Формирование математической грамотности принципами экологического образования

Разделы: Математика, Экология


Цели развития экологической культуры личности в процессе обучения математике должны быть достигнуты в той степени, чтобы выпускник мог и желал их самостоятельно реализовывать в трудовой деятельности, быту и повседневной жизни, должен иметь устойчивую потребность и навыки самостоятельной рациональной практико-экологической деятельности и поведения в природе.

Задачи экологизации математики должны согласовываться с общими принципами экологического образования:

  • междисциплинарность;
  • целостность окружающей среды;
  • единство глобального мышления;
  • единство локального действия.

Математические задачи с экологическим содержанием классифицированы по:

1>) содержимому признаку:

  • информационные задачи, несущие определенную информацию, которая дает представление об объектах и явлениях, связанных с экологической наукой.
  • практически направленные задачи, содержащие описание способов определения или оценки величин на местности, в окружающем пространстве.
  • прикладные задачи, в содержании которых имеется постановка не которой проблемы, разрешение которой возможно осуществить методами математики. Проблема, поставленная в задаче, должна иметь экологическую направленность.
  • исследовательские задачи - целью которых является выявление математических закономерностей в природных явлениях, процессах.

2) способу воздействия при формировании экологической культуры:

  • демонстрационные задачи, в которых дано описание памятников культуры, законов строения природных объектов;
  • проблемные задачи, в которых рассматривается какая-либо проблема, имеющая экологическую направленность, и указываются возможные пути ее решения;
  • указательные задачи, в которых имеется указание некоторой экологической проблемы без демонстрации пути ее решения.

Математические задачи с экологическим содержанием

  1. Задачи, мотивирующие введение понятия.
  2. Задачи, готовящие к изучению понятия на содержательном уровне.
  3. Задачи, иллюстрирующие введенное понятие.
  4. Задачи, закрепляющие введенное понятие на стадии его усвоения.
  5. Задачи, демонстрирующие применение сформированного понятия.
  6. Задачи, позволяющие установить связи этого понятия о изученном ранее.

Примеры экологических задач решаемых количественным методом

Задача № 1. Для наблюдения за состоянием атмосферы метеорологи иногда поднимаются на воздушном шаре. Сколько квадратных метров материала пойдет на изготовление оболочки воздушного шара диаметром 10 м, если на швы надо добавить 5% поверхности шара? Особую тревогу метеорологов вызывают кислотные дожди. Из-за чего такие дожди происходят?

Задача № 2. Салат из одуванчиков имеет массу 200 г. Узнайте массу каждого компонента, если петрушки в 1,7 раза больше, чем масла, а зеленого лука в 2,4 раза больше, чем петрушки. Знаешь ли ты, когда и как собирать цветки или корни одуванчика? (Одуванчик лекарственный содержит минеральные соли, витамины группы В, органические кислоты и смолы; используется для улучшения пищеварения, снимает спазмы).

Задача № 3. Дым одной папиросы содержит 5 мг никотина. Сколько мг яда примет один человек за один день, выкурив 10 папирос, если от каждой из них в его организм попадает пятая часть никотина, содержащегося в папиросе?

Смертельная доза никотина для 1 человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела. Какую опасность для самого человека имеет пристрастие к курению?

Какие меры, по вашему мнению, надо принимать?

См. статью в полном объеме в форме презентации