Повышение мотивации при обучении иностранному языку с помощью применения интерактивных тетрадей

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силою принуждения,
убивает в ученике охоту к учению,
без которой он далеко не уйдет.

К.Д.Ушинский

В современных условиях для обеспечения эффективности учебной деятельности в школе необходимо использование современных техник и приемов визуализации учебного материала. Всем известно, что лучше запоминается то, что интересно, что было эмоционально окрашено, чему научился сам. Перед педагогами встает вопрос: как же сделать так, чтобы в памяти учащегося остался изученный материал, чтобы ребенок мог использовать полученные знания на практике?

В нашей работе мы сталкиваемся с проблемой объяснения грамматики английского языка в младших классах. Многим ребятам тяжело понять суть сложных правил, так как у них мало представлений о самом языке. Для того чтобы учащиеся легко понимали грамматические правила и не потеряли мотивации к изучению предмета, необходимо преподносить материал интересно, учитывая психологические и возрастные особенности учеников.

Говоря о визуализации учебного материала при изучении английского языка, наиболее интересным и эффективным способом сделать процесс освоения знаний в начальной школе интересным и продуктивным, является использование интерактивной тетради.

Что такое интерактивная тетрадь? Интерактивная тетрадь - это современная форма ведения ученической тетради, которая позволяет обучающимся активно участвовать, анализировать и взаимодействовать с новой информацией на занятиях.

Поскольку, благодаря наличию интерактивных элементов, внешний вид таких тетрадей разительно отличается от обычных, интерактивные тетради сразу притягивают и легко удерживают внимание и интерес учеников.

Но интерактивные тетради отличаются от традиционных не только своим внешним видом.

В них есть масса неочевидных достоинств, что превращает их в отличное средство для изучения и отработки, фактически, любой темы или материала.

Интерактивная тетрадь - это тетрадь, которая содержит в себе различные интерактивные шаблоны с использованием различных интерактивных элементов: кармашков, мини-книжек, книжек-гармошек, дидактических игр, направленные на изучение и закрепление тем.

Задачи, которые помогают решать интерактивные тетради:

  • компактная организации информации по изучаемой теме;
  • визуализация теоретического материала;
  • структурирование сложной информации;
  • детальное понимание и запоминание информации по изучаемой теме;
  • многократное повторение и закрепление материала по пройденной теме;
  • развитие познавательного интереса и творческого мышления.

Интерактивные тетради подходят для детей любых возрастов, любых склонностей и любого уровня владения языком.

Ведение и создание интерактивных тетрадей очень простое и интересное занятие, которое увлечет любого ребенка. Открывать окошки в только что сделанном шаблоне будет интересно как малышу, так и пятикласснику.

Но стоит сказать, что при работе с разными возрастными группами ведение интерактивных тетрадей имеет свои нюансы. Так для учеников 1-2 классов не стоит выбирать слишком сложные для вырезания формы. Шаблоны должны содержать интересные, красивые и подходящие по возрасту иллюстрации. Которые, к тому же, можно раскрасить по своему усмотрению. И так как дети только-только приступили к изучению иностранного языка и только учатся писать, шаблоны должны содержать уже готовые тексты или правила. Учащиеся будут прописывать слова или дополнять информацию.

Где-то это будут слова, прописанные пунктиром, и дети их прописывают как в прописях. В других случаях в слове будет пропущена буква или несколько букв.

В первые годы внедрения интерактивных тетрадей, не стоит на каждом уроке вводить новый шаблон. Лучше дать детям привыкнуть, к данному виду деятельности и отработать его основательно. Оформить шаблон, сравнить с шаблонами других учеников, поиграть с ним, полюбить его (т.е. полюбить свой труд).

На примере использования УМК «Английский в фокусе-2» проанализируем работу по использованию интерактивной тетради.

«Английский в фокусе» - первый российский УМК, который является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» (Россия) и британского издательства «Express Publishing» (Великобритания).

В основу УМК в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предусматривающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции.

Младшие школьники изучают английский язык вместе с основными героями, действующими как в реальных, так и в сказочных ситуациях. Главные персонажи - восьмилетний мальчик Ларри и его младшая сестра Лулу, их волшебница-няня и не совсем обычный домашний любимец - обезьянка Чаклз. Выбор таких героев не случаен: в этом возрасте школьникам нравятся сказки и чудесные превращения, и они с большой любовью относятся к животным.

В начале учебника дается вводный курс Let'sgo, цель которого познакомить учащихся с первыми фразами на английском языке: как представиться, поздороваться и попрощаться. Далее следует раздел My letters, который знакомит учащихся с английскими звуками и алфавитом. Затем в водном модуле (Starter) Hello! My Family! учащиеся встречаются с главными героями и усваивают элементарные слова и структуры по теме My Family. Далее следуют 5 основных модулей, которые ставят перед учащимися следующие задачи:

Модуль 1: My Home! - научить называть и описывать предметы мебели и части дома.

Модуль 2: My Birthday! - научить говорить о возрасте, дне рождения и еде.

Модуль 3: My Animals! - научить называть животных, говорить о том, что они умеют/не умеют делать.

Модуль 4: My Toys! - научить называть игрушки, говорить, где они находятся, описывать внешность.

Модуль 5: My Holidays! - научить говорить о погоде, одежде, каникулах и временах года.

Также в каждом модуле есть разделы:

  1. Portfolio;
  2. Spotlight on the UK;
  3. Fun at school;
  4. Now I know
  5. Сказка The Town Mouse and Country Mouse.

Главные грамматические правила, с которыми знакомятся ученики 2 класса (глагол-связка to be, модальный глагол can, конструкция have got, артикль a/an/the, множественное число существительных, местоимения) достаточно сложны в понимании, поэтому интерактивная тетрадь - настоящая находка для учителя.

Применение интерактивной тетради проходит в четыре этапа:

  1. Подготовка. Этот этап предусматривает организационные моменты.
  2. Введение. На данном этапе важны объяснения правил работы.
  3. Проведение. Обязательным является обсуждение заданных учителем ситуаций, самостоятельный или групповой поиск решений, формирование ответов.
  4. Рефлексия и результаты. Элементами данного этапа является обсуждение результатов, оценка, обратная связь.

Как вести интерактивные тетради на уроке в школе?

Для ведения интерактивной тетради понадобятся шаблоны. Сделать шаблоны совсем не сложно, главное помнить они должны быть максимально простыми и понятными. Очень важно подбирать такие шаблоны, которые можно использовать на протяжении нескольких уроков: дополнять, дописывать, комбинировать с другими.

Рассмотрим шаблоны, которые легко и просто может применить каждый учитель в школе для любых грамматических и лексических тем и получить хороший результат.

  • Flap book - мини-книжка с окошками. «Флэпбуки» можно применять к любым грамматическим темам. Количество «флэпов» зависит от того, что вы изучаете. Она также идеально подойдет для ведения словаря. На внешней стороне «флэпа» можно написать слово, а внутри - транскрипцию и перевод.
  • Layer book - многоуровневая книга, сделанная из бумаги различной длины, сложенная и сшитая вместе. Слои могут идти вверх и вниз или из стороны в сторону. Многоуровневая книга подойдет для списка связанных вещей.
  • Petal book - книжка с лепестками.
  • Accordion book - книжка-гармошка.
  • Wheel book - вращающаяся книга.
  • Interlock - книжка с замочком.

Все это приводит к тому, что «скучная» грамматика становится занимательной, ранее пройденный материал хорошо запоминается, ученики с интересом выполняют домашние задания и общий рост успеваемости в классе быстро идет вверх. Дети учатся с удовольствием, а учитель получает удовлетворение и положительные эмоции от своей работы.

Методика интерактивных тетрадей несомненно очень увлекательна и привлекательна для детей, а также и для учителя.

Тетради становятся любимыми и родными, дети перестают «забывать» и «терять» их, гордо демонстрируют родным и знакомым, с радостью выполняют в них домашние задания.

В итоге дети самостоятельно создают самое эффективное пособие, которым с удовольствием пользуются на протяжении всего обучения.

Тематическое планирование при этом не изменяется, программа остаётся та же, вносить изменения нет необходимости.

В процессе работы прихожу к выводу, что использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка помогает:

  • совершенствовать и оптимизировать учебный процесс;
  • делать урок более интересными;
  • повышает мотивации к обучению;
  • развивает креативные способности детей.

Интерактивная тетрадь - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь, ведь если посеять в ребенке «зерно» открытия и исследования, оно будет расти и увеличиваться. Задача учителя лишь придавать учащимся уверенности в своих силах и правильно мотивировать на открытие новых горизонтов.

Список литературы

1. Использование интерактивных тетрадей при обучении английскому языку младших школьников. https://www.prodlenka.ru

2. Любимова Т.В. Использование интерактивных тетрадей в обучении английскому языку в младших школьников. https://urok.1sept.ru

3. Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе.- 2010 - N 4 - С. 14-16.

4. Рыкова А. Интерактивные тетради. 35 креативных идей на уроках английского. https://interaktivnye-tetradi.com/

5. Рыкова А. Интерактивные тетради. 7 критических ошибок, которые заберут 90% эффективности вашего труда. https://interaktivnye-tetradi.com/

6. Филонова М.Э. Использование интерактивных тетрадей на уроках английского языка с целью повышения мотивации учащихся https ://урок.рф/library