Мастер-класс для учителей начальных классов "Словари – сокровища национального языка"

Разделы: Начальная школа, Мастер-класс

Ключевые слова: словари


Цель: показать использованием словарей в учебном процессе.

Задачи:

  • выявить уровень эффективности использование словарей на уроках русского и литературного чтения;
  • показать комплекс упражнений, направленный на овладение компонентами умения пользоваться словарями;
  • представить обзор современных словарей языка писателей;
  • формировать привычку регулярно обращаться к словарям как к источнику знаний;
  • воспитывать чувства уважения к справочной литературе - словарям.

Дидактический материал: словари, презентация, видео, картинки, напечатанные слова и текст, фотография писателя французского А. Франса,

Информация для любознательных (на доске): 17-томный Словарь современного русского литературного языка содержит - 120480 слов. Словарь взрослого человека, имеющего высшее образование - 12000 слов. Словарь школьника (10-11 лет) - 3600слов.

1. Вступление в контакт с участниками мастер-класса

Составьте из букв слово: С, О, Л, А, В, Р, И.

Русский язык не зря считается одним из самых сложных в мире. Ещё бы! Какое количество правил и исключений, какой богатый словарный состав. Неудивительно, что даже у очень образованных людей возникают вопросы и сомнения как правильно сказать, как верно написать, откуда произошло то или иное слово. На многие вопросы ответ могут дать словари.

2. Актуальность проблемы

- Готовясь к мастер-классу я: думала, мыслила, ломала голову, размышляла, соображала, шевелила мозгами, даже кумекала (словарь синонимов стр. 105)

- Коллеги. Что это за ряд слов? Правильно - это синонимический ряд.

- Синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения слова. Умелый подбор синонимов придаёт языку красочность и выразительность. В словаре Зинаиды Евгеньевны Александровой 90 тыс. синонимических рядов.

- Друзья. Предположите, а сколько синонимов у самого слова словарь? 5,8,15 или 23?

Интернет утверждает - 59 слов. Они фантастически. Давайте познакомимся с некоторыми из них:

  • глоссарий (предшественник словаря - 25 тыс. лет до нашей эры)
  • ономастикон (толкование имён)
  • произвольники (церковнославянский словарь)
  • притчники (притча, иносказания, 14 век)
  • разговорники (16 век, переводы слов)
  • лексис (первый печатный словарь содержал 1061 слово, появился он в 1596 г., как приложение к грамматике Лаврентия Зизаниния)
  • азбуковники (толкование слов)
  • речник, словотолковник, словник, тезаурос (синонимы), вокабуляри
  • кладовая слов, книга …
  • Разные источники по-разному определяют значение самого слова словарь. Мы рассмотрим словарь, как справочник, в котором можно почерпнуть ту или иную информацию о единице языка, или предмете.

3. Основная демонстрационная часть

Все слышали выражение «Встречают по одёжке». Что оно обозначает?

При первой встрече с незнакомцем бросается в глаза внешний облик, улыбается или серьёзный, аккуратность в одежде и как он себя ведёт. И как только человек заговорит, у нас появится ещё одно мнение, почему мы можем его судить. Это речь. Речь - серьёзная характеристика каждого человека, должна быть разнообразной, богатой, нужно понимать смысл слов, но слова нужно ещё и правильно произносить. Правильность произношения слов устанавливается и регулируются ОРФОЭПИЕЙ.

- Русский язык, 2 класс, я просила ребят нарисовать рисунки к словам: кружки, гвоздики.

- Вот что нарисовали дети. Почему же рисунки получились разные? Пришли к выводу: с изменением ударения изменится значение слова.

Однажды Петя открыл газету и прочитал: «В город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому его хозяйка - заслуженная актриса Российской Федерации Л.Шишханова».

Петя удивился и крикнул: «Мама, какая-то странная заметка?»

- Почему возникла путаница в голове у Пети?

- Коллеги, как Вы думаете, что посоветует мама сыну? (сразу даст ответ)

- А учитель? Правильному произношению слов поможет Большой орфоэпический словарь русского языка, автор доктор филологических наук Мария Леонидовна Каленчук или словарь Еськовой Н.А.: произношение, ударение, грамматические формы, около 65000 слов.

Ударение самая сложная область русского языка для усвоения. Ударение можно сравнить с кузнечиком, которого непросто поймать. В русском языке место ударения может меняться при изменении слова, то есть прыгает с одного места слога на другой (начал, начать, начала). Большая часть слов русского языка (около 96 %) имеет подвижное ударение.

- Во многих языках мира ударение прикреплено к определённому слогу. Посмотрим видео «Говорить по-русски».

Для того, чтобы слово стало «своим», то есть вошло в активный словарь школьника, детям предлагаются оригинальные способы запоминания ударения и предупреждения распространенных в виде стишков с иллюстрациями:

1.

Вот стоит большая ель.
А под ней растёт щавель.

2.

Красит стены нам маляр,
Мебель делает столяр.

3.

Наша баба Фёкла красная, как свёкла. (ё всегда ударная)

Иногда возможны два варианта правильного ударения.

4.

Хочешь вкусный съесть пирог
Положи в него творог!
Ну, а если он вдруг дорог -
Положи в него ты творог. (Вывешиваю рифмовки-стишки)

- Трудности может вызывать не только ударение, но и некоторые сочетания звуков.

Школьники читают разговор между папой и сыном.

- Ты что такой скучный, Петя?

- Я не нарочно.

- Давай смастерим скворечник.

- Но сначала позавтракаем.

- Сейчас поджарим яичницу.

В настоящее время вопрос о произношении на месте орфорграфического сочетания ЧʼН звуков [шн] или [ч'н] решается в словарном порядке.

Рассмотрим три картинки (луковые зелёные перья, перьевая ручка, гусиное перо), Какой словесный образ объединяет эти картинки? Объяснить разницу слов, подкрепляя свои рассуждения, поможет толковый словарь: С.И.ОжеговА, В.И.Даля, Д.Н.Ушакова.

- А какая опасность таится в несклоняемых именах существительных: кофе -м. р., тюль -м. р., пальто -ср. р, кино - ср. р., метро -ср. р..?

- Для детей младшего школьного возраста трудно определить род. Эта ещё одна возможность обратиться к справочной литературе - словарю.

- Да, работа со словарём очень трудоёмкая, поэтому из соображений экономии времени на уроке, является наличие словарей в самих учебниках, где имеется достаточное большое количество заданий для школьников с необходимостью обращения к словарям (иногда, как к отдельной книге).

- Чем раньше школьник заведёт дружбу с ними, научатся ими пользоваться, тем шире будет их кругозор, основательнее знания. Долг учителя - помочь в этом.

- В 3-м и 4-м классах в учебнике появляется новый для начальной школы тип словаря - грамматический или «Словарь трудностей».

- Перед школьниками стоит задание «Какого рода и числа слова?», куда включаются те слова, с которыми обычно бывают связаны различные виды нарушений культуры речи, например: «красная помидора», «новый полотенец», «упала грабля», «вкусный вермишель», «серый мышь», «веселилась детвора», «моё фамилие».

В 4 классе в связи с изучением изменений имён существительных по падежам рассматриваются особые трудности, связанные с образованием падежных форм и с построением словосочетаний. Каждому учителю хорошо знакомы ошибки, типа «делов», «местов», «яблоков» ...а как ученику научиться говорить правильно, если в речи окружающих он слышит приведённые ошибки?! Помочь может работа только с особым словарём.

Проблема в том, что недостаточное количество словарей в фондах библиотек, а зачастую полного отсутствия у учащихся дома.

При невозможности иметь словари в классе, можно сканировать страницы и выводить их на экран. В результате включается и зрительная память, и слуховая, что, несомненно, работа на уроке пройдёт продуктивнее.

Следует взять учителю на заметку, что словари вносят оживление в учебный процесс и положительно влияют на развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся.

В языке отразились многие явления жизни людей. Мы употребляем выражения, происхождение которых связано с давно ушедшими в прошлое.

- Уши нужно мыть - это знают все. А вот что ещё можно делать с ушами? Расскажет текст под названием «Ушария».

- «Когда вы уплетаете так, что за ушами трещит (с большим аппетитом) и не верите своим ушам (очень удивляетесь), слыша этот треск, и он вам ухо режет (неприятен) - не расстраивайтесь! Пусть вам завидуют те, кому такого аппетита не видать как своих ушей (никогда не будет)».

- Несомненный интерес представляет Большой фразеологический словарь русского языка под редакцией В.П. Телия. По своей новизне, полноте и способам описания фразеологизмов словарь не имеет аналогов в мировой лексикографической практике.

- Чем интересны фразеологизмы? Их нельзя разрушить.

Русский язык богат фразеологическими оборотами. Они укрепляют нашу речь, делают её образной, выразительной. Все словари интересны, все понятны. Но самый красочный - это фразеологизмов.

Каких только словарей нет! По какому словарю можно узнать? Помада и помидор являются ли родственными словами по своему происхождению?

Две фразы:

ОН НАДЕЛ КАШНЕ.

ОН НАДЕЛ БОЛИВАР.

- Все слова нам понятны?

Когда мы читаем художественное произведение, то порой сталкиваемся с непонятными словами, смысл которых осознаём, исходя из контекста. Но, знакомясь с произведениями XVIII-XIX веков, мы всё чаще сталкиваемся с трудностью толкования того или иного слова, так как оно устарело, ушло из нашей речи ... По словарям мы можем узнать, что когда-то существовали стрельцы и стряпчие, городовой и городовик, кашне и боливар …

Надев широкий боливар,
Пушкин едет на бульвар.

Словарь языка писателя - это своеобразный путеводитель по творчеству писателя, ключ к правильному пониманию текстов автора. Он выполняет функции реального комментария к художественным произведениям.

Гордость и сокровище национального языка - это «Словарь языка А.С.Пушкина» в 4-х томах. Обращаясь к словарям писателей поможет глубже проникнуть в замысел автора, полнее и точнее представить ту эпоху, в которую жил и творил писатель.

Особенность таких словарей в том, что каждое слово не просто растолковано, но и проиллюстрировано. В русском языке 500 тысяч слов. Сколько же слов должно быть в языке, чтобы передать всё то, о чём пишет Пушкин?

Анализируя художественное произведение с детьми, мы неизбежно говорим о том, что такое хорошо и что такое плохо, сравниваем героев, их поступки, черты характера, то есть используем антонимы. Например: мужество - трусость, решительный - боязливый, равнодушие - отзывчивость … Как показывает практика, подбор антонимов школьникам даётся труднее, чем составление синонимического ряда слов. После сопоставления персонажей можно предложить ребятам составить синквейн. Большой толковый словарь русских глаголов под редакцией профессора Л.Г. Бабенко при анализе средств выразительности, мастерства писателя.

4. Дополнительно

И всё же в наш век Интернета под рукой очень часто оказывается совсем не книга, а клавиатура компьютера. Достаточно оформить запрос - и можно получить необходимую информацию о слове. Причём, электронная форма позволяет не экономить время, место и дать больше информации об одном слове в статье.

- Правят нашей речью вот эти словари: их фото.

5. Рефлексия

Школьники посвятили небольшие оды словарю в форме синквейна.

  1. Словарь. Разнообразный, поучительный. Удивляет, помогает, отвечает, дарит новые слова. Любопытство!
  2. Словарь. Карманный, популярный. Уточняет, отображает, указывает,становится полезным предметом. Сборник.
  3. Словарь. Расширенный, толковый. Переводит, поясняет, содержит. Помогает изучить язык. Книга.
  4. Словарь. Современный, трудный. Используется, переводит, помогает. Наполнен различными терминами. Справочник.

Вывод

- Какие открытия Вы совершили для себя важные и нужные?

Каким бы словарь не был, он выполняет свою миссию. Общая функция всех словарей - фиксация, систематизация, хранение знаний о мире и о национальном языке, передача этих знаний от поколения к поколению.

Французский писатель и литературный критик Анатоль Франс писал: «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, но и за всё то, что есть в них прекрасного и величественного».