздеваться самостоятельно, правильно, аккуратно мы старались учесть индивидуальные способности и возможности каждого ребенка, продумать доступные детям правила действия и их последовательность.

С самого начала учебного года мы старались соблюдать единые правила одевания и раздевания. Прежде всего, мы учили детей последовательно и рационально выполнять действия. Объясняли, одновременно демонстрируя действие, например, что прежде чем надеть колготы, надо собрать их гармошкой, а надевать начинать с носка; прежде чем обуваться, туфли надо поставить так, чтобы они «смотрели друг на друга, «дружили», а не сердились бы и не отворачивались»; чтобы правильно надеть платье, свитер, нужно сначала определить, где у них перед; куртку следует вначале разложить на банкетке, а потом надевать, и т.д.

Формируя навыки самообслуживания, старались воспитывать и бережное отношение к вещам. Показывали и рассказывали, как надо складывать вещи, вешать в шкаф.

В качестве примера работы по разработанной системе формирования навыков самообслуживания представим пошаговую программу формирования навыка надевания штанов.

Оборудование: короткие штанишки или трусы на резинке.

Побуждаем ребенка садиться, чтобы надеть штаны на ноги, и вставать, чтобы натянуть их.

Работаем над каждым из перечисленных ниже шагов, помогая ребенку все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться с ним без вашей физической помощи. После этого переходим к следующему шагу. Обязательно держим наготове награду, поощрение.

Программа.

  1. Когда ребенок сидит, наденьте штанины на обе его ноги, а затем попросите его встать. Натяните штаны до бедер. Затем поместите его руки с двух сторон на пояс штанов большими пальцами внутрь. Скажите: «Натяни, штаны!» и, положив свои руки на его, помогите ему натянуть штаны, до пояса. Затем скажите: «Молодец! Ты надел штаны!»
  2. Наденьте на ребенка штаны, натянув их до середины бедер. Затем, поместите его руки с двух сторон на пояс штанов большими пальцами внутрь и скажите "Натяни штаны! Положив свои руки на его, помогите ему натянуть штаны до бедер. Затем позвольте ему самому натянуть их до талии. Скажите: «Молодец! Ты надел штаны!» и вручите награду.
  3. Продолжайте в том же духе, помогая ребенку закончить процесс после того, как сами наденете на него штаны и натянете их сначала до колен, затем до лодыжек.
  4. Сядьте рядом с ребенком и наденьте ему штанину на одну ногу. Поместите его руки на штаны и, положив сверху свои руки, скажите - «Надень штаны!» Помогите ему надеть вторую штанину. Побудите его встать и все остальное проделать самостоятельно. Похвалите и вознаградите его.
  5. Когда ребенок сидит, поместите его руки на штаны и скажите «Надень штаны». Помогите ему надеть первую штанину. Уберите свои руки, после чего он уже должен сделать все остальное сам.

Когда ребенок научится делать пятый шаг, это будет означать, что навык усвоен, и теперь он сможет надевать штаны без посторонней помощи, если вы их ему дадите.

Важной задачей научить детей самостоятельности и во время еды, используя такие приемы, как показ с пояснением, сопряженные действия и т.д.

Для этого во время приема пищи мы показывали, как правильно есть, как держать ложку, предлагали взять ложку так, как это делает взрослый, выполняли действия, оперирую рукой ребенка.

Использовали игровые приемы. Например, вносили в группу новую куклу, которая очень хотела научиться правильно держать ложку, просили показать кукле, как надо держать ложку. Проводили серию дидактических игр: «Угостим куклу чаем», «Накормим куклу» и др. Показывали детям небольшие спектакли, например: «Как лисенок пошел на День рождения к зайчонку», «Как мишка учился ложку держать». При этом постоянно уделяли внимание воспитанию культурных привычек.

При обучении навыку мытья рук и умывания, мы с первого дня показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Показывали, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать руки.

Учили куклу мыть руки: завернула рукава, включила воду тонкой струйкой и стала мыть руки с обеих сторон, демонстрируя и комментируя все действия. Затем предлагали детям попробовать сделать то же самое, активно помогая им при этом.

Вот пример пошаговой программы при формировании навыка мыть руки.

До того как начать учить ребенка мыть руки, стоит побудить его поиграть с водой. Эта игра поможет ему привыкнуть к ощущению воды, льющейся ему на руки и пробегающей сквозь пальцы. Поместите несколько маленьких пластмассовых емкостей в пластмассовый тазик, в который налито небольшое количество воды. Помогите ребенку наполнить эти емкости водой и выливать воду ему на руки. Пусть вода будет холодной, так как учиться мыть руки он будет холодной водой.

Возьми кусок мыла такого размера, чтобы он соответствовал величине рук ребенка. Бросьте его в воду и помогите ему вынуть мыло из воды и положить его в емкость. Это даст ему возможность попрактиковаться: он будет учиться брать, держать и выпускать из рук мокрое скользкое мыло.

Кроме того, в течение недели или даже месяцев до начала занятий, когда мыть руки ребенка будете Вы, старайтесь следовать шагам, обозначенным в программе. Тогда впоследствии вам легче будет обучать этому ребенка.

При обучении ребенка обратите внимание на следующие детали: мыло должно помещаться в детской ладони, легче держать в руке новое мыло, для того чтобы мыло не падало на пол из раковины, воспользуйтесь мыльницей, мокрой тряпкой или мокрым бумажным полотенцем, пометьте кран с холодной водой яркой цветной липкой лентой или покрасьте лаком для ногтей (если вы пользуетесь одним краном и для холодной, и для горячей воды, то до начала занятий вам нужно будет отрегулировать температуру). Держите наготове вознаграждение.

Программа. Часть 1.

Станьте позади ребенка и, взяв своими руками его руки, проделайте вместе с ним следующие шаги:

  1. Включите холодную воду.
  2. Подставьте обе руки ребенка под воду и скажите: «Вымой руки!»
  3. Помогите ему взять мыло одной или двумя руками, в зависимости от того, как ему удобнее.
  4. Потрите мыло между его ладонями. Лучше всего это может быть сделано, если сначала попросить его одной рукой подержать мыло, а другой потереть о него. Потом руки можно поменять.
  5. Снова положите мыло на раковину.
  6. Потрите тыльную сторону одной ладони ребенка о другую, мыльную, ладонь.
  7. То же самое сделайте с тыльной стороной другой ладони.
  8. Подставьте под воду обе руки и начните ополаскивать их, потирая одну о другую, пока не смоется вся пена.

Скажите: «Молодец! Ты вымыл руки! Теперь давай закроем кран». Помогите ему выключить воду.

Примечание: Делая шаги 4, 6 и 7, старайтесь мыть правую и левую руки в одной и той же последовательности. Установленный порядок облегчает формирование навыка.

Некоторым детям выключение воды может само по себе представляться вознаграждение. Если ребенок расценит это так же, прекрасно, но если что-то другое сможет побудить его повторить данную процедуру, дайте ему это как награду за сотрудничество с Вами.

Когда ребенок научится мыть руки с Вашей помощью, начните шаг за шагом учить его делать это самостоятельно. Переходите к части 2.

Программа, Часть 2

После того как ребенок освоит один шаг и сумеет хорошо выполнить все соответствующие действия на четырех или пяти занятиях, можно будет отступить назад, то есть перейти к следующему шагу, - ведь мы прибегаем здесь к приему инверсии.

Окажите ребенку физическую помощь в прохождении шагов 1-7, обозначенных в первой части программы. После этого уберите свои руки и помогите ребенку, если надо, сполоснуть руки (шаг 8). Ваша помощь на этом этапе будет сводиться к тому, чтобы взяв ребенка за локти, подвести его руки под льющуюся воду. Скажите затем: «Молодец! Ты вымыл руки!». Помогите ему, если надо, выключить воду, а затем вручите приз.

Когда он усвоит шаг 8, уберите свои руки после выполнения действий шага 6 и при необходимости помогите (положив свою руку на его локоть) потереть тыльную сторону ладони одной его руки о мыльную ладонь другой руки. Скажите при этом: «Вымой руки!» Теперь он может сам завершить процесс, ополоснув свои руки. Если надо, помогите ему выключить воду. После этого скажите: "Молодец! Ты вымыл руки!" - и вручите награду. Продолжайте работать над каждым шагом в соответствии с принципом инверсии.

Таким же образом проводилась систематическая работа по формированию и других навыков самообслуживания. Естественно, дети неодинаково быстро усваивали правила и действия, которым мы их учили, но динамика в освоении отдельных навыков прослеживалась у каждого из них.

Основная задача третьего этапа заключается в том, чтобы у ребенка появилось стремление, а главное возможность самостоятельно выполнять усвоенные действия, переносить свой опыт в жизнь.

На самом деле, этап закрепления навыка является условным, потому что эта работа ведется параллельно процессу обучения и охватывает все сферы деятельность детей в тесном контакте со всеми участниками образовательного процесса. Важно при этом помнить, что это непрерывный процесс, который должен осуществляться не только на занятиях, но и, прежде всего, в повседневной жизни с предъявлением единых требований к ребенку и с соблюдением единых принципов и правил в процессе обучения.

Только тогда придет успех, который принесет удовлетворение педагогу от проделанной работы, родителю от успехов своего ребенка, но, прежде всего, ему самому, от ощущения своей самостоятельности и значимости.

Список использованной литературы

  1. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции// Грузинова Т.В. Директор школы. 1999, № 4.
  2. Развитие ребенка - в ваших руках: Книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. Серия «Школа для всех». Забрамная С.Д., Боровик О.В. - М.: Новая школа, 2000 г.
  3. Как учить и развивать умственно отсталых детей \\ К. Грюневальт, С.-П. 1994 г.
  4. Проблемы дефектологии. Выготский Л.С. - М.: Просвещение, 1995. - 527 с.
  5. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. Малер А.Р. - М.: АРКТИ, 2001 г.
  6. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуалтной недостаточностью \\ Малер А.Р., Цикота Г В. - М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.
  7. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. Бгажнокова И.М. - 1995. - №5 - с.30-35.
  8. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. Екжанова Е.А. - 1999. - №6 - с.25-29.
  9. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе: Рабочая книга для родителей. - 2-е изд. Забрамная С.Д. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 48с.
  10. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. Маллер А.Р. - 1994. - №3 - с.28-33.
  11. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. Семаго Н.Я. - 2000. - №1 - с. 66-75.
  12. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2001. - 320 с. - (Коррекционная педагогика).