Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и занятиях хорового класса

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыки. Восприятие музыки, ее исполнение и создание являются основными формами не только музыкального восприятия, но и музыкальной психотерапии. По существу каждый учитель музыки, осознает он это или нет, является стихийным психотерапевтом, изменяющим при помощи музыкального искусства настроение и мироощущение своих учеников.

Музыкальная терапия может стать эффективным методом профилактики школьных неврозов, которые сегодня все больше поражают учащихся в связи с перегрузками, которые растут в процессе образования. Постоянно усложняющая перегрузка ведет к ухудшению их здоровья. Школа должна всеми доступными средствами помочь обществу решить эти проблемы. В этой связи школьные уроки музыки, дополненные занятиями хорового класса, являются отличным средством профилактики здоровья школьников и развития музыкальных способностей.

Наряду с применением основных методов работы с детьми, я широко использую на уроках музыки элементы логоритмической гимнастики в контексте темы урока, как наиболее благоприятную форму активного отдыха для снятия напряжения после долгого сидения. Такие кратковременные физические упражнения под музыку как: изобразим различных животных, мы куклы-марионетки, бег ассоциаций, создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

В своей педагогической деятельности я опираюсь на методику В.И.Петрушина, которая включает в себя движение, танец, просмотр слайдов с красивыми картинами природы, шедеврами мировой живописи, прослушивание великих музыкальных произведений. Таким образом, использую не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические, способствующие восстановлению и укреплению здоровья школьников.

Этому также способствует образовательная программа по музыке творческой группы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой и Т.С.Шмагиной, в которой основной акцент ставится на приобщение детей к произведениям высокого музыкального искусства разных жанров, эпох, направлений, восприятие и понимание которых заключается в ощущение её связками, мышцами, движением, дыханием.

Чтобы музыка подействовала на ученика наибольшим образом, учитель предварительно настраивает и подготавливает их перед прослушиванием: дети должны сесть в удобной позе, расслабиться. При прослушивании я использую репродукции картин художников, видеосюжеты, заранее подготовленные и связанные с тематикой урока, а главное, с содержанием музыкального произведения.

В своей работе я использую разнообразные виды музыкально-практической деятельности: предлагаю ребятам попробовать себя в роли композиторов, исполнителей на музыкальных инструментах, дирижеров, актеров. Участвуя в данном виде деятельности, ребята могут подвигаться, что способствует расслаблению мышц рук, ног и спины; элементы движения, используемые во время игры в дирижёра, способствуют развитию координации. Такие виды деятельности плодотворно влияют на психофизическое состояние детей.

Опираясь в своей работе на здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяю вокально-хоровой работе с учащимися, которая помогает формированию, особенно в младшем школьном возрасте, оптимистического и жизнеутверждающего мировоззрения.

Хоровое и сольное исполнение песен несет в себе начало следующих видов тренинга: интонационного, дыхательного, дикционного, образно-визуального, ритмического. Взяв на вооружение упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья через произносимые и пропеваемые звуковые сочетания, я практикую проведение на уроках тренингов, которые помогают устранению бормотания у доски, улучшению артикуляции и дикции, развивают координацию дыхания с речью.

На занятиях хорового класса я применяю такую здоровьесберегающую технологию как вокалотерапия. Она предполагает использование определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи.

На уроках музыки и занятиях хорового класса я активно использую элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействуют на весь организм в целом.

Применение интонационно-фонопедических упражнений В.В.Емельянова способствует развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков.

Упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова, основанные на пропеваемых определенных звуках или звуковых сочетаниях, способствуют реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья.

Специальные распевки по музыкотерапии В.Н.Петрушина повышают жизненный тонус, настроение детей, эмоциональное благополучие, умение раскрепощаться. Эти упражнения на формулу повышения самооценки помогают неуверенным и стеснительным детям.

Таким образом, моя работа по применению здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и занятиях хорового класса вносит весомый вклад в решении педагогическим коллективом одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, что демонстрирует положительная динамика ежегодного уменьшения количества заболевших учащихся в течение года.