Влияние учебно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках английского языка на формирование у них исследовательских умений и навыков (в контексте введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов)

Разделы: Иностранные языки, Краеведение, Руководство учебным проектом


Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно…
М.В.Ломоносов

Первостепенная функция педагогической науки - приобщение молодого поколения к принятой в данном обществе системе ценностей, вызывающих национальную гордость и патриотизм.

Обновленные стандарты определяют одним из результатов изучения учебного предмета «Иностранный язык» «развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксацию информации, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультурного общения».

В концепции «Наша новая школа» значительная роль отводится учебному предмету «Иностранный язык». Иностранный язык видится как определяющая дисциплина в развитии «таких качеств личности, как гражданственность, национальная идентичность, патриотизм, толерантное отношение к проявлениям иной культуры», что обусловлено потребностью современного общества. Чтобы справиться со всеми политическими и социально-экономическими проблемами, России нужны патриоты, которые стремились бы к успеху не ради личной выгоды, а с целью помочь стране своими делами.

В данном контексте перед российским образованием ставится задача развития и формирования чувств патриотического и этнического самосознания, выработке устойчивого иммунитета к всевозможным проявлениям шовинизма и национализма.

Необходимость культуроведческого образования средствами иностранного языка прочно вошла в содержание обучения. В наши дни нередко возникает практическая необходимость рассказать на иностранном языке о родной стране, ее культуре и обычаях, о родном крае, его достопримечательностях, памятных событиях, традициях. Как правило, у школьников это вызывает затруднения из-за отсутствия краеведческого материала по отдельным регионам в существующих учебниках по иностранному языку. Восполнить данный пробел как нельзя лучше помогает грамотно организованная исследовательская деятельность обучающихся. Исследовательская деятельность поможет выявить и развить интеллектуальные и творческие способности, аналитическое и критическое мышление, развить умение выступать перед аудиторией сверстников, обсуждать актуальные темы с использованием различных средств аргументации. Таким образом, исследовательская деятельность выступает как универсальный способ освоения действительности и формирования у обучающихся ключевых компетенций с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Включение обучающихся в такие этапы исследовательской деятельности, как: поиск и обнаружение проблемы; формулирование цели исследования; работу с источниками информации (дополнительной литературой, периодической печатью, документами, ресурсами Интернета); составление плана поиска; наблюдение, систематизацию собранного материала; обдумывание, рассуждение, подбор доказательств; формулировку выводов, - требует самостоятельной умственной деятельности школьников. Очень важно при этом, что происходит переход от объект-субъектной парадигмы образовательной деятельности к ситуации совместного постижения окружающей действительности, как того требуют Государственные стандарты нового поколения.

В результате совместной и индивидуальной исследовательской деятельности обучающиеся принимают активное участие в обсуждении и рецензировании работ своих товарищей, подводят итоги своей деятельности, отмечают типичные ошибки, выявляют трудности, с которыми столкнулись в ходе исследования, каждый из них выступает с публичным сообщением, которое сопровождается презентацией.

Хотелось бы более подробно остановиться на учебно-исследовательском проекте «Литературная карта Тамбовщины».

Организация и ход работы над учебно-исследовательским проектом на английском языке «Литературная карта Тамбовщины»

Этапы работы над проектом

Задачи для учителя

Подготовительный

- Провести анкетирование с целью выявления уровня познавательного интереса обучающихся.
- Определить темы проектов в рамках образовательной программы.
- Поставить проблему исследования краеведческого материала о поэтах и писателях - земляках и создания литературной карты области на английском языке.
- Ознакомить с земляками - деятелями литературы.

Основной

- Ознакомить обучающихся с методикой работы и аутентичным материалом на английском языке о британских писателях.
- Отработать программный лексико-грамматический материал на английском языке.
- Провести экскурсию на выставку Е.А.Боратынского в читальном зале городской библиотеки.
- Подготовить материал для создания коллективной презентации-выставки на английском языке (с учебным заданием - выбрать правильную видовременную форму глагола и закрепить усвоение пассивного залога).
- Подготовить материал на английском языке для создания коллективной презентации о жизни и деятельности Е.А.Боратынского (с грамматическим заданием - раскрыть скобки, употребить нужную видовременную форму глагола).
- Помочь обучающимся в организации поисковой работы по созданию литературной карты Тамбовщины.
- Проверить рабочие варианты, организовать обсуждение, само- и взаимоконтроль.

Завершающий

- Провести систематизацию собранного материала.
- Проконсультировать обучающихся по оформлению презентации и защите мини проектов на английском языке «Литературная карта Тамбовщины».
- Провести уро-презентацию проектов.
- Обсудить результаты и создать общую литературную карту на английском языке.
- Провести анкетирование с целью выявления изменения уровня познавательного интереса обучающихся.

Практическое использование проектов

Использовать презентации проектов на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях.

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. Учебно-исследовательская деятельность как педагогическая технология формирует у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [электронный ресурс] https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/.
  2. Пассов Е.И. Программа-концепция: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур (5-11 классы) / Е.И.Пассов. - СПб.: Питер, 2014.
  3. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностр. языки в школе. - 2014. - №6.
  4. Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография. - М.: Еврошкола, 2003.