Дифференцированное обучение на уроках профильного труда (сельскохозяйственного труда)

Разделы: Технология, Коррекционная педагогика

Ключевые слова: Дифференцированное обучение


Не все ученики по своему психофизическому состоянию могут выполнить общие программные требования, для них необходим другой уровень программных требований, т.е. другие условия обучения, обеспечивающие исправление недостатков их умственного развития.

Иногда у некоторых учителей возникает сомнение в целесообразности дифференцированного подхода в трудовом обучении, и они предлагают ограничиться индивидуальным подходом. Но практика показывает, что наиболее полно вопросы трудового обучения отдельных групп обучащихся, возможно, решить только на основе дифференцированного подхода.

Как на практике решается вопрос дифференцированного подхода к обучению школьников сельскохозяйственному труду?

Первый вопрос, который решают зам. директора по учебной работе (руководство школы), учитель начальных классов - это комплектование групп трудового обучения. В нашей школе выделяются отдельные группы обучающихся с учетом особенностей их умственного развития, психофизических особенностей и степени сложности видов труда. Сельскохозяйственные группы формируются из детей, которые имеют низкую степень успешности обучения. Более умные школьники обучаются слесарному, столярному и швейному делу.

В сельскохозяйственных группах не встречаются обучающиеся, которые по своему психическому или физическому состоянию не могут освоить программные требования. Поэтому у нас нет школьников, обучающихся по индивидуальной программе.

При делении учащихся на подгруппы для осуществления дифференцированного подхода учитель исходит из двух основных показателей: степени выполнения программных требований по сельскохозяйственному труду и степени самостоятельности в процессе выполнения трудового задания.

Наполняемость учебных групп по данному предмету - 6 человек. Каждая группа (определенный класс) делится на три подгруппы для осуществления дифференцированного подхода в обучении.

К первой подгруппе относим тех учащихся, которые хорошо усваивают программный материал и после фронтального инструктажа могут самостоятельно выполнить трудовое задание. Этих обучающихся мы учим самостоятельно планировать, вести самоконтроль, давать полные и четкие ответы, рассказывать о выполненной работе.

Учащиеся второй подгруппы усваивают программный материал только при непосредственной помощи учителя, отстают в рабочем темпе, мало самостоятельны в процессе выполнения трудового задания. Этих школьников учим разбираться в плане, по которому они работают, понимать поставленные вопросы, давать на них краткие ответы.

Дети третьей подгруппы не могут освоить программный материал и обучаются по специальной программе. Они могут освоить лишь выполнение отдельных рабочих операций. В нашей школе таких детей нет.

Индивидуальный подход сохраняется при одинаковом уровне программных требований и при условии, что все обучающиеся одной учебной группы могут выполнить эти требования. Но в то же время не все обучающиеся по своему психофизическому состоянию могут выполнить общие программные требования, для них необходим другой уровень программных требований, т.е. другие условия обучения, обеспечивающие исправление недостатков их умственного развития. Деление школьников учебной группы на отдельные подгруппы нацеливает учителя на изыскание нужных методов обучения.

Индивидуальная работа с обучающимися - важнейшая форма обучения. При этом учитель использует и практический показ, и объяснение, и словесный отчет ученика о своей работе, в процессе которого выясняются те затруднения, которые школьник не может разрешить самостоятельно.

Школьники первой и второй подгрупп обучаются по общей программе по сельскохозяйственному труду. Разница содержания обучения главным образом состоит в некотором облегчении при прохождении программного материала, но при условии, что дети второй подгруппы выполняют минимальные требования программы и могут быть аттестованы. Степень снижения требований определяется учителем с учетом особенностей развития обучащиюхся второй подгруппы и программных требований темы.

Дифференцированный подход на уроках сельскохозяйственного труда осуществляется путем использования:

  • индивидуальных заданий;
  • системы упражнений;
  • путем постепенного наращивания сложности заданий;
  • наглядно-раздаточного материала.

Индивидуальные задания строятся с учетом возможностей ученика выполнить то или иное задание. Для проведения такого рода работы необходимо иметь большое количество раздаточного материала.

При закреплении знаний по теме «Минеральные удобрения» в 6 классе используются, например, такие карточки.

1 подгруппа

1. Аммиачная селитра, сульфат аммония, суперфосфат, мочевина, калийная селитра. Выпишите из перечисленных названий удобрений те, которые относят к:
а/ азотным удобрениям;
б/ калийным удобрениям;
в/ фосфорным удобрениям.

2. Сравнить условия хранения минеральных и органических удобрений.

2 подгруппа

1. Аммиачная селитра, сульфат аммония, суперфосфат, мочевина, калийная селитра. Выпишите из перечисленных названий удобрений те, которые относят к азотным удобрениям.

2. В чем заключается правильное хранение минеральных удобрений.

При опросе карточки должны быть составлены с таким расчетом, чтобы школьники могли справиться с заданиями. При постоянных неудачах ученик теряет уверенность в себе, у него пропадает интерес к работе, возникает безразличное отношение к делу. Дифференцированный подход к обучающимся имеет целью пробудить у детей интерес к предмету, сформировать уверенность в своих силах, желание узнавать новое, стремление как можно лучше выполнить задание.

Использование индивидуальных заданий способствует улучшению качества знаний и умений школьников. В результате слабые ученики начинают чаще обращаться к раздаточному материалу, в то время как раньше предпочитали получать помощь от учителя. А это говорит уже об определенном продвижении.

В ходе практического выполнения заданий учитываются такие показатели, как скорость, темп, качество. Все обучащиюеся выполняют одно и то же программное задание. Во время проведения фронтальных работ (это работа, при которой группа учеников участвует в одном и том же трудовом процессе при одновременном начале работы и подведении ее итогов) обучающиеся 2 подгруппы, как правило, отстают от основного состава группы. Таким ученикам оказываю прямую помощь с целью ускорения работы (отводят делянки, расположенные недалеко о компостной ямы и от источника воды, с целью сокращения времени на переходы при внесении удобрений и поливе лунок) и активизируют их деятельность. Используемые приемы активизации:

  • Вовлечение обучающихся 2 подгруппы в обсуждение условий работы, характеристики конечного результата труда, плана работы на подготовительных занятиях, побуждение их к высказываниям;
  • Привлечение внимания к показу новых приемов работы и последующее повторение ими трудовых действий, показанных учителем;
  • Проведение беседы до начала работы с целью создания установки на выполнение работы в срок и с высоким качеством.

В отдельных случаях для обучающихся 2 подгруппы допустимо уменьшение площади делянок.

Использование системы упражнений при прохождении той или иной темы оказывает положительное влияние на ход дальнейшей работы.

Приведем несколько примеров.

6 класс, тема урока «Стандартная продукция столовых корнеплодов и способы посева столовой моркови». По программным требованиям школьники должны научиться строить схему ленточного посева (20х20х50) в тетради в разном масштабе. Дети первой подгруппы выполняют разметку в масштабе 1:2, а я второй подгруппы - на доске или на листе А2 в масштабе 1:1, т.е. в натуральную величину. Облегчение работы по выполнению данных упражнений дает возможность детям второй подгруппы включиться во фронтальную работу всей группы.

При выполнении разметочных операций часто обучающиеся второй подгруппы используют специально изготовленные шаблоны, облегчающие этот вид действий.

При непосредственном выполнении задания тоже могут быть созданы облегченные условия. Школьникам, отстающим в рабочем темпе, разрешается пропускать некоторые рабочие операции. 6 класс тема урока «Посев столовой свеклы» (первая практическая работа на участке). На данном занятии по программным требованиям ученики разметку выполняют с помощью метра, колышков, веревки и мотыжки-бороздника. Обучающиеся первой подгруппы каждый выполняет одну делянку, а второй подгруппы выполняют ½ делянки.

Как показывает практика, в 8-9 классе большинство школьников второй подгруппы выравниваются и могут выполнять программные требования наряду с детьми первой подгруппы. Поэтому очень важно и необходимо в 5-7 классах требовать от школьников выполнения всех программных требований и добиться, чтобы все они освоили необходимые умственные и трудовые действия (ориентировка, планирование, самоконтроль). Отсутствие или неполное овладение ими не обеспечивает самостоятельности обучающихся в выполнении трудовых заданий в дальнейшем.

По мере накопления учениками знаний и практического опыта усложняются и индивидуальные задания, предлагаемые на уроках. В качестве примера приведем дифференцированные задания для 7 класса.

Тема «Теплицы» (7 кл.)

Выбери правильный ответ

1. Первые в России крупные теплицы, предназначенные для выращивания индийского гостя - огурца, появились в:

А. Заполярье;
Б. Ставрополье;
В. Клину под Москвой.

2. Впервые человек построил овощу дом - кирпичный, с большими окнами, с настоящей печкой:
А. пятьдесят лет назад;
Б. более ста лет назад;
В. двести лет назад.

Найди лишнее

3. Теплицы по важнейшим признакам использования и строительным подразделяются на:
А. односкатные;
Б. двускатные;
В. блочные;
Г. арочные;

4. В качестве укрывного материала для теплиц используют:
А. полиэтиленовую пленку;
Б. стекло;
В. доски.

5. Из приведенных ниже признаков выберите характерные для: А - стекла и Б - полиэтиленовой пленки и впишите номера правильных ответов.
А. Стекло:
Б. Полиэтиленовая пленка:

  • сравнительно дешевый материал;
  • под воздействие солнечных лучей теряет прозрачность и прочность, со временем на нем появляются трещины;
  • хорошо удерживает тепло внутри сооружений, незначительные перепады температуры днем и ночью, лучшая защита растений от кратковременных похолоданий и заморозков;
  • хуже удерживает тепло внутри сооружений. Для защиты от весенних и осенних заморозков требуется второе укрытие для теплицы;
  • хорошо моется;
  • хорошо режется на куски нужного размера;
  • материал довольно легкий;
  • выдерживает воздействие даже сильного ветра, не разрушаясь;
  • не бьется;
  • долговечный, много лет может быть использован без замены;
  • провисает;
  • сравнительно дорогой материал;
  • материал, свернутый в рулоны, занимает мало места.
  • часто используется не больше одного сезона.

Вставь пропущенное слово.

6. Сооружение защищенного грунта, выполненное в виде помещения со светопрозрачным боковым ограждением и кровлей, в котором может находиться человек, обрабатывающий почву и выполняющий все работы по посеву (посадке) и уходу за растениями, называется _________________.

7. По виду обогрева теплицы делятся на _______________(обогреваемые солнечным светом теплом) - весенние, и __________________(имеющие устройства технического обогрева) - круглогодичные.

8. Почему теплицы, покрытые полиэтиленовой пленкой, служат меньше лет, чем стеклом?

9. Сравни укрывные материалы - стекло и полиэтиленовую пленку, используя такие показатели, как цена, долговечность.

  • На «5» - 1-9 задания.
  • На «4» - 1-8 задания.
  • На «3» -1-7 задания.

Наглядно-раздаточный материал служит средством для развития обобщенных трудовых навыков, поэтому изготавливается с учетом его применения каждой отдельной группой дифференцированного обучения, т.е. с расчетом, чтобы его, возможно было использовать во фронтальной и индивидуальной работе с детьми первой и второй подгрупп.

Остановимся на примере технологической карты «Высадка рассады капусты в открытый грунт», предусмотренного по программе сельскохозяйственного труда в 7 классе. Применение данной технологической карты во фронтальной работе позволяет обучающимся первой подгруппы вполне успешно усвоить план высадки рассады и запланировать выполнение трудового задания. После вводного инструктажа, составления плана работы, демонстрации рабочих приемов эти школьники могут самостоятельно выполнить трудовое задание. Для обучающихся второй подгруппы данная технологическая карта изготавливается в другом варианте. Для подгруппы процесс высадки капусты в открытый грунт не может быть полностью осмыслен без наглядной демонстрации и дополнительного анализа каждой рабочей операции в отдельности. Поэтому для индивидуальной работы применяется технологическая карта, изготовленная по отдельным рабочим операциям. Анализ и индивидуальная работа учащихся над ней, изготовленной пооперационно, создают дополнительные условия для развития у них умений ориентировки, планирования и самоконтроля при выполнении трудового задания, повышают степень самостоятельности в труде.

Этот упрощенный пример показывает, что применение наглядно-раздаточного материала разной сложности обеспечивает фронтальную работу со всеми обучающимися учебной группы и содействует дифференцированному подходу в их обучении.

Образцы изделий, применяемые во фронтальной и индивидуальной работе, изготавливаются моделеобразными, т.е. их можно разъединить на отдельные составные части (особенно в 5 классе). При анализе моделеобразно изготовленного образца изделия дети более осмысленно могут усвоить последовательность выполнения отдельных рабочих операций, функциональную связь между деталями изделия.

Готовое изделие не всегда полностью дает школьникам представление о сложности изготовления изделия, а анализ отдельно изготовленных деталей или соединений не создает целостного образа предмета, особенно у учеников 5-6 классов. В старших классах, как это предусмотрено учебной программой, для ориентировки, планирования и самоконтроля детьми используется образец готового изделия (конечный результат - рисунок культуры) предметно-операционная карта и вводный инструктаж учителя.

В трудовых группах могут быть отдельные ученики, которым недостаточно фронтального инструктажа. Одни из них не запоминают последовательность операций, другие неправильно выполняют некоторые трудовые действия, но сами этого осознают недостаточно, таким детям нужен индивидуальный инструктаж. Дифференцированный подход в инструктировании учеников дает наилучшие результаты.

В 8 кл. при изучении темы «Выращивание рассады томатов» после фронтального инструктажа ученики 1 подгруппы приступают к работе (пикировке рассады томатов в посевные ящики), а с учениками 2 подгруппы проводится дополнительный инструктаж, где еще раз детально показывают способ пикировки растений. Хотя упражнения по пикировке растений уже знакомы: обучающиеся выполняли в 5 кл. (пикировка бархатцев), в 7 кл. - пикировка рассады капусты.

Во время выполнения практических работ если какую-либо ошибку допускает ученик, то учитель проводит индивидуальный инструктаж - более конкретный и целенаправленный.

Не все школьники по своему психофизическому состоянию могут выполнить общие программные требования, для них необходим другой уровень программных требований, т.е. другие условия обучения, обеспечивающие исправление недостатков их умственного развития. Применение индивидуального и дифференцированного подхода в обучении к обучающимся пробуждает и развивает у детей интерес к предмету, формирует уверенность в своих силах, желание узнавать новое, стремление как можно лучше выполнить задание.

Благодаря использованию дифференцированного подхода в 8-9 классе большинство учеников второй подгруппы выравниваются и могут выполнять программные требования наряду с обучающимися первой подгруппы

Использование индивидуальных заданий способствует улучшению качества знаний и умений школьников.

Для того чтобы успешно вести обучение учеников сельскохозяйственному труду, привить им умение действовать самостоятельно, необходимо руководствоваться следующим требованиям:

  • знать и изучать психофизические особенности детей. Изучать мотивы их деятельности, использовать эти мотивы в организации деятельности;
  • оперировать при обучении наглядным, доступным пониманию ученика материалом;
  • создать для каждого ребенка такие условия, которые способствовали бы развитию интереса к работе и изучаемой специальности;
  • предлагать школьнику посильные задания, справившись с которыми он увидит результат своего труда.

Несомненно, при соблюдении этих условий можно достигнуть положительных результатов в работе.

Список литературы

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М., 1994, 216 с.
  2. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика. - М., Просвещение, Владос, 1995, 254 с.
  3. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ под ред. Б.П.Пузанова. - М., 1999, 144 с.