Познавательно-исследовательский, творческий проект по патриотическому воспитанию «Наша Родина – Россия! Нет земли для нас красивей!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Информационная карта проекта

Кадры: воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель.

Город, представившийся проект: г.Похвистнево.

Тип проекта: краткосрочный.

Вид проекта: Познавательно-исследовательский творческий, направленный на познавательное развитие и стимулирование детского творчества, развитие интереса к исследованию через выполнения различных заданий.

Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня одна из наиболее важных. Издавна сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в России были чертой национального характера.

Дети имеют мало представлений о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Цель педагогическая:

  • Воспитание у детей любви к большой, многонациональной Родине - России.
  • Создание условий для зарождения гражданственности и патриотических чувств по отношению к своей Родине.
  • Создание с детьми и родителями выставки рисунков.
  • Ознакомление дошкольников с достопримечательностями Самарской губернии, России.
  • Привлечение детей и родителей к участию в проведении проекта.

Цель детская: Узнать больше о городах нашей Родины, об их достопримечательностях, о традициях разных народов, о государственных и народных праздниках.

Краткое содержание проекта: Проект направлен на развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников их конструктивных способностей. В ходе реализации проекта дети будут участвовать в исследовательской деятельности, познакомятся с достопримечательностями городов, народными праздниками, традициями подборе материала для дидактической игры. Поучаствуют в выборе материала, узнают много интересного о своей Родине.

Срок проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: (взрослые и дети) 13 человек.

Возраст детей: 6-7 лет.

Форма проведения: фронтальная.

Продукт проекта: Оформление выставки для родителей и детей «Наша Родина - Россия!», Дидактическая игра «Люблю тебя, мой край, моя Россия».

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Дети познакомятся с историческими фактами России, расширят представления о Родине через знакомство с малой родиной.
  • В ходе реализации проекта у детей расширится словарный запас.
  • Они научатся планировать последовательность действий.

Задачи:

  • формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, -детскому саду, города).
  • формирование духовно-нравственных отношений.
  • формирование любви к культурному наследию своего народа.
  • воспитание любви уважения к своим национальным особенностям.
  • чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Форма презентации: мультимедийная.

Актуальность: Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами. Это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач ДОО. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам и гордость за свой народ, желание сохранять и приумножить богатство своей страны и своего города. Поэтому, моей задачей, как педагога является: воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Гипотеза: если мы рассмотрим фотографии, иллюстрации о городах нашей Родины, спросим у родителей, у бабушек, дедушек, сходим на экскурсию, посмотрим в интернете, поучаствуем в мероприятиях, то узнаем много интересного о городах Самара, Москва, Владимир, о праздниках и традициях нашего народа, о семейных традициях.

Модель трех вопросов

Что мы знаем о нашем городе?

  1. Мы знаем, что наша страна называется Россия. (Алина Н.)
  2. У нас вокруг красивая и богатая природа. (Артем А.)

Что мы хотим узнать?

  1. Какие строят дома, другие объекты? (Арсений У.)
  2. Как живут люди в нашей стране? (Вика Т.)
  3. Какие архитектурные достопримечательности есть в городах нашей Родины? (Амилия А.)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  1. можно спросить у родителей. (Еремей С.)
  2. сходить в краеведческий музей (Алина Ц.)
  3. рассмотреть фотографии, книги о родном городе, стране. (Злата Р.)
  4. поискать в интернете, совершить виртуальные экскурсии по городам нашей Родины. (Москва, Самара) (Артемий К.)
  5. поездить по городу и посмотреть. (Артем А.)

Этапы реализации проекта

Описание проекта

I этап. Подготовительный

На первом подготовительном этапе реализации проекта была обозначена проблема, которая заключалась в том, что во время проведения «Утреннего сбора» вместе детям мы рассматривали фотографии с изображением нашего города, городов России и спросила:«Как называется улица, здания, изображенные на фотографиях»? Оказалось, что дети затрудняются ответить на поставленные вопросы. И вместе с детьми мы решили узнать, где объект расположен, его культурную значимость, почему он так называется. Мы стали рассматривать фотографии нашего города, города Самары, материалы об истории России, рассматривали с детьми фотоматериалы с изображением архитектуры прошлого и настоящего, знакомились с символикой страны, города, с названиями улиц. А потом мы решили, что было бы интересно самим узнать много интересного о нашей стране о родном крае. Проанализировав детские вопросы, мы предложили вместе с родителями узнать об этом в Интернете, книгах, энциклопедиях и т.д.

На втором исследовательском этапе совместно с детьми был разработан план действий. Дома вместе с родителями в Интернете они искали информацию о древних городах нашей Родины, о реках, протекающих в нашем крае, об архитектурных достопримечательностях города, о национальных праздниках и традициях. Нашли и внимательно рассмотрели иллюстрации о народных промыслах.

Вечером дети и родители получили домашнее задание узнать, понаблюдать, исследовать «Спортивные объекты нашего города», «Наш город в разные времена года», «Культурные объекты», «Архитектурные достопримечательности нашего города» «Города России», «Самарская губерния»

В результате деятельности на этом этапе дети получили задания для исследования различных фактов из истории нашей Родины.

III этап. Практический

В ходе бесед, экскурсий дети узнали о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Дети обратили внимание на объекты города, которые расположены на ближайших улицах: школа, церковь, почта, аптека, рассказывали об их назначении. Дети вместе с родителями находили информацию в честь кого воздвигнуты памятники, названы улицы, рассказывали о семейных традициях (это и велопрогулки, катание на лыжах, коньках, семейные праздники). Через дидактические игры «Собери герб» «Назови элементы» «Угадай по описанию» ребята знакомились с государственной символикой. Ребята вместе с родителями и педагогами находили, рассматривали материал о природе родного края. У детей расширились представления о России, её реках, растениях, животном мире, лекарственных травах. Дома вместе с родителями подготовили материал о великой русской реке Волге, с большим интересом рассматривали фотографии о Жигулевских горах, нарисовали рисунок для выставки. На развлечения, праздниках ребята знакомились с бытом и традициями России: гостеприимством, уважением родителей, самобытностью русской кухни. В утренние и вечерние часы с детьми продолжали знакомство с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, закличками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. На занятиях дети слушали рассказы о российской армии, о воинах, которые защищают нашу Родину. Читали и обсуждали рассказы: А.Митяев «Наше оружие», «Почему армия всем родная», Л.Кассиль «Твои защитники», С.Баруздин «Шел по улице солдат», А.Твардовский «Рассказ танкиста», Б.Никольский «Как танк под воду опускался», В.Д.Нестеренко «У обелиска». Ребята с интересом и гордостью слушали рассказы и принимали участие в беседе. Дети с большим интересом окунулись в историю России: знакомились с русскими богатырями, воспетыми в былинах, узнали почему города Владимир и Суздаль называют древними? Собрали материал. В ходе этих занятий детям привились такие важные понятия, как долг перед Родиной, любовь к Отечеству, героизм, трудовой подвиг.

В результате проведенной на этом этапе работы дети прониклись такими понятиями: как любовь к родному краю, к родному дому, уважение и гордость к защитникам Родины, к культурному наследию своего народа.

IVэтап. Презентационный

На четвертом этапе проходила презентация проекта. Дети с гордостью рассказывали сверстникам, что у них получилось. Продемонстрировали свои рисунки, выполненные вместе с родителями дома. С гордостью поделились информацией о достопримечательностях нашего города, Самарской губернии, России.

В результате реализации проекта дети научились договариваться, планировать свою деятельность, действовать сообща для достижения общего результата.

Список литературы

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М.Виноградовой, М., 1991
  2. Герасимова, О. Люби и знай родной свой край / О.Герасимова // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 8. С. 4-14.
  3. Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2012.
  4. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2010.
  5. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М: ТЦ Сфера, 2010
  6. Жариков А. Д. Растите детей патриотами. М., 1989.
  7. Новицкая М.Ю. Наследие: патриотическое воспитание в детском саду. - Москва: Пресса, 2009.
  8. Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2009.