Педагогический проект «Применение конструктора «Yohocube» в дошкольном образовании «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ»

Разделы: Работа с дошкольниками


Сроки проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: 2-3 человека.

Возраст детей: 5 лет.

Форма проведения: подгрупповая.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности, построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Исследователи убеждены, что 65% современных дошкольников в будущем овладеют профессиями, которых на сегодняшний день не существует. Потребуются молодые специалисты, владеющие новейшими технологиями, разбирающихся в естественных науках и инженерии.

И одной из самых эффективных технологий формирования знаний у детей, на наш взгляд, является технология STEM-образования. STEM-образование - приоритетное направление формирования инженерного, инновационного мышления. Данные технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

При анализе STEAM технологий в образовании важным является не только ориентация педагога на интеграцию разных областей наук и реализацию принципа метапредметности, а развитие способностей детей видеть проблему и решать образовательные задачи в совместной проектной деятельности. В этом контексте при апробации образовательных технологических решений в работе с дошкольниками, особое место отводиться реализации подхода DO IT Yourself - сделай сам. Именно этот подход становится ключевым в выборе средств, методов и форм организации детской деятельности и развитии навыков будущего.

Цель проекта: Создать условия для реализации творческого потенциала детей, через освоение новых способов деятельности, посредством участия в создании вместе с детьми и родителями игрового макета архитектурного объекта «Дворец города Похвистнево» из конструктора «Йохокуб» и электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ»

Цель детская: Познакомить с конcтруктором «Йохокуб».

Ожидаемые результаты:

Дети:

  • познакомятся с конструктором йохо-куб;
  • будет реализовано задуманное, созданы игровой макет архитектурного объекта «Дворец города Похвистнево» из конструктора «Йохокуб» и электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ»;
  • вместе с родителями и педагогами дошкольники создадут игровой макет архитектурного объекта «Дворец города Похвистнево» из конструктора «Йохокуб» и электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ», которое в дальнейшем будет размещено на сайте ДОО;
  • активизируется познавательный интерес к окружающим объектам;
  • узнают историю возникновения родного города и строительства Дворца Культуры;
  • освоят новый вид продуктивной деятельности - макетирование;
  • научатся конструировать из картонного конструктора «Йохокуб», а также использовать макет для различных сюжетных игр;
  • закрепят навыки конструктивной, творческой деятельности;
  • повысится мотивация к совместной деятельности, что будет способствовать более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов у дошкольников;
  • познакомятся с профессиями людей, работающих над созданием архитектурных обьектов: архитектор, инженер, строитель, проектировщик и т.д.

Родители:

  • вовлечены в образовательный процесс дошкольной организации, укреплена их заинтересованность в сотрудничестве, совместной деятельности с детьми;
  • возрастет интерес к изучению истории родного города, к совместной творческой, познавательно-исследовательской деятельности с детьми, совершат совместные прогулки с детьми, экскурсии по историческим местам города.

Педагоги: освоят практику применения картонного конструктора «Йохокуб», создадут развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта и создадут электронное пособие (картотека) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ».

Задачи педагогические:

  • создать условия для познавательно-исследовательской, творческой, игровой деятельности, для получения детьми знаний об историческом прошлом и современном культурном облике родного города;
  • освоить возможности применения картонного конструктора «Йохокуб» в дошкольном образовании;
  • дать дошкольникам представление о том, что такое йохокуб, из чего он сделан и что можно из него сконструировать;
  • предоставить возможность детям проявить себя и свои способности;
  • познакомить родителей с основами патриотического воспитания дошкольников, направленными на приобщение к культурному наследию родного города;
  • обогатить детско-родительские отношения опытом совместной творческой, познавательно-исследовательской деятельности

Задачи детские:

  • видеть образовательную задачу и подбирать способы ее реализации;
  • моделировать образ будущей конструктивной деятельности;
  • выбирать алгоритм деятельности в соответствии с образовательной задачей;
  • применять творческие механизмы реализации замысла (собственные продукты: постройки необычной архитектурной формы);
  • интегрировать продукт деятельности в собственную сюжетно-ролевую игру;
  • создать игровое пространства;
  • вступать в коммуникацию со сверстниками по поводу решения образовательной задачи;
  • придумать техническое решение поставленной задачи;
  • познакомиться с историей возникновения родного города, архитектурным объектом «Дворец Культуры» и историческими событиями, связанными с её строительством;
  • формировать чувства гордости за свой родной город и уважения к культурным ценностям и традициям малой родины;
  • развивать математического мышления и способность к сюжетосложению.

Оценка результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

1. Беседы с детьми;

2. Наблюдение за детьми, во время:

  • непосредственно образовательной деятельности;
  • совместной деятельности;
  • самостоятельной деятельности;
  • технически-творческой деятельности;
  • беседы с родителями.

Продукт проекта: игровой макет архитектурного объекта «Йохо-дворец города Похвистнево» и электронное пособие (картотека) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ»

Проблема (педагогическая): Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЙОХОКУБ» - это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.

Проблема, сформулированная детьми: больше узнать о конструкторе «Йохокуб», создать макет и интегрировать его в собственную сюжетно-ролевую игру

Гипотеза: Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они превращаются в строителей, проектировщиков. Только систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором «Йохокуб» способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей. Самое главное - предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала.

В ходе работы над проектом участники ознакомятся с новой для них информацией о многообразии способов создания макетов архитектурных построек, познакомятся с мировыми шедеврами архитектуры, узнают о том, люди каких профессий создают объекты архитектуры.

В дальнейшем дети смогут самостоятельно создавать макеты архитектурных объектов и не только, а также создавать авторские пособия.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Простановка проблемы и определение предстоящей деятельности.

Модель трех вопросов

Что мы знаем о конструкторе «йохокуб»?

Что мы хотим
узнать?

Что нужно сделать, это уточнить?

Это конструктор

С ним могут играть и взрослые, и дети

Можно построить много чего интересного

Что из него получаются большие и объемные постройки

Из чего сделан этот конструктор?

Как называются его детали?

Можем ли мы его сделать сами?

Можно ли на нем рисовать?

Как его украсить?

С чего начать?

Попросить сестер или братьев посмотреть в интернете

Посмотреть в инстаграмм

Просмотреть ролик о йохокубе

Спросить у пап и мам

Посмотреть передачи по телевизору

Можно узнать из книг и журналов

2. Планирование совместной деятельности с детьми, определение средств и способов реализации проекта.

3. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.

4. Обсуждение результатов.

5. Определение перспектив ПРОЕКТИРОВАНИЯ.

Перспективы развития проекта: В дальнейшем работа по наполнению электронного пособия (картотеки) новыми страничками может быть продолжена, а коллекция макетов, построенных при помощи конструктора «Йохокуб» только пополнятся и расширятся.

Результатом может быть создание продолжения нового электронного пособия по работе с конструктором «Йохокуб» по различным направлениям всестороннего развития дошкольников.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Первый этап реализации проекта начался с просмотра мультфильма о городе Самара, созданного в мультстудии садика к юбилею Самарской губернии об увлекательной и интересней архитектуре областного города.

После просмотра педагог организовал беседу, в ходе которой уточнялись и закреплялись знания детей об увиденном.

Дети заинтересовались увиденным, в следствие чего была обозначена проблема, которая заключалась в том, что в ходе беседы был задан вопрос, которая заключался в том, а что красивого есть у нас в городе? Дети вместе с педагогом начали перечислять архитектурные объекты города Похвистнево. И тут выяснилось, что самое красивое и необычное здание - это Дворец Культуры города Похвистнево.

На одной из бесед по профилактике по рассматриванию иллюстраций о городе и Дворце Культуры Арсений сказал: «Хорошо бы нам самим построить такой макет нашего Дворца. Было бы здорово, если бы мы сами научились придумывать и строить такие красивые здания! Ведь мы тоже можем построить здание из конструктора!».

Дети подхватили идею Арсения и начали фантазировать, из чего можно было бы построить здание, было предложено очень много вариантов: из кубиков, бумаги, веточек и т.п. Педагог подвела детей к тому, что макет все-таки лучше построить из конструктора, чтобы здание было прочным, устойчивым, экологически чистым и, самое главное, мобильным.

Вначале работы над проектом вниманию детей были представлены электронные презентации по изготовлению различных зданий, этапы изготовления, материалы Интернет-сети по этой теме. Была использована «модель трех вопросов»: Что мы знаем о конструкторах, чтобы построить красивое здание? Что мы хотим узнать? Что нужно сделать, чтобы это узнать?

И вместе с детьми мы решили подобрать подходящий конструктор для создания макета, также собрать материал по данной теме, создать и оформить макет Дворца Культуры города Похвистнево.

Так как самостоятельно решить данную проблему дети не могут в связи с отсутствием социального опыта и возможности воспользоваться информационными источниками, то взрослые решили помочь детям найти информацию по данной теме. Одним из путей решения данной проблемы нам представляется расширение кругозора и повышение уровня познавательного, художественно-эстетического, конструктивно-технического и речевого развития дошкольников в ходе выполнения проектной деятельности.

Было проведено информирование родителей о реализации проекта, вовлечение в ожидаемый образовательный результат проекта: создание игрового макета «Дворец Культуры» и электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ».

Результат: Совместно с детьми был разработан план действий, намечены продукты деятельности - игровой макет архитектурного объекта «Йохо-дворец города Похвистнево» с детьми, а с родителями - создание электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ».

На втором этапе с целью мотивации познавательной деятельности родителям и детям было предложено найти дома информацию о здании и составить небольшой рассказ. Далее работа над проектом продолжилась в группе. У детей возникли вопросы: «А как это сделать? Из чего это состоит? Как это построить из деталей конструктора?». Затем вместе с детьми обсудили, где будем брать материал, какой конструктор использовать для нашего макета здания, из чего будем делать детали макета.

Вечером дети получили домашнее задание: рассмотреть дома фотографии, презентации по сборке зданий, вместе с родителями узнать о видах конструкторов. Детям были предложены дидактические и сюжетно-ролевые игры и пособия на формирование и развитие представлений о профессиях архитектора, строителя, инженера и т.п.

С родителями были проведены онлайн-беседы о патриотическом воспитании дошкольников, направленного на приобщение к культурному наследию родного города. Также был проведен онлайн мастер-класс с родителями на тему: «Йохокуб» - конструктор без границ».

Был произведен подбор познавательной литературы, иллюстраций, фотографий о родном городе.

В ходе непосредственно-образовательной, совместной, самостоятельной деятельности детям предлагались беседы, стихи, картинки с изображением, играли с настольными играми.

Были изготовлены тематические альбомы для рассматривания «Наш город Похвистнево», «Прошлое и настоящее города», «Архитектурные объекты города».

Дети с увлечением играли в интерактивную игру «Архитектура города Похвистнево». Также были изготовлена презентация для совершения виртуальной экскурсий по городу и близлежащим улицам. Дети вместе с родителями посетили краеведческий музей города Похвистнево, где познакомились с историей города и строительством Дворца Культуры.

Также, вместе с родителями, дети посетили современный Дворец Культуры с целью ознакомления с архитектурным объектом.

Были изготовлены карточки-схемы, алгоритмы сборки различных архитектурных объектов: домов, мостов, зданий и т.д., а также дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди лишнее».

После проведенной работы на втором этапе, дети с интересом встретили предложение организовать творческую мастерскую - Архитектурное бюро «Йохомаги».

Вывод: Проведенные с детьми цикл бесед, рассматривание картинок, партнерская работа с родителями помогли сформировать у детей представления о создании макета Дворца Культуры из конструктора «Йохокуб».

На третьем этапе для осуществления задуманного, мы с детьми решили использовать набор конструктора: «Йохокуб», с помощью которого дети могли бы сконструировать постройку по своему замыслу.

После знакомства с объектом предоставили детям всю необходимую информацию, познакомили с видами и разнообразием зданий, их общими частями, архитектурой, показали иллюстрации и провели мини онлайн-экскурсию по объекту. После этого мы вместе с детьми более детально изучили и отметили конструктивные особенности здания.

Прежде чем приступить к конструированию объекта, дети еще раз рассмотрели представленные иллюстрации. Мы предложили построить модель Дворца Культуры города Похвистнево с помощью конструктора, дополнить конструкцию, придумать и построить еще другой мост, по замыслу и по желанию детей, на их выбор.

Детям были продемонстрированы образцы конструкций на карточке и способы их сборки, помимо этого мы обратили внимание детей на условия прочности конструкций.

Перед тем, как приступить к конструированию, дети продумывали, как будут строить макет, распределили между собой, кто и что будет конструировать, отобрали необходимые детали для конструирования. Дети с большим энтузиазмом принялись за постройку объекта, активно и с интересом обсуждали свою задумку, договаривались о деталях. Сконструировав объект, проверили его прочность.

Результатом достижения общего дела было оформление макета, обыгрывание постройки.

Результат: На данном этапе работы над проектом дети научились договариваться, планировать свою деятельность по созданию постройки; действовать сообща для достижения общего результата. Все участники проекта получили удовлетворение от совместной творческой технической работы.

На четвертом этапе результатом достижения общего дела была создана модель архитектурного объекта «Дворец города Похвистнево» из конструктора «Йохокуб».

Также, на данном этапе вместе с родителями было разработано электронное пособие (картотека) в соответствие с лексическими темами календарно-тематического планирования.

Проводился подбор загадок, иллюстраций и карточек-схем по лексическим темам, затем покадрово составляли странички в пособии с использованием компьютерных программ.

Сначала мы подбирали фон странички, искали загадку, подбирали карточку-схему сбора модели из конструктора «Йохокуб», затем озвучивали загадки и накладывали анимацию на страничку.

В озвучивании и монтаже пособия нам оказала большую помощь программы Microsoft PowerPoint и WindowsMovieMaker.

Результат: дети познакомились с картонным конструктором «Йохокуб», освоили возможности его использования в совместной и самостоятельной образовательной деятельности, а также у них сформировались начальные представления о том, как создаются электронные пособия в программе Microsoft PowerPoint.

Достижением общего дела стало создание игрового макета архитектурного объекта «Дворец города Похвистнево» из конструктора «Йохокуб» и электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ».

По завершению конструирования на пятом этапе дети презентовали свою модель макета Дворца Культуры.

Здесь было проведено испытание готового изделия. Модель макета Дворца Культуры, созданной нами, является уникальной в своём роде. Изделие разработано не только с целью развития игровой деятельности, но и с целью повышения интереса детей дошкольного возраста к соблюдению базовых конструктивных навыков.

Дети рассказали о проделанной работе, по желанию фотографировали, и с большим удовольствием обыгрывали постройку, а также был организован просмотр электронного пособия (картотеки) «ФЕЙЕРВЕРК yOhO-ИДЕЙ» детьми и родителями группы.

В результате нами были сделаны выводы, что применение STEAM практики конструктора «Йохокуб» в ДОО не только оказывает положительное влияние на общее развитие дошкольников, расширяет и дополняет их знания, но и находит положительный отклик у детей.

Таким образом, выполняя задания в игровой форме, у детей есть возможность еще обыграть свою конструкцию, что благотворно влияет на развитие фантазии и воображения, а также, развитие коммуникативных навыков.

Вывод: в результате реализации данного проекта дети познакомились с достопримечательностью города Похвистнево - Дворцом Культуры. Увидели всю красоту и оригинальность этого сооружения, его уникальную архитектуру, научились создавать замысел конструкции; убедились на конструктивной практике, что архитектурные решения «сегодня» ушли далеко вперед в своем развитии по сравнению с прошлыми годами.

Дети научились планировать свою деятельность, договариваться между собой, принимать общие решения в команде. Усовершенствовали конструкторские навыки и научились отмечать и замечать важные детали в архитектуре сооружения, которое конструировали. Научились анализировать объект и выделять в постройке основные части.

В заключение хочется отметить применение такого игрового оборудования, как конструктор «Йохокуб», не только для знакомства с объектами архитектуры и развитию ключевых компетенций дошкольника, но и для работы в STEAMS-проектах, которые мотивируют и практическим путем позволяют добывать знания современному дошкольнику.

Используемая литература

  1. STEAM практики в образовании Сборник лучших STEAM практик в образовании Часть 1. STEAM практики в дошкольном образовании: [Сборник]/ сост. Е.К.Зенов, О.В. Зенкова. ГАОУ ВО МГПУ, - Москва: Издательство «Перо», 2021. - 84 с.
  2. Анисимова Т.И., Шатунова О.В., Сабирова Ф.М. STEAM-образование как инновационная технология для Индустрии 4.0 // Научный диалог. - 2018. - № 11. - С. 322-332.
  3. Волосовец Т.В., Карпова Ю.В., Тимофеева Т.В. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»: учебное пособие. Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017.
  4. Рубан Г.А. «Такие разные постройки». Программа по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста. Самара: Абрикос Принт, 2016.
  5. Рудской А.И., Боровков А.И., Романов П.И., Киселёва К.Н. АНАЛИЗ ОПЫТА США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ В РАЗВИТИИ STEM-ОБРАЗОВАНИЯ// Научно-технические ведомости CПбПУ. Естественные и инженерные науки. Том 23, № 2, 2017.
  6. Челышева Ю.В. STEAM-среда и психологическое развитие ребенка/ Дайджест «STEAMS - практики в образовании». - 2021. - Выпуск 4.