Проект "Истоки народной культуры детям"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Данный проект направлен на развитие у детей 3-4 лет первоначальных представлений об истоках народной культуры через беседы, игры, чтение потешек, сказок, закличек, а так же изготовление игрушек и поделок своими руками самостоятельно и совместно с родителями из различного материала. Данный проект поможет познакомить детей с бытом, народными промыслами, народным творчеством, что внесет определенный вклад в развитие мышления, памяти, творческого воображения ребенка. Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством его гуманного, нравственного и эстетического воспитания.

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство, то есть то,
что запечатлено народом, сохранено,
то, что народ пронес через столетия».

М.И.Калинин

Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях такие чувства, как любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Русская народная культура - неиссякаемый источник народной мудрости, в котором сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Высокое художественное совершенство и доступность восприятию дошкольником материала народного наследия представляется важным средством воспитания, приобщения к народной культуре, к общечеловеческим ценностям, к родному языку.

Знакомя детей с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине, формируется творчески развитая личность, повышается уровень познавательных способностей детей.

Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

2. Цель проекта: развитие первоначальных представлений об истоках народной культуры у детей 3-4 лет.

3. Задачи проекта:

  • Познакомить детей с дымковской игрушкой, учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек.
  • Продолжать знакомить детей с народным фольклором: потешками, закличками, колыбельными, сказками, пестушками, считалками, скороговорками, пословицами, поговорками, загадками, с русскими народными подвижными и хороводными играми.
  • Развивать творческие и познавательные способности, речевые умения и мелкую моторику рук, обогащать словарный запас детей.
  • Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, познавательный интерес и любовь к Родине.
  • Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность.

4. Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

5. Сроки реализации проекта: краткосрочный, с 07.03.2022 г. по 18.03.2022 г.

6. Тип проекта: познавательно-творческий.

7. Подготовка проекта:

  • Определение темы проекта: Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного творчества? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой?
  • Определение форм работы с детьми, постановка задач.
  • Организация и пополнение уголка изобразительной деятельности.
  • Подбор информации для родителей, направленных на формирование у ребёнка системы ценностных отношений к истории нашей Родины.
  • Определение форм работы с семьей, направленных на воспитание у ребёнка нравственных, эстетических качеств.
  • Разработка конспектов занятий с детьми по рисованию, лепке, развитию речи, картотеки народных подвижных игр.
  • Изготовление аппликаций, поделок, рисунков, макетов, коллективной аппликации, дидактических игр, фотоальбома.

8. Мероприятия проекта

Название мероприятия

Сроки проведения

Участники, количество участников

1.

Лепка из соленого теста «Баранки»

Март

Воспитатели

2.

Самостоятельное творчество детей (раскраски: «Лошадка», «Матрешка», «Барашек», «Петушок», «Барышня»)

Март

Воспитатели,
27 детей

3.

Изготовление папье-маше «Матрешка» (дымковская роспись)

Март

Воспитатели

4.

Изготовление поделки «Колодец»

Март

2 (родители, дети)

5.

Изготовление макета «Русская изба»

Март

Воспитатели

6.

Изготовление поделки «Коромысло с ведрами»

Март

2 (родители, дети)

7.

Коллективная аппликация «Хоровод матрешек»

Март

Воспитатели, 27 детей

8.

Поделка по дереву «Скворцы прилетели»

Март

Воспитатели

9.

Фотовыставка «В умелых руках рождается игрушка»

Март

27 семей

10.

Матрешка (ДVД-диск, пластилин, краски, фломастеры)

Март

5 детей

11.

Поделка «Яйцо» (дымковская роспись)

Март

Воспитатели

12.

Нетрадиционная техника А-3 «Матрешка»

Март

Воспитатели, 1 ребенок

13.

Дидактическая игра «Собери матрешку по росту»

Март

Воспитатели

14.

Дидактическая игра «Собери матрешку по контуру»

Март

Воспитатели

15.

Дидактическая игра «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей)

Март

Воспитатели

16.

Дидактическая игра «Расскажи о народном промысле»

Март

Воспитатели

17.

Папа-передвижка «2022 год - Год культурного наследия народов России»

Март

Воспитатели

18.

Рукоделие «Половик»

Март

Воспитатели

19.

Поделка «Барышня»

Март

Воспитатели, дети 5, родители 5

20.

Поделка «Петушок»

Март

Воспитатели, дети 3, родители 3

21.

Аппликация «Дымковская салфетка»

Март

2 ребенка

22.

Фотоальбом «Помним и чтим культуру народа»

Март

Воспитатели, дети, родители

23.

Поделка «Ложка»

Март

Воспитатели

24.

Поделка «Подставка под яйцо» (дымковская роспись)

Март

Воспитатели

25.

Оформление персональной выставки

Март

Воспитатели

26.

Оформление выставки «Маленький художник» во второй младшей группе «Золотой ключик»

Март

Воспитатели

9. Этапы реализации проекта

  • 1 этап (подготовительный). Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.
  • 2 этап (основной). Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.
  • 3 этап (заключительный). Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта.

10. Формы предъявления результатов проекта

  • Рассматривание иллюстраций, книг, картинок.
  • Беседы «Русская изба», «Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой».
  • Знакомство с фольклором: чтение сказок, разучивание потешек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
  • Работы детей в различных техниках.
  • Коллективная аппликация «Хоровод матрешек».
  • Альбом «Дымковская игрушка».
  • Дидактические игры: «Собери матрешку по росту»», «Расскажи о народном промысле», «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей).
  • Фотоальбом «Помним и чтим культуру народа».
  • Фотовыставка «В умелых руках рождается игрушка».

11. Предполагаемые результаты деятельности проекта

В результате реализации данного проекта ожидаем, что у детей сформируется эмоциональный отклик при ознакомлении с художественной литературой (сказки, потешки и т.п.), развитие общего кругозора, интерес к народному творчеству. Что в дальнейшем поспособствует развитию богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к народной культуре.

У родителей повысится уровень нравственной культуры, повысится уровень знаний в вопросе воспитания у детей любви к Родине.

12. Планирование и организация деятельности проекта

Работа педагогов

Работа с детьми

Работа с родителями

1. Поиск информации для оформления проекта.

1.Прослушивание музыкальных композиций.

1.Консультации для родителей «Как приобщить ребенка к русской культуре».

2.Организация РППС группы в рамках реализации проекта.

2.Рассматривание иллюстраций, картинок.

2.Мастер-класс «Изготовление дымковской игрушки» (из бросового материала).

3.Создание картотеки пословиц, поговорок, загадок, потешек по теме проекта.

3.Чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию.

3. Фотоальбом «Помним и чтим культуру народа».

4.Подбор художественной литературы по теме проекта.

4. Тематические беседы, занятия.

4. Папа-передвижка «2022 год - Год культурного наследия народов России».

5.Разработка конспектов тематических бесед, занятий по рисованию, лепке.

5. Лепка из соленого теста «Баранки».

5. Изготовление поделки «Коромысло с ведрами».

6.Изготовление дидактических игр: «Собери матрешку по контуру», «Собери матрешку по росту», «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей), «Расскажи о народном промысле».

6. Матрешка (пластилин, краски, фломастеры).

6.Папка-передвижка «История создания матрешки».

7.Разработка информационного материала для родителей (альбомы, памятки, консультации).

7.Коллективная аппликация «Хоровод матрешек».

7.Изготовление поделки «Колодец».

8.Создание картотеки народных подвижных и хороводных игр.

8.Самостоятельное творчество детей (раскраски: «Лошадка», «Матрешка», «Барашек», «Петушок», «Барышня»).
Аппликация «Дымковская салфетка».

8.Консультация «Загадка дымковской игрушки».

9.Оформление выставки к конкурсу «Маленький художник».
Оформление фотовыставки «В умелых руках рождается игрушка».

9.Дидактические игры: «Собери матрешку по контуру», «Собери матрешку по росту», «Одень кукле нарядное платье» (в стиле росписей), «Расскажи о народном промысле».

9.Совместное домашнее задание «Раскрась матрешку».

13. Анализ результатов проекта

Во время реализации данного проекта приняли участие дети младшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.

Данный проект способствовал развитию первоначальных представлений об истоках народной культуры у детей 3-4 лет.

В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:

  1. Повышение интереса к народному фольклору, к народным промыслам, к традициям, игрушкам, к народному быту у детей и их родителей.
  2. Развитие у детей творческих и познавательных способностей.
  3. Развитие практической деятельности в ходе проведения проекта «Истоки народной культуры детям».

Народное творчество - источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни. Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа.

Приложения

Литература

  1. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», вторая младшая группа/ Учебники: доп. пособия, Мозаика-Синтез, 2015. 112 с.
  2. Вершинина Н., Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно - прикладного искусства в процессе дидактических игр // Дошкольное воспитание.- 2004-№6-с.42.
  3. Гейкер Н. Национально региональной компонент в работе с детьми. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №9. с.33.
  4. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 1985. 192 с.
  5. Павлова Л. Фольклор для маленьких//Дошкольное воспитание. - 1990. №10. с.51.
  6. Фольклор и дети: Сборник материалов /составитель Д.Л.Крейдлина. - М.: НМЦ, 1994, 54 с.
  7. От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 336 с.
  8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.