Роль мастера профессионального обучения в подготовке водителей

Разделы: Технология


Одной из главных задач обучения вождению является качество подготовки и допуска водителей к управлению автомобилем, которые необходимо решить для повышения безопасности дорожного движения. Но в решении этой задачи есть одна проблема: подготовка мастеров профессионального обучения, которые должны уметь донести и объяснить темы занятий так, чтобы обучающийся мог усвоить данный материал.

Мастер должен научить обучаемого анализировать собственные действия и развивать способность в дальнейшем самостоятельно исправлять допущенные ошибки и нарушения техники безопасности. Из основных элементов подготовки водителей является практическое обучение вождению автомобиля, где главным действующим лицом, ответственным за передачу знаний и навыков профессионального мастерства, является мастер производственного обучения. От него зависит в значительной степени осуществление межпредметных связей в реальных условиях дороги, применение средств и методов работы. Необходимо также связывать теоретические знания ПДД с практическим применением их в реальных условиях обучаемым. Научить прогнозировать развитие сложных дорожных ситуаций и выбирать правильные и безопасные приемы вождения в соответствии с условиями и характером движения. Развивать логику мышления обучаемого и соблюдения необходимых действий в различных нестандартных ситуациях, возникающих в процессе обучения. Подготовка профессиональных кадров в значительной степени зависит от подготовки к проведению занятий самих преподавателей и мастеров производственного обучения. Тщательно спланированное и проведенное занятие по практическому вождению, где детально продуман и подробно изложен весь процесс обучения, донесенный до каждого обучаемого, является необходимым условием подготовки профессиональных кадров. Для этого методическая разработка занятия должна включать в себя:

  • Подробное изложение процесса обучения.
  • Технику безопасности перед началом занятия и в процессе выполнения упражнения.
  • Постановку реально выполняемых целей и задач для данного учреждения.
  • Критерии контроля и оценки действий.
  • Проверку усвоения пройденного материала.
  • Домашнее задание с учетом темы упражнений и допущенных ошибок при их выполнении.

Мастеру профессионального обучения вождению автомобиля необходимо каждое практическое действие сопровождать комментариями, связывать их с уже освоенными навыками и умениями, обеспечить соблюдение последовательности и отдельных действий, с учетом дорожных и климатических условий, состояние дорожного полотна и интенсивности движения. Считаю, что мастеру необходимо своевременно анализировать происходящие изменения в ПДД и методике обучения с тем, чтобы корректировать процесс обучения с учетом этих изменений. Необходимо создавать новые формы и методы обучения и постоянно совершенствовать их с учетом изменений научно-технического прогресса, требований общества, перспективу их развития. Одним из основных современных требований к подготовке водителей сегодня является повышение культуры вождения, формирование стереотипов законопослушного водителя. Для улучшения качества подготовки водителей в своей работе используем такие виды, как рассмотрение наиболее часто совершаемых видов нарушений. Такими нарушениями являются:

  • Несоблюдение очередности проезда перекрестков.
  • Выезд на полосу встречного движения.
  • Нарушение правил проезда пешеходных переходов.
  • Нарушение правил дорожного движения при перестроении, на подъемах и спусках.
  • Превышение скорости движения.

На занятиях рассматриваем проблемные ситуации на дорогах с учетом таких нарушений и предлагаю обучаемым самим найти выход из них. Например: приближаясь к перекрестку неравнозначных дорог по второстепенной дороге, предлагаю обучаемому изложить план действий с учетом изменения направления движения других участников дорожного движения. Прогнозируя развитие дорожной ситуации, обучаемый постепенно сам приходит к правильному решению, с уважением относиться к другим участникам движения, учиться быть терпеливым к пешеходам. Считаем, что передавая обучаемым технические знания и опыт вождения автомобиля, необходимо воспитывать у обучаемых чувство собственного достоинства, соблюдения взаимной вежливости и терпимости к другим участникам дорожного движения.

Только выполнение этих целей и задач на должном уровне будет способствовать подготовке профессиональных кадров, успешной реализации программ производственного обучения.